UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страна по полочкам. ДНЕПР

Кто, как и для чего берет власть в областных центрах Украины 25 октября? Все ответы и реальные расклады — в предвыборном проекте ZN.UA

Авторы: Инна Ведерникова, Юлия Самаева, Алла Котляр, Юлия Гриценко

Полную версию материала в формате лонгрида можно посмотреть по ссылке.

Днепр. Применительно к городу — слово жесткое, с развернутыми плечами, квадратное. Как ринг. Вот вся страна и наблюдает, чем на этом ринге завершится бой бывших партнеров — Коломойского и Корбана, дерущихся с Зеленским и Филатовым.

Два хищника — один покрупнее, другой помельче — десятки лет охотились вместе. Много общего: в методах, в бизнесе, в характере. Разница, пожалуй, лишь в том, что Корбан иногда способен на сантимент, а Коломойский — нет.

Вот и в 2014-м один — бухал в кабинете губернатора, давал миллионы на оборону, вытягивал из Нацбанка многомиллиардный рефинанс, потрошил «Укрнафту» и расставлял людей на «билетные кассы» власти. А второй держал фронт: вооружал, обеспечивал, формировал, отдавал приказы, хоронил, лечил, мотался в Киев пришивать Турчинову и Яценюку то, что дорого на Пасху.

Когда на Востоке все чуть улеглось, Корбан решил разделить совместные с Коломойским активы, накопленные за десятилетия. Переговоры ни к чему не привели: ни деньги, ни партию УКРОП по-справедливости не разделили. Но в ходе выяснений Корбан попал в тюрьму, а Коломойский его там забыл. Жадность — это одно, а предательство — это другое. И понеслось.

Бой за Днепр — без правил. И речь не о правде, полуправде и лжи, которыми одна сторона поливает с экрана «плюсов», а вторая тем же отплевывается в Фейсбуке и на местном ТВ. Тандем ФК (Филатов—Корбан) не гнушается любыми политическими союзами. Тандем ЗК (Зеленский—Коломойский) ушел в тотальный беспредел, используя домашних животных из СБУ, прокуратуры и ГБР.

Вопрос один: можно ли победить Зеленского и Коломойского вообще, и на поле, которое они считают своим, — в частности?

Как сложились отношения мэра и Центра

Несмотря на сложные отношения экс-президента Порошенко с Корбаном и Коломойским, уже на первом этапе мэрской каденции Филатов сумел пройти «между капельками», выстроив взаимовыгодный диалог с Киевом. Городу всегда финансово легче жить в мире с центральной властью. Однако многие в Днепре были разочарованы имиджем мэра-миролюбца, «присягнувшего Петру». В этой части Филатов очень похож на Тимошенко, которой всегда к лицу оппозиция.

Зато с Зеленским у Филатова — лобовая. Теперь и с имиджем, и с лентой в Фейсбуке — все в порядке (300 тысяч подписчиков). То, что Банковая пошла на большую сделку по Днепру с Коломойским, стало ясно сразу после публикации в сети снимка народного президента в МакДональдсе. Составить компанию Зеленскому, Ермаку, губернатору Бондаренко и главе областной рады Олейнику (читать — Коломойскому), опального Филатова, конечно же, не позвали. Ни гамбугер съесть, ни в аэропорт — встретить. На войне как на войне.

Экс-бютовец, экс-соратник Портнова в известной парламентской группе ВР VII-го созыва, экс-член партии «Відродження» Святослав Олейник сегодня — глаза, уши, руки и сторож локальных интересов Коломойского в регионе. А еще — обладатель достаточно высокого антирейтинга. Что совсем не смутило президента Зеленского, презентовавшего стране ближайшего соратника олигарха в качестве первого номера списка своей партии в областную раду. Стороны окопались еще глубже.

Наше місто

Уже из этого виртуального (а может, и нет) рукопожатия Зеленского с Коломойским родился кандидат в мэры от «Слуги народа» — главврач больницы им. Мечникова Сергей Рыженко, ставший известным в Днепре в разгар АТО. Из этого же источника сегодня черпают энергию и разнарядки силовики, продолжающие свою атаку в Днепре. Работает, правда, по Филатову больше СБУ и Офис генпрокурора. Аваков — напрягается меньше. Пока или вообще — время покажет. Что, бесспорно, несколько смягчает «удары в челюсть» Филатову.

Группа ФК еще зимой поняла, что отношения с властью уже не сложатся и пытается не только отбиваться, но и наступать. Фон для наступления с мэрского фланга сложился достаточно благоприятный. По всей стране. Новая власть, несмотря на гигантские полномочия, монобольшинство и заоблачный рейтинг, оказалась слаба в главном — институциях и компетенциях. Можно сколько угодно демократично «махать ручкой» народу (что, собственно, продолжает делать Зеленский), но эпидемия стала прямым тест-маркером для нынешней власти. Во многих областях рандомно формируемая губернаторская вертикаль провалила коммуникацию с мэрами областных центров и не стала опорой для уже второго, только приступившего в марте к своим обязанностям, правительства «зеленых». Априори не готового к системной борьбе с эпидемией и поменявшего за месяц двух министров здравоохранения.

