UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фотоживопись Николая Шибика

Николай Шибик не считает себя профессиональным фотографом, тем более фотохудожником. Так его называют те, кому довелось увидеть снимки, сделанные Николаем Александровичем при помощи незатейливой фотокамеры, лишенной каких-либо "наворотов".

Автор: Александр Артеменко

Николай Шибик не считает себя профессиональным фотографом, тем более фотохудожником. Так его называют те, кому довелось увидеть снимки, сделанные Николаем Александровичем при помощи незатейливой фотокамеры, лишенной каких-либо "наворотов". Почему? Попробую объяснить на простом примере.

Памятник выдающемуся украинскому поэту и художнику Тарасу Шевченко, установленный напротив красного корпуса Киевского университета, давно стал одним из символов нашего города. Ежедневно мимо проходят десятки тысяч людей, и трудно найти человека, который стал бы оспаривать, что поэт с высокого постамента смотрит прямо на университетский корпус. А Николай Александрович подметил, что взгляд Тараса Григорьевича направлен несколько левее, на здание университетской библиотеки. И потратил немало времени и сил, чтобы среди густых зарослей кустарника найти ту единственную точку, с которой можно поймать этот взгляд в объектив фотоаппарата. Не зря ведь говорят, что глаза - зеркало души. И нельзя до конца постичь истинную сущность Кобзаря, пусть даже изваянного в бронзе, пока не заглянешь ему в глаза.

Познать суть и передать другим познанное - это желание автора прочитывается в каждом его фотоснимке: будь то новостройки Левобережья, отражаемые в предрассветном Днепре, Лаврская колокольня над днепровской кручей или бронзовый Паниковский на Прорезной…

Как правило, чтобы достичь такой выразительности, нужны долгие годы упорного труда. Но Николай Шибик впервые взял в руки фотоаппарат в том возрасте, когда большинство его ровесников предпочитают сидеть во дворе на скамеечке, Чуда не произошло: о неожиданно открывшемся таланте речь не идет. Все гораздо проще: Николай Александрович талантлив был всегда, а теперь нашел своему дарованию новое применение.

Его творческие способности начали раскрываться еще в 1949-м, когда Николай поступил на отделение журналистики филологического факультета Киевского университета.

- Годы войны и послевоенной разрухи накладывали свой отпечаток на тогдашнюю жизнь, - вспоминает Николай Александрович. - Было голодно, трудно, но к учебе все относились ответственно. На помощь со стороны рассчитывать не приходилось, поэтому в свободное время мы осаждали всевозможные редакции в надежде опубликовать свои первые "нетленные" произведения и пополнить скромный студенческий бюджет.

К 1954 г. отделение филфака было реорганизовано в факультет журналистики, и Николай Шибик попал в число его первых выпускников.

А потом была работа. Сначала - корреспондентом фастовского куста от "Киевской правды", затем - непосредственно в штате этой газеты. Вскоре ему стали подвластны все газетные жанры - информация, репортаж, интервью, фельетон… Его острые и актуальные публикации вызывали неизменный интерес читателей.

Главным редактором газеты в ту пору был Дмитрий Прилюк, один из основоположников отечественного журналистиковедения. Такому корифею понадобилось не много времени, чтобы оценить молодого талантливого журналиста, и Николю Шибику доверили заведовать отделом.

На новой должности он готовил обзоры прессы для ЦК Компартии Украины. Со временем ему предложили перейти на постоянную работу в аппарат ЦК. Почти десять лет трудился инструктором, консультантом, заведовал сектором по вопросам периодической печати, книгоиздательства и полиграфии. Позже стал заместителем председателя Госкомиздата УССР, возглавлял творческий коллектив "Рабочей газеты", Национальный союз журналистов Украины.

На таких должностях легко "забронзоветь". Но Николай Александрович всегда оставался требовательным к себе, внимательным и деликатным - к коллегам. Стремление "поруководить" заменял тесным общением с подчиненными, не ущемляя их профессиональных амбиций и подзадоривая к творческой и инициативной работе. Еще в середине 60-х в газете "Советская культура" была опубликована большая статья Николая Шибика "Не подручные, а соратники", что говорит о позиции автора, которой он не изменяет по сей день.

После выхода на пенсию, Николай Александрович столкнулся с проблемой, о существовании которой раньше и не подозревал, - избытком свободного времени. Решить ее помогла случайность. Однажды, вернувшись с прогулки, он рассказал домашним о занятном эпизоде, свидетелем которого стал. "Жаль, что нету фотоаппарата, Получился бы замечательный снимок". Дочь молча поднялась с дивана, вышла в соседнюю комнату, и через минуту протянула отцу небольшую коробочку. "Держи, - сказала она, - пусть это всегда будет при тебе". В коробочке оказался тот самый фотоаппарат - незатейливый и без "наворотов".

С тех пор проблема свободного времени была решена раз и навсегда. Теперь едва ли не каждое утро Николай Александрович торопится выйти из дома, чтобы успеть к началу работы общественного транспорта, и отправляется на фотоохоту по городу и окрестностям, а к вечеру возвращается с трофеями.

"Новые киевляне" не любят город. О чем свидетельствуют безвкусные новострои, грязные разбитые дороги, варварски вырубленные зеленые насаждения. Главная ценность фотоснимков Николая Шибика в том, что Киев на них такой, каким он был и должен оставаться всегда - величественный, романтический и уютный. Пройдет время, и они могут стать незаменимым пособием для тех, кто примется, наконец, за восстановление истинного облика нашего города.