UA / RU
Поддержать ZN.ua

Когда история могла пойти по-другому…

Было бы исторически справедливо переименовать улицу Ванды Василевской в честь ее отца - самого крупного польского украинофила начала ХХ века - Леона Василевского.

Автор: Александр Шевченко

В истории каждого народа есть личности, олицетворяющие определенный альтернативный путь истории. Личности, чьи идеи по той или иной причине не были реализованы.

Сегодня такие личности и их идеи не только дают почву для размышлений "а что если бы…", но и зачастую являются символами героической борьбы и, что самое важное, могут давать нам уроки на будущее.

В нашей стране такими личностями, безусловно, является ряд общественных, политических деятелей и мыслителей начала ХХ века, каждый из которых имел свое видение и в определенной степени реализовывал идею независимой Украины - это и Симон Петлюра, и Павел Скоропадский, и Евгений Петрушевич, и Михаил Грушевский. Но тогда ни одной из их идей о независимости не суждено было стать реальностью, и Украина еще более семидесяти лет оставалась порабощенной.

В 1918 году по-иному сложились обстоятельства для Польши: после 123 лет порабощения польское государство снова появилось на карте Европы. Одним из первых вопросов, представших перед руководством восстановленного государства, - каким образом строить Польшу? Это должна быть мононациональная страна, где будет проводиться политика ассимиляции национальных меньшинств, - или все же Польша может быть многонациональной? Именно эту вторую идею пропагандировал и был ее концептуальным архитектором первый министр иностранных дел Польши в ХХ веке, выпускник Львовского университета, историк, специализировавшийся на украинской тематике, и истинный украинофил Леон Василевский.

Он родился в 1870 году в тогдашней столице Российской империи - Санкт-Петербурге, где его отец был органистом в Костеле святого Станислава. Дома семья Василевских разговаривала исключительно по-польски, родители привили Леону патриотизм, свободолюбие и привычку к самообучению. У Василевского было лишь минимальное формальное образование, но он очень быстро определился с кругом своих интересов и постоянно учился чему-то новому. Одна за другой молодой Леон Василевский поглощал книги по истории, литературу славянских народов и новые языки. Он был настоящим полиглотом - кроме польского и русского, владел украинским, белорусским, хорватским, чешским, немецким и английским языками. Не удивительно, что еще в юном возрасте он начал сотрудничать с отдельными петербургскими газетами. Именно тогда начал глубже интересоваться украинской тематикой. В этот период выходят первые статьи Василевского об украинцах в Галичине. Также он углубляется в изучение украинской политической мысли.

В 1893 году 23-летний Леон Василевский переезжает во Львов, где становится студентом философского факультета университета. Там он знакомится лично с рядом представителей украинской интеллигенции, среди которых был Иван Франко.

Львовский университет Василевский не окончил, переехав в следующем году в Прагу. Его склонность к самообучению делала почти невозможными попытки вписать его в определенную образовательную систему. Вот что пишет о Василевском политолог Барбара Стошевская: "Он в ранней молодости развивался интеллектуально очень самостоятельно и независимо. Можно сказать, что создал свой собственный университет, аудиториями которого были редакции газет и салоны, а профессурой там были, между прочими, такие люди, как Иван Франко и Томаш Масарик".

Параллельно Василевский начинает интересоваться популярными в тот период социалистическими идеями. На волне этот интереса в 1894 году Василевский начинает переписку с основателем украинского социализма Михаилом Драгомановым. А в следующем году в Праге Василевский издает польский перевод брошюры Драгоманова, об отношении социалистов к религии. Еще спустя два года Василевский становится членом Польской социалистической партии (Polska Partia Socjalistyczna, PPS) и знакомится с Юзефом Пилсудским.

С тех пор Василевский активно начинает заниматься не только научной деятельностью, но и политикой. Очень быстро он показывает себя как грамотного организатора, страстного оратора и дальновидного политика и становится одним из влиятельных членов PPS. Членом Польской социалистической партии Василевский будет оставаться до конца своей жизни.

Впрочем, несмотря на активную политическую карьеру, Василевский не оставляет и своей научной деятельности, и продолжает заниматься в том числе и украинской тематикой. В 1912 году публикуется фундаментальный исторический труд Леона Василевского "Украина и дело украинское", в котором он описывает всю историю Украины, начиная от славянских племен на будущих украинских территориях и вплоть до начала ХХ века. Отдельный раздел в этой работе Василевский посвящает украинской культуре. Он рассказывает о творческом наследии Ивана Нечуй-Левицкого, Панаса Мирного, Ивана Карпенко-Карого, о значении украинского театра, а также публикует полную библиографию Тараса Шевченко.