Важно уточнить, что параллельно в стране разворачивается децентрализация власти — единственная реформа, которую удалось удержать на ходу после начавшего ее экс-премьера Гройсмана. Здесь, как в капле воды, отражаются все процессы, происходящие внутри системы государственного управления. На фоне децентрализации с каждым годом они будут лишь усиливаться. И игроки Днепра, поймав волну, стали их движущей силой. Точнее — профсоюзом «куркулей», коими сегодня в силу разных причин стали мэры. Поэтому здесь чуть подробнее.

Регионы получили полномочия и финансы, бюджеты в разы выросли, мэры заиграли мускулами. И надо признать, в самый ответственный момент, когда неповоротливая государственная машина еле разгонялась, последние уже гнали на всех парусах. Закупая тесты, костюмы индивидуальной защиты, антисептики, оборудуя больницы, выплачивая медикам надбавки.

Все последующие события лишь накаляли ситуацию между Центром и мэрами, в авангарде которых весь этот год находился мэр Днепра Борис Филатов. Не совсем же корректное завершение первого этапа децентрализации, связанного с утверждением перспективных планов и созданием объединенных территориальных громад (ОТГ), а также изменение административно-территориального устройства и укрупнение районов создали практически профессиональную политическую нишу для мэров областных центров.

Реформа приравняла их по статусу ко всем остальным громадам. Что на фоне зависшей истории с районами и райрадами дало местному самоуправлению в руки флаг с грозной надписью «Волю — громадам!». Мэры абсолютно объективно боялись получить над собой еще одну государственную настройку в районах, которая откусит часть их денег. Поэтому накануне выборов поставили Киеву ультиматум: или сохраняйте статус областных центров или ликвидируйте районные рады. При этом градоначальники не уточняют свою позицию по поводу коммунального имущества, висящего на балансе районов. Огромные еще советские здания районных больниц и ПТУ — кто их будет ремонтировать и содержать? Власть объявила выборы, сохранив районные рады в уже новых укрупненных районах, и взяла паузу. А мэры — нет.

Минрегион

Действующие и желающие переизбраться городские головы по всей стране строят линию обороны по обе стороны Днепра. На полном ходу в избирательной кампании и главная «Пропозиція» страны, рожденная в Днепре. Здесь стоит напомнить, что изначально группа ФК сделала «пропозицію» Виталию Кличко. Мэр Киева по задумке и должен был стать лидером протестного движения местного самоуправления страны. Однако Кличко — смелый человек, но всего боится. Спортивного запала у мэра столицы хватило только на проведение известной видеоконференции с мэрами в Zoom. В итоге, ускользнув из рук Корбана, Кличко попал в руки Комарницкого. Но столичная история — отдельная глава.

Украинская Правда

Уже очевидно, что партии таки не удалось объединить большинство мэров, однако она, по словам Филатова, «к этому и не стремится». Потому что имеет претензию в перспективе аккумулировать всю протестную и растущую энергию местного самоуправления.

Основной секстет лидеров «Пропозиції» (неформальное преимущество Филатова все равно не скрыть) провозглашает манифесты, пишет обращения к президенту, требует встречи с гарантом, «использующим силовиков для давления на мэров», и готов стать главным лоббистом прав местного самоуправления в стране. В том числе и в будущем парламенте. «Пропозиція» декларирует игру вдолгую. И знаете, порой, слушая пламенные речи мэров и Филатова, хочется тут же встать и присоединиться. Однако если руководствоваться хотя бы второй, а не первой мыслью, есть нюансы.

Выборы объективно сместили фокус с важных деталей. Манипулируют реформой и власть, и мэры. Первая, стремительно теряя рейтинг понимает, что областные центры ей не взять. Зато можно попытаться взять рады. И потом постепенно (под предлогом заботы о сохранении коммунальных объектов и имущества) значительную часть полномочий и финансов отобрать у городов и передать районам. Такой себе стратегический план победителя, чувствующего, что он вот-вот станет лузером. Однако совсем недавно власть пошла на уступки и приняла в целом проект изменений в Бюджетный кодекс, где Ассоциация городов Украины (АГУ) пролоббировала предохранители на этот счет. Однако вопрос не закрыт, а еще больше обострился, потому что не приняты основные законы, которые обеспечили бы правопреемственность власти в новых укрупненных районах. А главное — включили на уровне района/области механизм государственного надзора за актами местного самоуправления.

