UA / RU
Поддержать ZN.ua

Медики-волонтеры. Спасая жизни на линии обороны

В зоне АТО сейчас огромное количество медиков разных специализаций и рангов: от зоотехников-начмедов до мобилизованных или добровольно отправившихся на фронт профессоров. Активные боевые действия, непрерывный поток раненых со сложными политравмами, массовое обострение "хроники" у сидящих в окопах - доктора понимают, что эти проблемы устаревшими методами не одолеть.

Автор: Елизавета Гончарова

В зоне АТО сейчас огромное количество медиков разных специализаций и рангов: от зоотехников-начмедов до мобилизованных или добровольно отправившихся на фронт профессоров. Активные боевые действия, непрерывный поток раненых со сложными политравмами, массовое обострение "хроники" у сидящих в окопах - доктора понимают, что эти проблемы устаревшими методами не одолеть.

Максим Цыганок, начальник Первого добровольческого медицинского госпиталя, который уже четыре месяца базируется в Артемовске, рассказывает: на примере именно добровольческого объединения (где можно избежать сопротивления чиновников) врачи пытаются внедрять мировые стандарты оказания первой помощи.

- Волонтеры худо-бедно обеспечивают солдат необходимыми средствами, комплектуют аптечки, завозят жгуты и бандажи. Но если не обучить оказанию помощи абсолютно всех - от начмеда до рядового - все это будет ненужным и никому не спасет жизни. Поэтому наши тренеры, которые прошли специальные курсы и получили сертификат, ежедневно проводят занятия в разных воинских частях, в том числе и на передовой. Подразделения уже встают в очередь - пришло понимание, что это важно. И гражданские врачи тоже должны учиться новым правилам работы, где нет привычной операционной, знакомого анестезиолога, понимающей с полуслова операционной сестры, но все равно есть возможность спасти человеческую жизнь, - говорит начальник госпиталя.

Так, по мнению докторов ПДМГ, заново родилась настоящая больница скорой помощи в Мариуполе, когда в приграничный город подтянулись высококлассные специалисты, а службу оказания помощи начали переводить на стандарты НАТО. Нечто подобное сейчас происходит почти по всей линии противостояния, когда война заставляет превращать районные больницы в госпитали, а каждого бойца - обучаться стандартам тактической медицины.

Есть среди добровольцев и парамедики, которые уже прошли самые горячие точки войны на востоке Украины. О Виталии Машкове коллеги говорят как о легенде: "Вытаскивал тех, кто без него бы не доехал!" На его счету спасенные жизни ребят, воевавших под Песками, Дебальцево, там, где оказывать жизненно важную и достаточно сложную помощь приходилось и в "красной зоне", и по дороге в больницу.

- К сожалению, чаще всего сейчас выполняется только одна задача - вывезти раненого. Погрузить и жать на газ, авось доедет! Но иногда время вывоза больше часа, теряются главные минуты, когда жизнь можно было бы спасти. Важно научить каждого, кто может оказаться рядом, навыкам спасения своей и чужой жизни. Поэтому мы и мотаемся по воинским частям, показываем, рассказываем, - говорит парамедик.

Парамедик Виталий Машков и терапевт Людмила Глиняная
Елизавета Гончарова, ZN.UA

Идея создать именно добровольческий госпиталь, в котором могли бы оперировать на волонтерских началах светила медицины, возникла почти сразу после начала войны. Многие из нынешних врачей знакомы еще с Майдана.

- Наш госпиталь, как и многие волонтерские инициативы, родом с Майдана. Когда началась война, мы поняли, что нужно создавать передвижной волонтерский госпиталь. Нашим первенцем стал "Урал", который мы планировали переоборудовать в операционную и автоперевязочную. Но вышло так, что "Урал" теперь - передвижной рентген, который очень востребован и для бойцов на передовой, и для мирного населения в обстреливаемых населенных пунктах, где сейчас зачастую нет вообще никакого медицинского обслуживания, - рассказывает Цыганок.

К сожалению, на днях аппарат сломался, не выдержав огромной нагрузки. Теперь медики собирают средства на ремонт. А потрудиться рентгенаппарату пришлось ударно: куда бы ни заносило врачей на "Урале", везде выстраивалась очередь. Бабушки в отдаленных районах Артемовска до сих пор из уст в уста передают легенду о "большой машине с докторами", благодаря которой медосмотры смогли пройти даже 100-летние.

- Иногда это единственный способ провести быстрый профосмотр, например, на передовой. Ну не тащить же всю роту в город, чтобы сделать снимки! А порой это очень нужно, например, если есть контакт с больным туберкулезом. К сожалению, такие случаи не единичны: полевые условия жизни солдат провоцируют легочные заболевания, в том числе и туберкулез. Во время последнего осмотра мы выявили двух заболевших, - говорит терапевт госпиталя Людмила Глиняная.

По "сарафанному радио" весь Артемовск узнал, что в передвижном госпитале принимают врачи, которые не просто консультируют, но и часто бесплатно дают лекарства, переданные в их аптеку волонтерами. Да еще какие врачи! Недавно фурор произвел визит известного нейрохирурга из "Феофании" Олега Лазоренко, который провел несколько уникальных операций, спасая жизни местных жителей и бойцов. Такие, казалось бы, мелочи иногда делают для сближения разведенных по разные стороны людей больше, чем пафосные речи политиков или декларация единства нации.

- А у меня в Песках была одна пациентка - бабушка, год после инсульта, тяжелые последствия. Назначил лекарства, присматривал за динамикой, больная стала гораздо веселее. Потом говорит: "Спасибо, доктор! Мне легче. Я когда приезжаю в Донецк, так всем и говорю, что вы нас не обижаете, а наоборот". Вот такие взаимоотношения… - вздыхает парамедик Виталий Машков.

Настоящим испытанием для персонала ПДМГ стала операция под Дебальцево. Несколько суток плечом к плечу с местными и военными докторами волонтеры спасали ребят. С таким потоком раненых до этого никто не сталкивался. Тогда волонтер ПДМГ, известный сосудистый хирург Владислав Грабовец спас восемь ног шести солдатам. Если бы его не оказалось в тот момент, шесть парней стали бы инвалидами.

- Помню, выхожу в очередной раз из операционной, а местные волонтеры спрашивают: "Где тут медсестры, которым чай нужно налить?" Стало приятно, потому что в госпиталь часто бегают местные жители: переодевать, кормить, забирать домой. Если честно, раньше я на Донбассе никогда не была, но предвзятое отношение присутствовало. Очень приятно, что сейчас я в эти стереотипы уже не верю: видела своими глазами столько людей, готовых помогать, - вспоминает Людмила Глиняная.

Несмотря на это, многие даже во врачебном сообществе все же с опаской относятся к независимому объединению, по аналогии с добровольческими батальонами. В уникальной структуре волонтерского госпиталя есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, подобная структура наиболее мобильна и быстро реагирует на потребности. Нужен специалист определенного профиля - приезжает доктор на месяц в командировку: начальник ПДМГ официально остается врачом-травматологом Киевской больницы №17. Так поступает весь персонал госпиталя - 36 человек, 12 из которых медики. Но, с другой стороны, такая самостоятельность, неподчинение структурам министерства здравохранения или обороны лишает госпиталь координации с другими.

- Сейчас мы стремимся к максимальному взаимодействию с военными и гражданскими лечебными учреждениями, местными властями, волонтерами разного ранга. И это не самодеятельность, а самостоятельность. Мы не вооружены, поэтому никакой опасности для окружающих не представляем. А вот пользу - пожалуйста! - считает Максим Цыганок.