UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лис, который ходил по лезвию

Журналисты за дипломатический дар и маневры прозвали Шеварднадзе Белым лисом. Сам он оценивал свой путь тоже афористично. "Было похоже на хождение по лезвию", - так изображал политик свое руководство Грузией. Но, скорее, это касалось всего его жизненного пути.

Автор: Юрий Примачук

Эдуарда Шеварднадзе в последний путь провожают всем миром, поскольку его знали все. Главным образом как президента, смещенного революцией. Но это лишь финал его долгой, интересной и не всегда однозначной карьеры. Журналисты за дипломатический дар и маневры прозвали Шеварднадзе Белым лисом. Сам он оценивал свой путь тоже афористично. "Было похоже на хождение по лезвию", - так изображал политик свое руководство Грузией. Но, скорее, это касалось всего его жизненного пути.

Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе родился в селе Мамати на западе Грузии 25 мая 1928 г. Семья была многодетной, так что мальчик с детства привык к труду. Как только ему исполнилось 18 лет, перебрался в Тбилиси, где стал инструктором в райкоме КПСС. За 10 лет он семь раз (!)менял должности в партийной структуре, восходя все выше и выше. Без связей сделать такую карьеру можно было, лишь обладая незаурядным организаторским талантом. Параллельно Шеварднадзе окончил медицинский техникум. А в 1959 г. стал выпускником Кутаисского педагогического университета. Однако в педагоги Эдуард так и не пошел. Он выбрал партийную работу, где дослужился до руководителя республиканского комсомола. Там же впервые познакомился с молодым Михаилом Горбачевым.

В 1968 г. его внезапно перевели на должность главы МВД Грузии. В то время проблемой номер один в стране была коррупция. Грузия "прославилась" ею на весь СССР. И здесь экс-комсомолец вдруг проявил стальной характер. Было уволено около 40 тыс. человек, арестовано же, если верить некоторым данным, более 30 тыс. Шеварднадзе снимал даже министров, заменяя их молодыми специалистами и... кагэбистами. Говорят, он однажды переоделся в крестьянина и проехался по границе с грузом. А на следующий день начались "чистки" пограничников. Под прицелом были все. За строгость грузины прозвали его "боссом". Но и бюрократическая оппозиция не спала - эта кампания вызвала длительное сопротивление. И после Шеварднадзе коррупция снова расцвела. Хотя деятельность министра наверху оценили.

Но это было потом. Пока что карьерное восхождение Эдуарда Амвросиевича продолжалось. Уже в 1972 г. он занимает должность руководителя Грузии. Шеварднадзе вполне оправдал прозвище Белый лис. Он говорил, что "солнце для грузин восходит в России", но сохранил грузинский язык как государственный. Прославлял Брежнева, но внедрял десятки экономических новаций. Не допускал "антисоветчины" - а тем временем продолжалось интеллектуальное развитие республики. Руководитель же иногда и сам тихонько помогал тому или другому человеку избежать "антисоветской" статьи.

Не утонув в партийных колебаниях, Шеварднадзе в 1985-м возглавил уже МИД СССР. Таких прогрессивных и современных министров Запад еще не видел. Грузинский политик быстро завоевал уважение Европы, которая не воспринимала брежневских консерваторов. Его же, наряду с Горбачевым, можно назвать архитектором "перестройки", изменившим внешнюю политику Союза. "Международные отношения не должны строиться на идеологии!" - провозгласил новый министр.

Парадокс, но выходец из партийной структуры как раз и отмел идеологические догматы. Так он пришщел к взаимопониманию и с американцами, и с немцами, с которыми всегда были непростые отношения. При каденции Шеварднадзе объединилась Германия. Завершилась гонка вооружений. Началось урегулирование афганского вопроса. Хотя еще несколько лет назад мир готовился к третьей мировой. Теперь же Восточной Европе было сказано: "Пусть делают, что хотят". Но слов Шеварднадзе о том, что "дружбу и уважение нельзя навязать танками", многие в Москве не простили. Западные источники даже называют главу МИД более либеральным, чем сам Горбачев.

Когда распался Союз, экс-дипломат остался без должности. Но ненадолго. В Грузии шла гражданская война, и парламент решил, что именно этот человек спасет страну. Шеварднадзе вернулся в 1992 г. и стал "третьей силой", которая прекратила войну. Как всегда, спорным решением - с помощью российских войск. Руководитель Грузии уверял: это достойная цена спасения от тех, кто начал конфликт. Но восприняли такую цену далеко не все. Интересно, что параллельно он строил отношения и с Западом. Началось сотрудничество с МВФ, страна получила деньги. В Грузии все же стало спокойнее, но лишь на некоторое время.

Скоро все то, против чего Шеварднадзе раньше боролся, ударило по нему снова. Только он замирил страну, как вспыхнула новая война в Абхазии. Кто виноват - спорят до сих пор. Кто-то винит армию, не слушавшую президента, кто-то упоминает другие факторы. Война кончилась поражением и обернулась сотнями тысяч беженцев. Противники президента совершали покушения и поднимали восстания. Президент строил отношения с Россией, но этот союзник оказался слишком непостоянным. Бывший борец с коррупцией теперь позволил ей просто завладеть страной. Обвинения звучали и в адрес его родственников. Теневая экономика, непотизм, взяточничество и злоупотребления силовиков - все это удобряло почву, на которой созрела "розовая революция". Ее сюжет известен. Шеварднадзе отрекся от власти, заявив, что не хочет нового кровопролития.

И это оказалось его последним дипломатическим маневром. Политик не выказывал симпатии к новой власти, но к реваншу не стремился. Остаток жизни он провел далеко от политических баталий, работая над многочисленными сборниками мемуаров. Это был едва ли не единственный его шаг, о целесообразности и подлинных мотивах которого не спорили.