24 канал

Чему вторые —мэры — отчаянно сопротивляются. Однако незаконченность третьего этапа реформы — отсутствие института государственного надзора (префектов) на уровне областей и районов, — оставляет в реформе большую дыру. Имя которой — безнаказанность. Наделение глав РГА надзорными функциями за законностью принимаемых местным самоуправлением актов — достаточно гибридный вариант. Тем более в ситуации, когда за ними остаются исполнительные органы, что предлагает новый законопроект, обсуждаемый в парламенте. Но в случае принятия именно он будет действовать до изменения Конституции. Что еще больше удобрит почву для той же «Пропозиції», которая, конечно же, будет бороться за свои права и увеличивать политический капитал.

Тем не менее, без четкого механизма ответственности местного самоуправления любые полномочия и финансы превращаются в бесконтрольный ресурс. Что на фоне прогнившей правоохранительной и судебной систем будет способствовать укреплению в громадах (а тем более в крупных городах) не просто «куркулей», а голов-самодержцев. Но мы же помним, что реальная цель децентрализации — всестороннее развитие громад, а не создание новых местных кланов. Даже если это происходит ценой разрушения среды обитания олигархических старых.

Как изменился и используется бюджет города в ходе децентрализации 

Днепр — один из главных промышленных и финансовых центров Украины. В городе проживают свыше 1,5 миллиона человек и работают более двух сотен предприятий. Город обеспечивает Украину 4,5% всей промышленной и 5,6% пищевой продукции. Поэтому львиная доля (свыше 60%) доходов городского бюджета — это налоговые поступления, в основном за счет налога на доходы физических лиц, поступления от которого с 2014 года выросли в четыре раза — до 5,5 млрд грн в 2019-м.

Также основными для наполнения бюджета в 2019 году являются налог на имущество (1,8 млрд грн) и единый налог (1,4 млрд грн). В целом, благодаря децентрализации, с 2014 года доходы городского бюджета увеличились более чем втрое. Ежегодно в среднем 8% от полученных доходов Днепр перечисляет в государственный бюджет.

В 2019 году бюджетные доходы города составили 14 млрд грн, а расходы — 14,4 млрд. Соответственно бюджет был выполнен с дефицитом в 400 млн грн. В 2018-м дефицит достигал 533 млн грн. План по поступлениям в специальный фонд городского бюджета, наоборот, не выполняется с 2014 года в основном из-за меньших, чем ожидалось, межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем ряд предприятий городская рада освобождала от уплаты налога на недвижимое имущество и земельного налога, причем их количество увеличилось именно после 2015 года, когда городским головой стал Филатов. В целом преференции получили около пяти сотен компаний.

С 2016 года существенно выросли поступления в бюджет от взносов долевого участия в развитие инфраструктуры (с 13 млн грн в 2015-м до свыше 100 млн в 2019-м), потому что с приходом Филатова в городе значительно увеличилось количество объектов строительства. При этом налоговый долг предприятий перед городом с 2015 года, наоборот, начал стремительно повышаться и на начало 2018-го достиг почти 3 млрд грн. В течение 2019 года, благодаря сотрудничеству с местными налоговиками, его удалось сократить до одного миллиарда гривен, впрочем, ситуация остается сложной.

Несмотря на проблемы с наполнением бюджета, его расходную часть город старается выполнять образцово. Но некоторые статьи все же не выполняются, например, в прошлом году город провалил финансирование инклюзивно-ресурсных центров и программу по реконструкции объектов ЖКХ. Последний факт удивляет, ведь в Днепре состояние ЖКХ давно считается кризисным: основные фонды существенно изношены, срок эксплуатации 85% котельных давно истек, и все они нуждаются в реконструкции, тепловые сети города находятся в аварийном состоянии, изношенность систем водоснабжения достигает 70%, а 15% жилищного фонда города — дома в аварийном состоянии.

Учитывая, что город не бедствует, именно эти проекты должны были стать для него основными статьями расходов. Вместо этого без задержек финансируются, например, муниципальные формирования по охране общественного порядка, местные СМИ, театры, школы искусств, спортивные учреждения и т.п.

Сложно назвать рациональными также подходы местной власти к арендным отношениям. Днепр владеет значительными площадями коммунальной недвижимости и число договоров аренды, заключенных с городом, выросло с 318 в 2015-м до 1267 в 2018 году. Впрочем, аудит условий этих договоров, проведенный Госаудитслужбой, выявил, что стоимость арендной платы занижалась в несколько раз, а 546 арендаторов иногда годами не платили за арендованные помещения, соответственно город вообще не получал каких-либо доходов от этих договоров.

Были у аудиторов вопросы и к проводимым в Днепре тендерам. В частности анализ закупок услуг по текущему ремонту того же аварийного жилищного фонда в 2014–2017 годах показал, что побеждали в них преимущественно компании, не отвечавшие ни тендерным требованиям, ни квалификационным критериям. Что ж, где большие деньги, там и большие соблазны.

Реальная ситуация такова, что власть легко обходит «прозрачные» тендерные процедуры ProZorro. Скандалы, возникающие при этом, связаны с отдельными профильными департаментами и отдельными лицами. В частности с заместителем мэра Михаилом Лысенко. Самым «ярким» проектом которого оказался известный мост через Днепр.

