UA / RU
Поддержать ZN.ua

Айенгар. "Ослиная работа", которая действует

Этот человек, адаптировавший идею повсеместной практики йоги, определенным образом изменил жизнь многих современников и последователей. Но инструктор и учитель йоги, приверженцев которого можно отыскать в любой стране мира, на самом деле, более всего знаменит персональным преодолением.

Автор: Валентин Бадрак

14 декабря исполнилось 95 лет со дня рождения Беллура Кришнамачара Айенгара, одного из известнейших в мире популяризаторов древней оздоровительной системы йоги. Мастер и ныне здравствует, проводя в разных точках планеты невероятно популярные семинары. Но мало кто знает, что было время, когда его жизнь висела на волоске - из-за неизлечимого в те времена туберкулеза. Предлагаемый текст - глава из новой, готовящейся к печати, книги "Как преодолеть трагедию" (опыт выдающихся личностей).

"Ослиная работа, но она действует". Именно так однажды выразил свое отношение к древнейшему учению под названием хатха-йога. К концу 2013 года опыт его персональной практики йоги составил
80 лет. Знаменитый йогин написал ряд авторитетных книг о философии и практике возрожденной системы, завоевав внимание миллионов людей. Вряд ли будет преувеличением утверждение, что этот человек, адаптировавший идею повсеместной практики йоги, определенным образом изменил жизнь многих современников и последователей. Но инструктор и учитель йоги, приверженцев которого можно отыскать в любой стране мира, на самом деле, более всего знаменит персональным преодолением.

Рожденный в бедной индийской деревне, переживавшей во время его рождения пандемию испанского гриппа, он получил весьма неблагоприятный "кармический подарок". Жизнь в нем едва теплилась после перенесенных болезней: малярии, тифа и туберкулеза. К тому же в девятилетнем возрасте он лишился отца. Такой старт не сулил молодому человеку ничего хорошего, и, скорее всего, жизнь его оказалась бы наполненной страданиями и короткой, если бы он не задумался над возможностью ее изменить.

Никто не пророчил ему дожить даже до 18 лет. Вполне естественно, что необразованный, полубольной и полуголодный подросток не помышлял о смысле жизни, не ставил себе особенных задач. Им двигало только одно - желание жить. И желание жить здоровым, нормальным человеком. То есть, достичь хотя бы того среднего уровня, который обычно даруется природой при рождении.

Неизвестно, как развивался бы жизненный сценарий несчастного юноши, если бы ему не пришла мысль обратиться к знаменитому родственнику - известному йогу Кришнамачарье. В 15 лет хилый и вечно недомогающий, но страстно жаждущий изменить свою жизнь, юноша упросил мужа сестры заняться им, взяв его в ученики. Ему крупно повезло, потому что таким образом тут же кардинально изменилось и качество жизни - важнейший фактор в борьбе против недугов и кризисов. Поменялась вся организация жизни: окружение, питание, способ дыхания, образ жизни, образ мышления. Все это неминуемо затрагивает не только вопрос деятельности физического тела, но и меняет ход мыслей, ток энергии, намерения и устремления. Это стоит особо подчеркнуть, потому что дело далеко не только в том, что Кришнамачарья стал обучать нищего, больного родственника асанам и пранаямам - специальным физическим и дыхательным упражнениям.

