Николай Шибик не считает себя профессиональным фотографом, тем более фотохудожником. Так его называют те, кому довелось увидеть снимки, сделанные Николаем Александровичем при помощи незатейливой фотокамеры, лишенной каких-либо "наворотов". Почему? Попробую объяснить на простом примере.
Памятник выдающемуся украинскому поэту и художнику Тарасу Шевченко, установленный напротив красного корпуса Киевского университета, давно стал одним из символов нашего города. Ежедневно мимо проходят десятки тысяч людей, и трудно найти человека, который стал бы оспаривать, что поэт с высокого постамента смотрит прямо на университетский корпус. А Николай Александрович подметил, что взгляд Тараса Григорьевича направлен несколько левее, на здание университетской библиотеки. И потратил немало времени и сил, чтобы среди густых зарослей кустарника найти ту единственную точку, с которой можно поймать этот взгляд в объектив фотоаппарата. Не зря ведь говорят, что глаза - зеркало души. И нельзя до конца постичь истинную сущность Кобзаря, пусть даже изваянного в бронзе, пока не заглянешь ему в глаза.
Познать суть и передать другим познанное - это желание автора прочитывается в каждом его фотоснимке: будь то новостройки Левобережья, отражаемые в предрассветном Днепре, Лаврская колокольня над днепровской кручей или бронзовый Паниковский на Прорезной…
Как правило, чтобы достичь такой выразительности, нужны долгие годы упорного труда. Но Николай Шибик впервые взял в руки фотоаппарат в том возрасте, когда большинство его ровесников предпочитают сидеть во дворе на скамеечке, Чуда не произошло: о неожиданно открывшемся таланте речь не идет. Все гораздо проще: Николай Александрович талантлив был всегда, а теперь нашел своему дарованию новое применение.
Его творческие способности начали раскрываться еще в 1949-м, когда Николай поступил на отделение журналистики филологического факультета Киевского университета.
- Годы войны и послевоенной разрухи накладывали свой отпечаток на тогдашнюю жизнь, - вспоминает Николай Александрович. - Было голодно, трудно, но к учебе все относились ответственно. На помощь со стороны рассчитывать не приходилось, поэтому в свободное время мы осаждали всевозможные редакции в надежде опубликовать свои первые "нетленные" произведения и пополнить скромный студенческий бюджет.
К 1954 г. отделение филфака было реорганизовано в факультет журналистики, и Николай Шибик попал в число его первых выпускников.
А потом была работа. Сначала - корреспондентом фастовского куста от "Киевской правды", затем - непосредственно в штате этой газеты. Вскоре ему стали подвластны все газетные жанры - информация, репортаж, интервью, фельетон… Его острые и актуальные публикации вызывали неизменный интерес читателей.
Главным редактором газеты в ту пору был Дмитрий Прилюк, один из основоположников отечественного журналистиковедения. Такому корифею понадобилось не много времени, чтобы оценить молодого талантливого журналиста, и Николю Шибику доверили заведовать отделом.
На новой должности он готовил обзоры прессы для ЦК Компартии Украины. Со временем ему предложили перейти на постоянную работу в аппарат ЦК. Почти десять лет трудился инструктором, консультантом, заведовал сектором по вопросам периодической печати, книгоиздательства и полиграфии. Позже стал заместителем председателя Госкомиздата УССР, возглавлял творческий коллектив "Рабочей газеты", Национальный союз журналистов Украины.
На таких должностях легко "забронзоветь". Но Николай Александрович всегда оставался требовательным к себе, внимательным и деликатным - к коллегам. Стремление "поруководить" заменял тесным общением с подчиненными, не ущемляя их профессиональных амбиций и подзадоривая к творческой и инициативной работе. Еще в середине 60-х в газете "Советская культура" была опубликована большая статья Николая Шибика "Не подручные, а соратники", что говорит о позиции автора, которой он не изменяет по сей день.
После выхода на пенсию, Николай Александрович столкнулся с проблемой, о существовании которой раньше и не подозревал, - избытком свободного времени. Решить ее помогла случайность. Однажды, вернувшись с прогулки, он рассказал домашним о занятном эпизоде, свидетелем которого стал. "Жаль, что нету фотоаппарата, Получился бы замечательный снимок". Дочь молча поднялась с дивана, вышла в соседнюю комнату, и через минуту протянула отцу небольшую коробочку. "Держи, - сказала она, - пусть это всегда будет при тебе". В коробочке оказался тот самый фотоаппарат - незатейливый и без "наворотов".
С тех пор проблема свободного времени была решена раз и навсегда. Теперь едва ли не каждое утро Николай Александрович торопится выйти из дома, чтобы успеть к началу работы общественного транспорта, и отправляется на фотоохоту по городу и окрестностям, а к вечеру возвращается с трофеями.
"Новые киевляне" не любят город. О чем свидетельствуют безвкусные новострои, грязные разбитые дороги, варварски вырубленные зеленые насаждения. Главная ценность фотоснимков Николая Шибика в том, что Киев на них такой, каким он был и должен оставаться всегда - величественный, романтический и уютный. Пройдет время, и они могут стать незаменимым пособием для тех, кто примется, наконец, за восстановление истинного облика нашего города.