Какие обещания за пять лет мэр выполнил, а о каких — забыл

В результате большого муниципального опроса группы «Рейтинг», в котором оценивали качество обслуживания и услуг в 23 областных центрах страны, Днепр — 15-й с 3,8 балла из 5 возможных. Не густо.

Горожане хвалят городскую власть за уличное освещение (61%), их устраивает работа рынков и торговых комплексов (52%), половине днепрян всегда тепло в их домах (49%). А вот уровень услуг в медицинских учреждениях, ситуация с парковками и развитием промышленности — ушли в минус. Ругают же Филатова за непрекращающиеся проблемы связанные с экологией и доступностью полноценной жизни в городе для людей с ограниченными возможностями.

При этом большинство горожан (54%) скорее одобряют действия своего мэра Бориса Филатова, чем нет. Видимо позитивное отношение большинства жителей Днепра к градоначальнику базируется на том, что он все же успел выполнить большую часть предвыборных обещаний. По данным аналитического портала «Слово і Діло», с момента своего избрания в 2015 году, Филатов дал 190 обещаний. Из них выполнил 122 (64%), провалил 42 (22%), а еще 26 должен реализовать.

А вот мнения жителей города о подходах мэра к развитию Днепра разделились. С одной стороны, Филатова часто называли «мэром косметических ремонтов», потому что достаточно большое количество денег от децентрализации город тратил на ремонты подъездов, лифтов и пр. На это мэр реагирует довольно резко, уточняя, что «изношенность жилищного фонда — 80%, и это совсем не косметический ремонт, когда в доме протекает крыша и в подвале по колено воды».

С другой стороны, о Филатове говорят как о человеке нарочито больших проектов. Однако тут же уточняют: «Такое впечатление, что мэр посмотрел на карту, выбрал самое значительное и заметное, и взялся за эти объекты. Другой вопрос, довел ли он их до ума. Мост — да, однако с большим скандальным шлейфом. Набережная пошла по второму кругу, два года никаких работ не велось. Под скоростной трамвай будет кредит ЕББР. Вокруг метро в центре города — работа кипит. Который год. Реконструкция Ледовой арены — тоже в обещаниях».

Тем не менее, мэр Днепра сдержал слово и поспособствовал улучшению экологического состояния города. В конце 2018 года в Днепре представили систему экологического мониторинга, которая позволяет отслеживать уровень загрязнения воздуха на территории не только города, но и всего региона. А главное управление статистики в Днепропетровской области сообщает, что с 2015 года количество выбросов стационарными источниками загрязнения на территории Днепра существенно уменьшилось. Однако экологическая проблема в городе по-прежнему остается острой.

Достаточно активно мэр ведет себя в части сотрудничества с международными финансовыми организациями, привлекая ресурсы для реализации инфраструктурных проектов. Энергоэффективность, транспортная инфраструктура, безопасность дорожного движения, модернизация городского освещения — развиваются в том числе и за счет привлеченных средств. В результате при протекции мэра на улицах Днепра, к примеру, появилось энергосберегающее освещение, действует программа мероприятий «Энергоэффективный дом» на 2018–2022 годы, проводится термомодернизация зданий коммунальных заведений образования и учреждений здравоохранения.

В Днепре идет подготовка к строительству технопарка, который станет платформой для развития высокотехнологичного инновационного производства.

Общепризнано в городе, что в приоритетах у мэра — пожилые люди и животные. За пять лет в открытом по городской программе лагере для пенсионеров Днепра «Золотой век» отдохнули более 40 тысяч пожилых людей. Для животных мэрия обустроила коммунальный пункт, где чипируют бродячих собак и кошек, а еще в планах у мэра — передвижной операционный пункт для оказания помощи пострадавшим бездомным животным.

Из невыполненного — обещанный в 2018 году ветеранский центр для участников АТО. Нет в Днепре такого центра. Кроме того Филатов совсем забыл о своем обещании к середине 2020-го реконструировать все исторические здания на проспекте Дмитрия Яворницкого. Об этом он говорил и в декабре 2017 года, но с того времени работы по реконструкции даже не начинали.

В чем видят коррупционный фактор горожане, медиа и правоохранители

Детективный днепровский сериал «Мост», прошлой осенью взбудоражил всю страну. Филатова обвиняли в срыве сроков реконструкции моста, а также в непомерно разросшемся бюджете масштабного инфраструктурного объекта. Полились обличительные коррупционные истории от «плюсов», публичные заявления экс-секретаря городской рады Вячеслава Мишалова, фирмы семьи которого и выполняли первый подряд, задержали первого зама Филатова Лысенко. Не прошло мимо журналистов и отсутствие в договоре четко прописанной ответственности подрядчика, что Филатов абсолютно искренне публично переложил на юристов.

