UA / RU
Поддержать ZN.ua

Открываем dark kitchen: почему недостаточно создать сайт, нанять поваров и курьеров

В течение последних лет мы часто слышим о бизнесе доставки еды. Этот рынок вырос в геометрической прогрессии. Такие факторы как пандемия и карантин создали спрос и предложение последовало незамедлительно.

Только в Киеве каждый квартал открывается не менее 10-ти доставок. Из них порядка 8-ми закрывается в течение первых пару месяцев. И это открытые данные в сети, которые вы можете это отследить в сети Интернет самостоятельно. 

Почему же так происходит?

Только открывая поиск Google по запросу “заказать роллы” или “купить пиццу в Киеве” - вы увидите сотни предложений.

При этом, по данным аналитиков первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD тенденция рынка показывает, что количество компаний на рынке будет только увеличиваться.

С чем же это связано?

Небольшой бюджет на открытие и на первый взгляд понятный бизнес процесс - это первые уловки, на которые попадаются как новые предприниматели, так и те, кто решил реинвестировать в новый для себя формат бизнеса деньги.

“Мы проводим анализ рынка с 2012-го года, когда только готовились открывать нашу компанию. И на сегодня рынок демонстрирует далеко не такие радужные перспективы для новичков, как лет 5 назад, - делиться впечатлениями основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр Соколов. - “Высокая конкуренция, наличие крупных международных компаний на рынке и стоимость продвижения в сети Интернет становятся серьезным фактором на пути существования небольших доставок и стартапов в сфере dark kitchen”.

Давайте сначала разберемся в форматах.

Модное название dark kitchen пришло к нам с запада и стало популярным ориентировочно последние лет 5-ть. Однако, первым представителем такого вида бизнеса в Украине стал онлайн-ресторан SMILEFOOD еще в 2013-ом году. Тогда он по сути и заложил фундамент целой индустрии в стране. 

Чем же удивил тогда привычный рынок приготовления и доставки еды SMILEFOOD?

Название говорит само за себя. Заказы принимались только онлайн: по телефону, через заявку на сайте и позже в мобильном приложении. Отсутствие привычной зоны для посетителей - стало в 2013-ом году первой неожиданностью для клиентов.

Презентация блюд предлагается тоже только онлайн. Сегодня это кажется абсолютно привычным, но 8 лет назад - отсутствие печатного меню было чем-то совершенно новым. 

И, главное, процедура доставки. SMILEFOOD доставлял только собственной курьерской службой. Курьеры были одеты в фирменную одежду и приезжали на авто с установленной конструкцией в виде большой креветки. Такой подход быстро подхватили конкуренты и уже к 2015-ому году начался бум открытия онлайн-заведений подобного формата. Авто доставки многие компании тоже пытались не только брендировать, но и видоизменять по типу авто SMILEFOOD. Так появились роллы и прототипы разного рода рыб на крышах авто некоторых служб доставки.

2018-й год становится переломным в сфере доставки еды. Сначала в марте запускается украинский сервис доставки Raketa в Днепре, сейчас уже Rocket. А в октябре на рынке Украины начинает работать сервис Glovo, который на сегодня уже представлен в 29 городах нашей страны.

В Украине начинается новая эра в сфере доставки еды. Курьеры на велосипедах и мопедах в яркой форме становятся привычным явлением. Пешие курьеры с огромными сумками желтого и зеленого цвета заполоняют города Украины. 

Пандемия и карантин дают дополнительный толчок к инвестированию в данную сферу. Многие рестораны и кафе попросту закрываются или используют единственный шанс - перейти в онлайн и доставку.  Для этого у них есть все возможности, ведь все больше сервисов предлагают доставку ресторанам как оффлайн так и онлайн. Многие такси открывают дополнительную функцию доставки еды.

Конкуренция на рынке рекламы в Google по ключевым словам “доставка еды” и около того становится заоблачной. Агрегаторы по типу Rocket и Glovo буквально забирают ее себе.

Конкуренция на рынке ускоряет процесс развития сервиса. 

Такие факторы оценки dark kitchen как качество продукта становятся чем-то базовым и обыденным, этим уже не удивить. Компании борются за внимание клиента и активно развивают программы лояльности.

“Внедрение любого технического инновационного решения занимает десятки и сотни тысяч долларов, требует опытной команды для реализации и внедрения”, - рассказывает основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр Соколов. - “В связи с этим многие стартапы по типу dark kitchen быстро начинали свою деятельность и попадали в кассовый разрыв. Так, ко мне приходили уже не один раз с предложениями купить их бизнес”.

Приготовить пиццу и салат - да это же просто 

Еще одна уловка для начинающих предпринимателей в сфере производства и доставки еды - это само производство - кухня.

Да, для старта достаточно иметь подходящее помещение под производство - кухню - и соответствующее оборудование. Однако, производство в режиме онлайн имеет много отличий от привычного оффлайн ресторана.

“У нас бывает на один промежуток времени сотни заказов. Мы разработали целую систему, чтобы справляться с пиковыми нагрузками в вечернее время. Для этого нам понадобился ни один год экспериментов и персональных наработок”, - отмечает основатель первого в Украине онлайн-ресторана SMILEFOOD Александр Соколов. 

Повар dark kitchen - это по большей мере цеховик, а не творец. Специалист, который должен совмещать в себе достаточно много умений и, главное, делать свою работу очень быстро и системно. 

Как вы понимаете, следующая ловушка для начинающих предпринимателей - это персонал.

Рынок изменился и такие специалисты появились. Но отток специалистов за рубеж и рост спроса внутри страны создали дефицит. Это привело к росту оплаты поваров, сушистов, пиццайоло и т.д. А для владельцев dark kitchen попросту увеличило расходную часть на подбор и оплату труда.

Как мы разобрались, модель бизнеса dark kitchen - это системный, требующий многих усилий и знаний вид деятельности. При этом один из наиболее конкурентных в Украине на сегодня.

Поэтому совсем неудивительно, что многие компании быстро открываются и также оперативно закрываются. Одно можно сказать уверенно - от такой конкуренции точно выигрывают клиенты. Сервис развивается, качество продукта давно стало базовым показателем, а скорость доставки под жестким контролем сайтов-отзовиков. 

Для начинающих предпринимателей, которые все же решились открывать dark kitchen можно посоветовать бизнес по франшизе. Такой подход поможет избежать ключевых ошибок и работать системно с первого дня.