В тот же период начала формироваться идея, которую со временем начнут называть федерационной идеей Пилсудского, хотя реальным ее автором был Леон Василевский. И время этой идеи наступило только в 1918 году, когда после Первой мировой войны Польша наконец обрела независимость, но определенной была только ее западная граница. Именно тогда разворачивались жаркие дискуссии между сторонниками федерационной идеи Пилсудского и инкорпорационной идеи его главного оппонента Романа Дмовского. Архитектором федерационной идеи был собственно Леон Василевский, чьи многочисленные наработки в конечном итоге стали частью программы PPS. Эта идея базировалась на том, что Польша заинтересована в поддержке и возникновении независимых Украины, Беларуси и Литвы и прочном, прежде всего военном союзе между этими странами для сопротивления агрессивной Советской России. Сама же Польша, согласно идеям Василевского, должна была стать многонациональным государством, где будут учитываться и уважаться права национальных меньшинств, прежде всего украинцев и белорусов. В инкорпорационной же концепции Романа Дмовского говорилось о том, что главная угроза для Польши - не Советская Россия, а Германия. На Россию же Дмовский смотрел как на потенциального союзника и считал, что Польша должна быть исключительно мононациональной страной, где национальные меньшинства должны были бы полонизироваться и ассимилироваться.

В первом польском правительстве после восстановления независимости в 1918 году Леон Василевский был назначен министром иностранных дел. В конце концов, это говорит не только об авторитете Василевского, но и о настроениях тогдашней польской элиты относительно восточных территорий.

Впрочем, министром Василевский пробыл лишь без одного дня два месяца. После смены первого, временного правительства, сменился и министр. Но Василевский остался работать в Министерстве иностранных дел. Как делегат от Польши он принимал участие в Парижской мирной конференции, а в 1920–1921 годах был послом Польши в Эстонии.

Тем временем продолжалась кровавая советско-польская война. Польша должна была стать первой страной, которой безумные большевистские бандиты хотели навязать свой вариант кровавого коммунизма. Впрочем, "Чудо на Висле" и польские солдаты, в союзе с армией УНР во главе с Симоном Петлюрой, не дали этому случиться.

А в 1921 году идеи Василевского фактически потерпели крах. И произошло это в Риге, где в составе польской делегации на подписании мирного договора после советско-польской войны был и сам Леон Василевский.

На то время, после ряда кровавых войн, значительно усилились позиции националистически настроенных польских политиков. Фактически вся польская делегация в Риге, кроме Леона Василевского и Генрика Страсбургера, была сторонниками идей Романа Дмовского. Поэтому почти сразу польская делегация признала участником переговоров не УНР, а УССР. Фактически этим действием был положен конец идеям о независимой Украине в начале ХХ века.

Трудно сказать, могла ли польская делегация поступить иначе. Польское общество и армия были измождены продолжительными войнами, тогда как Советская Россия оставалась крупным, агрессивным и опасным врагом. После определения восточных границ Польши стало ясно, что с федерационной идеей покончено.

После подписания Рижского мирного договора Леон Василевский почти прекращает политическую деятельность, оставаясь при этом членом PPS. Но он активно продолжает заниматься научной деятельностью, печатает статьи и труды, среди них - и по украинскому вопросу. В 1924 году Василевский становится руководителем Института исследований новейшей истории Польши.

После майского переворота и возвращения во власть Юзефа Пилсудского в 1926 году Василевский в этот раз не присоединяется к нему, занимаясь только научной деятельностью.

Идеи Леона Василевского в определенной степени стали источником для концепции Ежи Гедройца и Юлиуша Мерошевского, которая была сформирована в 1970-е годы и стала концептуальной основой для признания и благосклонной политики Польши по отношению к Украине, после реального обретения двумя странами независимости.

Таким образом, хоть идеи Василевского не воплотились и не могли воплотиться при его жизни (Василевский умер в 1936 году), они стали фундаментом для дружеских польско-украинских отношений в конце ХХ в.

Именно поэтому, в тяжелые времена в отношениях между Польшей и Украиной, мы можем и должны вспоминать о людях, которые на протяжении всей жизни работали ради примирения и мирного сосуществования двух народов.

Ныне в рамках декоммунизации в Киеве должна быть переименована улица, названная в честь дочери Леона Василевского - польской советской писательницы Ванды Василевской. Возможно, было бы довольно креативно и, главное, исторически справедливо переименовать эту улицу в честь, наверное, самого крупного польского украинофила начала ХХ века - Леона Василевского.