Айенгар пришел к учителю в момент расцвета его деятельности. 45-летний Кришнамачарья уже семь лет жил в Майсоре, во дворце у махараджи, которого перед этим вылечил при помощи йоготерапии и аюрведы. Сам он обучался искусству ведического врачевания и практикам йоги с семи лет (кстати, Кришнамачарья прожил 101 год, поражая современников отменной физической формой и превосходно функционирующим разумом) и оказавшись в Майсоре, открыл специальную школу йоги. С одной стороны, он обучал практикам самого махараджу и членов его семьи, с другой, воспользовался ситуацией для популяризации древних практик. Кришнамачарья к тому времени выступал не столько практиком и учителем йоги, сколько врачевателем, использующим йогу для профилактики и лечения недугов. Нетрудно себе представить, что у Айенгара, вошедшего в окружение столь влиятельного учителя, жизнь изменилась так, словно он прибыл на другую планету. Как его тело, так и его мир претерпели путь очищения от всего, что может заслонять понимание цельного бытия. Из мутного, непроницаемого тумана юноша попал в мир кристально чистого неба. Прежде всего, вместе с шансом жить молодому человеку явился смысл - не просто научиться быть здоровым, но постичь великие знания. Может быть, для того, чтобы потом стать их носителем и распространителем.

Но, конечно, все началось с тела. Айенгар потом поведал о начале своей практики, которая оказалась наполненной болями еще и вследствие жесткого подхода учителя. "В молодости я болел туберкулезом, а тогда от него не было никаких лекарств. Врачи говорили мне, что я могу прожить до 16 или 17 лет. Хотя по здоровью я не годился для йоги, я благодарен ей за то, что она приняла меня. Я занимался неохотно, поскольку мое тело не гнулось, а было жестким, как железная кочерга, потому что до того я многие годы провел в постели. … И вот, через четыре года практики, я познал радость активности и с
1938 года получил в награду продление жизни".

Действительно, непрерывные дыхательные практики, контроль сознания и мышления путем медитаций за четыре года сделали Айенгара совсем другим человеком. Личностью с иным уровнем сознания. За четыре года парень преодолел путь от несчастного обладателя рыхлого, щуплого тела до совершенно здорового молодого человека. При этом известно, что проблемы тела (в том числе и травмы, являвшиеся следствием невероятного усердия) преследовали Айенгара до 40 лет. То есть, минуло целых 25 лет, прежде чем тело мастера стало идеально податливым и выполняющим непрестанно растущие требования своего хозяина.

Кажется, именно туберкулез и еще долго присутствовавший в жизни страх смерти заставляли его относиться к учению с большим рвением и вниманием, чем иных учеников. Другими словами, недуг стал катализатором, который сделал Айенгара мастером. Вот почему он так много внимания уделяет работе с телом. "Бог дал нам тело в качестве банка или первоначального капитала для всего остального. Заботьтесь об этом божественном капитале", - сказал Айенгар много лет спустя, достигнув уровня зрелого учителя, несущего миру искусство йоги. Не стоит думать, что открытие йоги само по себе расширило горизонт этого человека. На самом деле, ему пришлось упорно трудиться, чтобы дотянуться до осмысленной жизни. Но на этом фоне четыре-пять часов ежедневной практики вряд ли кому-нибудь покажутся легким делом.

Кто-то может воскликнуть: повезло с родственником, было кому научить. Не стоит торопиться, потому что не все так просто с индивидуальной практикой йоги Айенгара. Да, через четыре года, в 19 лет, по настоянию учителя Кришнамачарьи, Айенгар сам приступил к преподаванию йоги. Но весь его индивидуальный мир, все его путешествие рука об руку с целительной системой, будто бы было призвано непрестанно утверждать правомерность йоги служить смыслом как таковым. Проблемы физического уровня, которые пришлось решать носителю знаний о великом учении, постоянно возвращали его к смыслу бытия, пониманию, что нечто должно, обязано следовать за самой йогой. Этим "нечто" и стали книги, адаптация учения к современному этапу развития цивилизации.