«Я принимаю политическое решение: ремонтировать мост или не ремонтировать, — комментировал ZN.UA ситуацию Филатов в 2019 году. — В результате моего политического решения собирается тендерный комитет профильного департамента, принимает решение, проводит конкурс, приглашаются юристы, подписывается договор. Это вопрос интерпретаций. И если следовать такой логике, тогда я виноват во всем, что происходит в городе».

Но мост был сдан в срок. Пари у Зеленского Филатов выиграл и остался в кресле. А вот вопрос: насколько виноват/не виноват мэр любого города в том, что происходит в недрах его власти — актуален не только для Днепра, а для всей страны. Впрочем, как и схемы возможных заработков городских властных команд.

«Правление Филатова пришлось на период децентрализации, — рассказывает один из местных журналистов. — Бюджет значительно увеличился, и еще в 2016 году стало понятно, что основная борьба теперь будет идти не под ковром, а за то, кто осваивает деньги. Конечно, команда мэра начала осваивать деньги самостоятельно. С помощью каких-то аффилированных, дружественных фирм и пр. Бюджет — это неубиваемый источник денег и предохранитель от рисков. В бизнесе можно вязаться в проект и прогореть, с бюджетом прогореть невозможно. Поэтому тут даже воровать не надо. Просто выигрывать тендеры».

Пo данным журналистов, за три последних года, к примеру, компания «Кaпитaлcтрoй» (ее связывают с Г.Корбаном) стала одним из главных подрядчиков Днепра в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Конкурентов c более выгодными ценами должностные лица часто дисквалифицировали. «Сейчас она фигурирует сразу в нескольких уголовных производствах, связанных c растратой бюджетных денег. Пo версии правоохранителей, в этом предпринимателям помогали чиновники из Днепропетровской областной государственной администрации и представители городской власти», — пишут медиа.

«Власть неофициально может зарабатывать на всем, начиная от парковок и заканчивая предоставлением услуг городу, ремонтами и прочим, — уточняет еще один наш коллега. — Например, при мэре Борисе Филатове в городе появился парковочный монополист. Львиная доля денег оседает в частных руках, а в бюджет поступают крохи.

После выхода публикации на эту тему городские власти заявили, что в Днепре нет монополии на парковку, а есть 164 независимых оператора парковок. Манипуляция заключается в следующем: есть ООО «Паркт Сервис Группе», обслуживающее 6 217 платных паркомест, а другие 163 оператора — те, кто заключили договоры на стоянки или на служебные парковки».

«Филатов — это без сомнения яркая и талантливая политическая надстройка бизнес-империи Корбана, — продолжает другой знающий город и власть собеседник. — Сказывается и образование, и воспитание, и стиль, и слог. А он, на минуточку, вырос в семье профессора философии. Многие вещи, которые он делает в сети, — маска. В городе много разных интересов. Благодаря умению их сбалансировать, собственно, все это время мэру и удавалось удерживать большинство в раде. Определить дельту, сколько остается городу, а сколько кладется в карман, — очень сложно. Несмотря на все отторжение от этой команды, я все-таки назову ее скорее эффективной. Нужно смотреть все документы. Все, что выплывает от силовиков и под выборы — не факт, что объективно».

На самом деле Днепр сегодня стал маркером того, как власть расправляется с неугодными. И дело здесь отнюдь не в справедливости, а в желании уничтожить политического оппонента. Что, согласитесь, две абсолютно разные истории и государственные модели. Ворохи уголовных дел Банковая (напомним, — абсолютно лояльная к преступлениям главы ОАСК Вовка и Ко) использует как фактор психологического давления и способ бить по рейтингу оппонентов. Зеленский оказался достаточно хорошим учеником Системы.

Основная опасность опять-таки — в смещении фокуса с главного. Когда кого-то бьют ногами, сначала хочется спасти того, кого бьют и поливают зеленкой. И Филатова город, скорее всего, спасет. Однако ответы на поставленные выше вопросы горожане вряд ли получат.

Кто спонсор местной власти, и какими интересами руководствуется

Здесь интрига не в том, кто финансирует Филатова, а в том, кто помогает Корбану финансировать Филатова. Сегодня Геннадий Корбан не просто спонсор или «теневой хозяин города, к которому ездят отчитываться замы Филатова», а официальный глава Общественного совета Днепра, публичный соратник мэра и генератор многих идей развития мегаполиса.  

Днепр для этой команды — задача-минимум. Задача-максимум — фракция в будущем парламенте, где-то посредине — точно регион. И за него, как и за Днепр, борьба идет уже сейчас. То, что экс-губернатор Валентин Резниченко возглавил областную ячейку «Пропозиції» — серьезная заявка. Даже если бы экс-губернатору первым позвонил Петр Порошенко, то «Пропозиція» все равно осталась бы с носом. Однако ПАП считает, что все должны ему. В том числе звонить. И, похоже, не зря. Потому что франшиза ЕС на уровне области тоже в кармане у «Пропозиції». В борьбе не на жизнь, а на смерть никто не будет гнушаться и франшизой Партии Шария. Ее достаточно спокойное присутствие на политической карте Днепра (включая митинги, которым никогда никто не мешает) достаточно прямо намекает на договороспособность сторон.

Есть и еще одна потенциальная «спонсорская» ниша. Не стоит забывать, что Филатов всю каденцию достаточно успешно сотрудничал с ОПЗЖ. Глава местной ячейки Гусман — бизнес-партнер Корбана. Франшиза давно куплена.

Ряд источников утверждают, что на «Пропозицію» как национальный проект имеет виды и Ринат Ахметов. Правда, здесь тут же звучит встречная версия, что эти слухи — целенаправленная идеологическая диверсия Коломойского. Так или иначе, но в этой истории все, что плохо для Коломойского, хорошо для Ахметова. И наоборот. Так сложилось, что Ахметов или Коломойский — одно из двух возможных решений всего украинского политикума. Корбан много лет знаком с Ахметовым. Они прошли вместе через много бизнесов, включая ММК им. Ильича. Детище «красного директора» Владимира Бойко никогда бы не досталось ключевому акционеру «Метинвеста» без Корбана. Точно так же и Коломойский не увидел бы Кременчугский НПЗ. Корбан — именно та собака, которую всегда брали на охоту.

Какую партию ведет мэр и каковы его планы на большинство в городской раде

Насколько реальна история с Ахметовым, покажет время. Хотя идейный посыл «Пропозиції» сильно напоминает Партию регионов. Правда, только в части названия последней. Потому, что «регионалы» никогда и не стремились отработать заложенный в их бренд смысл. Однако поднять еще один проект такого уровня — непростая задача. И политически. И финансово. Уже была «Єдність» столичного мэра Омельченко, франшизу которой он давно продал птенцам Черновецкого. Был «Наш край», который выстраивал экс-глава администрации Порошенко, где не осталось «пороха» во всех смыслах.

Насколько реально объемной и идейной окажется «Пропозиція» — большой вопрос. Потому что децентрализацию уже не отменить, а долго продержаться только на критике реформы не получится. Тут есть, в какую сторону думать. В том числе и нынешним спонсорам, априори способным «потянуть» Днепр, область и еще немножко. Но вряд ли имеющим возможность вытолкнуть партию на общенациональную орбиту своими силами.

Есть и еще один важный нюанс, который ставит развитие партии под большой вопрос. Чем слабее будет центральная власть (а СН уже смирилась с тем, что проиграет местные выборы), тем сильнее станут регионы, города и их политические лидеры. Тем проще им будет управлять своими вотчинами. Зачем им тогда национальный проект, если и так все отлично? Партия выдохнется на середине пути. Однако если Центр будет усиливаться в первую очередь за счет проведения третьего заключительного этапа децентрализации и включения опции префекта, контролирующего акты всех уровней местного самоуправления, то у «Пропозиції» — большие шансы стать реальным национальным проектом. При условии включения опции глобального спонсора, конечно.

Хотя в недавнем интервью спонсор старта проекта Г. Корбан оценил возможные перспективы «Пропозиції» еще шире. Глава общественного совета Днепра заговорил о парламентской республике: «Процесс запущен, хотят они того или нет. Чтобы перейти к парламентской модели должна произойти полная десакрализация власти президента. Что и происходит сегодня на наших глазах. Президент и его окружение сами десакрализируют этот пост. Когда терпение лопнет у всех, кто-то выйдет и скажет: «Хватит. Давайте что-то менять». И здесь вряд ли откажешь Корбану в умении презентовать большие проекты потенциальным крупным инвесторам.

        

Что касается программы-минимум, то помимо очевидного шанса переизбраться на второй срок, ФК точно заведет в городскую раду пусть не первую, но и не вторую по величине фракцию. Все остальное — вопрос условий договоренности всех со всеми. Помешать неестественным союзам по идее мог бы императивный мандат (депутата, хоть и через год, но могут лишить полномочий в случае нарушения внутрифракционной дисциплины), однако ключевое — мог бы.

Потому что сегодня спонсоры и лидеры партий договариваются о союзнических отношениях еще на берегу. Это — тренд. И те, кто в состоянии купить право использовать партийно-брендовые кишки, фаршируют их своим мяском. Только в этом — залог слаженной работы будущего большинства в раде и мэра.

Так что в случае реализации плана группы ФК еще и на областном уровне (а франшиз и там куплено немало) Коломойский, окончательно потеряв материнский регион, получит сильный удар. Будет больно.

Кто главные конкуренты хозяина города

«В мэрской гонке у Филатова может выиграть только Коломойский». Как-то так сейчас комментируют в Днепре возможные итоги выборов. Поэтому не удивительно, что кандидат от «Слуги народа» Сергей Рыженко, согласованный с Коломойским, автоматически стал заложником этой политической войны. Принимая на себя всю ее, в том числе и темную сторону.