Сначала он взялся досконально изучить все наследие о практике йоги. Это, в свою очередь, создало универсальный механизм развития сознания. Кришнамачарья, конечно, сыграл главную роль в жизни и выздоровлении своего ученика. Но он ничего не предоставлял, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой. Напротив, он заставлял Айенгара думать и самостоятельно проходить путь развития. Через много лет в своей книге "Прояснение жизни" мастер выдал удивительное откровение: "Я буквально шел от тьмы к свету, от смертельной болезни к здоровью, погружаясь из грубого невежества в океан знания. ...Сегодня у вас есть возможность учиться у многих талантливых учителей йоги. Когда я начинал свои занятия йогой, рядом со мной, к сожалению, не было мудрого и доброго учителя. Мой гуру не желал отвечать на невинные вопросы о йоге и не давал таких указаний и наставлений, какие я сам даю своим ученикам, помогая им постепенно и последовательно овладевать каждым аспектом новых асан. Он же просто требовал от меня, как и от других своих учеников, выполнения асаны, предоставляя нам самим разбираться во всех ее тонкостях…"

Кстати, это еще не вся история преодоления Айенгаром кризисов. Например, стоит упомянуть о том, что в возрасте 60 лет он попал в аварию, повредив плечо, позвоночник и колени. А всего через три месяца приключился еще один несчастный случай, в результате которого было повреждено другое плечо и опять травмировано колено. Иной бы в таком далеко не юном возрасте, возможно, опустил бы руки. Но только не Айенгар, знавший о болезни и смерти гораздо больше других. Те, кто детально изучал жизнь мастера йоги, утверждают: следующие десять лет им были потрачены на то, чтобы усердием и непреклонным упорством вернуть все достижения в работе с телом, которые имелись до аварии. Ему удались если не все, то подавляющее большинство поз, вернувших гибкость позвоночнику и подвижность суставам. На вопрос: "Что для вас является самым трудным в практике?" Айенгар иронично бросил: "Самое трудное - расстелить коврик".

Важнейший урок противостояния недугу от Айенгара - неделимая связь тела, разума и духа. Он как-то заметил, что большинство современных людей отделяет свой ум от тела, изгоняя душу из своей обыденной жизни, и это величайшая из ошибок современного представителя цивилизации. Так как благополучие каждого из трех составляющих - тела, ума и духа, - находится в зависимости от благополучия остальных. "Они тесно связаны друг с другом, как переплетающиеся волокна наших мышц", - подчеркивает мастер. Но дело не только в несгибаемой воле, но еще и в умении по-особому принимать ситуацию.

Учение создало феномен равновесия, которое составляет основу гармоничного, счастливого человека. В нашем реальном, слишком материализованном мире, чтобы сохранить здоровье, все более актуальным становится отказ от привязанности к благам, способность спокойно реагировать на двойственность самой жизни, на "черные полосы" и страдания. Именно к этому подводит упорная практика, часто называемая йогами развитием способности погружения во внутренний покой. "Йога учит нас, как исцелять то, что невозможно терпеть, и как терпеть то, что нельзя исцелить".

Практическим же результатом обретения смысла жизни стали несколько популярных в мире книг Айенгара - в них он систематизировал все знания, которые получил от своего именитого учителя, а также то, что открылось ему в процессе многолетней практики. Как свидетельствуют знатоки йоги, Айенгар к 32 "основным асанам" ("Гхеранды самхиты") добавил 168 новых. Однако наиболее важен даже не этот вклад Айенгара, а то "искусство простоты" (его выражение), которого он достиг и которое развил для упрощенного описания идей древней науки. Популярность Айенгара как проповедника йоги превысила его предшественников благодаря способности адаптировать философию и ключевые принципы йоги к современному миру. А ведь все началось с пресловутого туберкулеза, ряда других болезней и физической немощи. Не исключено: не возникни реальной угрозы жизни подростка из забитой деревни - не было бы в истории такой фигуры.

Сегодня часто вспоминают следующее "напутствие" Айенгара. "Нужно уметь ждать. Я сам встретил множество препятствий, но никогда не прекращал своей практики в то время как другие отступались, хотя мои физические данные изначально были слабыми и среда, в которой я жил, неблагоприятной. Если я смог продолжать, вы сможете тоже. Именно в этом смысле нужно понимать усилие. Не нужно воображать, как делают некоторые, что для максимального результата нужно минимальное усилие".