Главный врач больницы им. Мечникова Сергей Рыженко имеет свое лицо. Заслуженное и авторитетное. На самом пике российской агрессии в 2014-м Днепр стал медицинским центром страны. В «Мечникова» спасли жизни тысячам раненых. И нынешнему кандидату в мэры действительно есть чем гордиться. В то же время далекие от большой политики днепряне, отдавая дань уважения заслуженному общественному статусу Рыженко, искренне считают, что больше пользы хороший врач принесет своим пациентам.

Более того, в списке спонсоров избирательной кампании Рыженко, помимо экс-хозяина «Привата», называют и Александра Петровского. Появление местного авторитета по кличке «Нарик» на фото рядом с Порошенко при получении Томоса, однажды уже наделало много шума. Не из ничего, конечно. Потому что Петровский — основной меценат в Днепре и спонсор строительства центрального храма ПЦУ. Однако его прошлое все еще перевешивает благие намерения. В то время как лик того же Корбана, тоже начинавшего свой тернистый путь в лихие 90-е, в буквальном смысле отмыла война. По последней информации нашего источника в штабе СН, Петровский значительно повлиял на формирование партийного списка «слуг».

«Рыженко мог сконцентрировать все антимэрские настроения и силы и пройти во второй тур, — уточняет источник. — Для Филатова это самый неудобный соперник, поэтому основная «минусовка» в медийном пространстве Днепра давно направлена на Рыженко». В результате игры света и тени в кампании Рыженко у него, согласно опросу IRI, проведенному социологами Info Sapiens, всего 6% поддержки.

Выдвижение же давнего соперника Филатова — Александра Вилкула — не стало неожиданностью. Хотя сам Вилкул, как бы отколовшийся от Ахметова, долго колебался с принятием решения и таки пошел в мэры от собственной партии «Украинская перспектива».

«Хорошо это или плохо для Филатова? Да это просто объективна реальность, — комментирует источник, находящийся внутри кампании действующего мэра. — У Вилкула есть свой ядерный электорат. Даже если он вообще не будет вести кампанию, все равно гарантированно получит фракцию в горраде. Плюс почетное второе место и возвращение в политику. Иначе скоро его совсем забудут». Наверное именно такими выражениями Геннадий Корбан и подбадривал давнего оппонента принять решение и баллотироваться в мэры. Кроме того у Вилкула есть и семейные резоны. «Зеленые» крепко мешают его отцу в Кривом Роге (действующий мэр КР Юрий Вилкул также баллотируется в мэры.И.В.).

Благодаря ядерному электорату, у А. Вилкула за три недели до выборов действительно уже 10% и он может стать конкурентом Филатова во втором туре. Дальше второго тура его не пустит антирейтинг.

Интригой кампании неожиданно стал выход на второе место (14%) еще одного старинного и «вечно непроходного» конкурента Бориса Филатова в Днепре — Загида Краснова. Он идет с собственной партией «Громадська сила». Очень небедный человек, владелец торговых центров и ряда других бизнесов. Он давно в днепровской политике, но вокруг главного кресла все ходит концентрическими кругами. Его называют «коммунальным кандидатом», которого знают в лицо все бабушки нескольких районов Днепра. И, скорее всего, они заведут его партию в городскую раду. (Хотя, пока верят больше в харизму кандидата в мэры, нежели в его «Громадську силу» —  у партии 2%).

Что касается лидера «Батьківщини» Юлии Тимошенко, для которой Днепр — родной город, то здесь — интересно. Даже не имея кандидата в мэры, Тимошенко чисто гипотетически могла завести в городскую раду людей. Коломойского, конечно. Как основной подписант обращения в КСУ о неконституционности «антиколомойского» банковского закона. Однако в Днепре Тимошенко давно не игрок. В 2015-м году в городскую раду ее партия вообще не попала, а мандаты депутатов облрады получили всего девять ее соратников. Поэтому местные сегодня на полном серьезе говорят, что на днепровском поле играть осталась только тетя Юлии Владимировны — глава областной партийной ячейки Антонина Ульяхина. Точнее — осталась торговать франшизой. 

Можно ли свободно дышать и развиваться в городе

Согласно индексу оценки возможностей и свобод муниципального опроса группы «Рейтинг», Днепр следует сразу за Киевом с 3,3 балла из 5 возможных.

В целом жители четвертого по величине города Украины не слишком высоко оценивают свои возможности и свободы. Исключения составляют лишь несколько позиций. Так 70% днепрян считают, что могут свободно высказывать свои мысли. В списке «свободы слова» Днепр занимает четвертое место.

77% днепрян считают, что могут свободно передвигаться по всем частям и районам города. Здесь Днепр — тоже на четвертом месте. Возвращаясь домой с наступлением темноты, в безопасности себя чувствуют 54%. Возможно это объясняется близостью Донецкой области, что предопределило наличие в Днепре большого количества «переселенцев» (ВПЛ). У людей, обожженных войной и решившихся начать жизнь с чистого листа, меньше страхов по пустякам и больше активности. Во всех смыслах.

Значительно хуже с включением в процесс формирования решений в городе. Участвовать в этом могут 33% горожан.

«Развитие гражданского общества в Днепре заметно разве что в соцсетях, — делится ощущениями от атмосферы в городе житель Днепра. — В реальности это общество существует в виде «клубов по интересам». Просто одни активнее, другие — нет. В Днепре может пройти многочисленный Марш Бандеры и такой же марш — в поддержку Шария. Последнее говорит не столько о количестве шариевцев, сколько о том, что местная партячейка «легла» под власть. То есть попытки власти выстроить в Днепре управляемую оппозицию чаще всего успешны».

После ухода Порошенко стабилизировалась конфронтация по линии УПЦ — ПЦУ. Кстати, многие из жителей города оценили позицию мэра Филатова, который в этой пикантной для ментальности днепрян ситуации сохранил нейтралитет и публично не встал ни на одну сторону. Оставив людям право определиться со своим духовным адресом. Так что сейчас в целом ситуация в Днепре достаточно ровная, но назвать ее стабильной нельзя. И безопасной для активистов — тоже. Об этом свидетельствуют данные докладов Центра гражданских свобод, Центра прав человека ZMINA, а также сообщения СМИ.

Так, в мае 2018-го в Днепре было совершенно нападение на общественного активиста и редактора местного издания «ЗОВ» Всеволода Новохатько. Группа молодых людей ожидала его неподалеку от дома. Пострадавший связывает инцидент со своей журналистской деятельностью, в частности с критическими публикациями о действиях правоохранительных органов.

Дело о нападении на активиста дважды закрывали. Недавно активист обратился в ЕСПЧ с жалобой на нарушение его прав: уголовное производство по факту его избиения, которое произошло более двух лет назад, до сих пор не расследовано.

Ну и совсем свежее. 26 августа, во время визита президента в Днепр, произошли столкновения между охраной президента и активистами, которые хотели вручить избегавшему их Зеленскому петицию. Демонстрация была мирной, однако правоохранители и президентская охрана начали препятствовать акции, отталкивая и «скручивая» активистов, среди которых были женщины. Одна из активисток получила перелом ребра. Двое других — легкие травмы. Зеленский внимания митингующим не уделил, покинув место происшествия в бронированном автобусе.

Борьба за Днепр не предполагает сантиментов.

Как настроены днепряне накануне выборов

«Происходящее в Днепре напоминает гражданскую войну прошлого века — «либо за красных, либо за белых», — описывает атмосферу в городе местный житель. — На этих выборах будет высокая явка: армии воюющих мобилизованы как никогда».

По данным социологического опроса IRI, проведенного компанией Info Sapiens, 60% днепрян собираются прийти на выборы. Что почти на 10% больше, чем, например, в Виннице.

Похоже, что тандем Зеленский—Коломойский (ЗК) главный ключ от города — в мэрский кабинет — потерял. За месяц до выборов у Филатова — 51%, у кандидата от СН Рыженко — 6%. Тандем Филатов—Корбан (ФК) имеет шансы закрыть вопрос с мэрством в первом туре.

Кажется, стратегия «кошмарить всех» проигрывает стратегии «договариваться со всеми». Вопрос в том, кто создаст коалицию на берегу: ФК или ЗК? Судя по всему, это сделали Филатов и Корбан.

Вилкул съедает голоса у «зеленых», на которые они бы могли рассчитывать, останься СН на оппозиционном поле одна. А волонтер Татьяна Рычкова (ЕС) будет топтаться на электоральном поле геройского врача Рыженко.

С людьми нужно уметь работать. Главное на пути к цели — не растерять вообще все ценности.

 

 

Опрос проведен социологической компанией INFO SAPIENS от имени Международного республиканского института (IRI). Данные собирались в городе Днепр 14-17 сентября 2020 г. методом телефонного интервью (CATI). Размер выборки составляет n = 600 постоянных жителей города в возрасте от 18 лет. Выборка является репрезентативной. Статистическая погрешность не превышает 4%.

ZN.UA благодарит наших партнеров: Международный фонд «Відродження», Международный республиканский институт IRI и социологическую компанию Info Sapiens.

Мы также благодарим за помощь в поиске информации и контактов «Центр прав людини ZMINA», «Громадський рух ЧЕСНО», «Громадянську мережу ОПОРА», проект USAID ПУЛЬС, КИУ, НСЖУ, «Український Журналістський Фонд» и всех, кто разговаривал с нами, помогая складывать пазлы проекта. 

*Материал написан в рамках проекта «Местные выборы-2020. Страна по полочкам», который осуществляется при поддержке Международного фонда «Відродження». Позиция авторов не обязательно совпадает с позицией Международного фонда «Відродження»