Полномасштабное вторжение России привело к тому, что миллионы людей остались без крова. Около 10% украинцев, а именно больше 5,8 миллиона, выехали за рубеж. Еще больше людей — свыше шести миллионов — стали внутренними переселенцами. То есть должны были покинуть дом и искать убежища там, где война представляет меньшую ежедневную угрозу.
В первые месяцы люди ехали преимущественно на запад. Только Львовщина приняла более полумиллиона людей. Популярными местами являются также Закарпатье и Буковина как максимально удаленные от зон боевых действий.
Однако выбор места поселения до сих пор процесс стихийный. Государство в нем не участвовало. Переселенцы решают свои проблемы сами: арендуют жилье, переезжают к родственникам или друзьям или полагаются на помощь местной власти и жителей громад, их приютивших. В частности проект нашей организации помогает тем, кто готов поделиться жильем, и тем, кто его ищет, найти друг друга.
Но рост количества переселенцев, дефицит доступного жилья и вызванная войной безработица для многих семей создают условия, при которых они не могут обеспечить себя домом на длительное время. Многие ВПЛ до сих пор вместе с детьми живут в спортивных залах школ. Многим просто некуда вернуться. Поскольку обеспечение убежища для переселенцев перерастает во все более острую проблему, вмешательство государства становится необходимым.
Попробуем разобраться, что власть делает уже, как планирует действовать в дальнейшем и какие опции пока не использует, хотя при необходимости может их задействовать.
Компенсация
Среди введенных инициатив правительства самой важной является выплата помощи внутренним переселенцам, которую, в частности, можно использовать как компенсацию за аренду жилья. Она составляет 2000 грн на взрослого и 3000 грн на ребенка или лицо с инвалидностью.
Недавно Кабмин изменил порядок этих выплат. За март и апрель помощь еще получат все переселенцы, а дальше — только те, кто выехал из оккупированных территорий и районов боевых действий. Перечень таких громад утвердило Министерство оккупированных территорий.
Кроме государственной помощи, внутренне перемещенные лица могут получить международную целевую денежную поддержку, которая реализуется совместно с правительством Украины. В частности такую помощь ВПЛ могут получить от Миссии Международного комитета Красного Креста в Украине, ООН, ЮНИСЕФ и других организаций. Заметим, что получить финансовую помощь в размере 2220 грн на человека в месяц можно только от одной из организаций, реализующих программу ООН. Это один и то же вид помощи, предоставляемой разными агентствами, перечень которых не является исчерпывающим.
Еще одна правительственная инициатива помогает людям, принимающим переселенцев у себя дома. Она предусматривает возмещение стоимости коммунальных услуг, потребление которых неизбежно возрастает с увеличением количества людей в доме. Такая же программа компенсаций стоимости коммуналки действует для громад, предоставляющих свои помещения для переселенцев.
Но добрую волю проявляют и юридические лица, в частности религиозные организации. Часто они предоставляют не только приют, но и уход людям, которые в нем нуждаются. Впрочем, на них не распространяется ни одна из инициатив, ослабляющих финансовую нагрузку. Что ставит их в неудобные условия и заставляет задуматься, смогут ли они в дальнейшем оплачивать значительно возросшие счета. Поэтому было бы справедливо распространить компенсацию стоимости коммуналки и на предприятия, учреждения и организации, которые бесплатно размещают людей в своих помещениях. Это позволит им помогать и в дальнейшем.
Строительство и выкуп жилья
Вторая инициатива Кабмина ориентирована на будущее и требует более тщательного анализа. В постановлении правительство излагает свое видение того, как решать проблему с дефицитом временного жилья. Кабмин решил выкупить свободное жилье, финансировать работы на объектах незавершенного строительства и строить дома «с нуля». Сойдутся ли в цене — вопрос. По нашей информации, пока что им предлагали довоенную себестоимость строительства, и ажиотажа это предложение не вызвало. Впрочем, если договорятся, то жилье дадут во временное пользование переселенцам, а после завершения войны — лицам, стоящим в квартирных очередях.
По словам заместителя руководителя ОП Кирилла Тимошенко, в этом году переселенцам передадут свыше 59 тыс. квартир. При этом общая потребность составляет худо-бедно две сотни тысяч. Сейчас же правительство исследует рынок жилья и планирует выкупать и достраивать то, что почти готово.
Расселять людей собираются в западных и центральных регионах страны. Из которых многие местные выехали за рубеж из-за отсутствия работы. Когда же население этих городов увеличится за счет переселенцев, которым некуда возвращаться, потому что их жилье разрушено российским нашествием, нехватка работы в регионах лишь усилится.
Было бы рационально планировать не только приобретение жилья, но и инфраструктуру, развитие сферы услуг и производства, чтобы убить одним выстрелом сразу трех зайцев. Обеспечить людей, во-первых, жильем, во-вторых, работой и достойным уровнем жизни. И, в-третьих, переориентировать экономику государства на современный порядок, начав с наиболее безопасных сейчас областей.
Поэтому не следует с самого начала рассматривать вопрос поселения людей отдельно от перспективных направлений развития экономики. Потому что снова получим депрессивные города, где есть жилье, но нет работы, а основной вид занятости — временные заработки за рубежом. Сейчас у нас есть все шансы использовать беду в нашу пользу. Экономическое чудо послевоенных Италии и Германии было, кроме прочего, связано с тем, что уничтоженные войной старые производства заменили более современными на тот момент.
Опции крайней необходимости
Пока что правительство в решении проблемы жилья для переселенцев полагается исключительно на рыночные механизмы. Однако правовой режим военного положения дает дополнительные варианты на крайний случай.
Первый — изъятие помещений из собственности с последующей выплатой компенсации. Он позволяет перераспределить недвижимость для потребностей обороны, промышленности и размещения эвакуированного населения.
Что касается расселения людей, то речь может идти о жилых помещениях, многие из которых в Украине стоят пустыми из-за катастрофического сокращения населения, особенно в сельской местности. Также могут изыматься предварительно нежилые помещения. При условии, что их удастся приспособить к потребностям проживания людей.
Вторая опция еще более радикальная. Вряд ли власть прибегнет к ней без крайней необходимости, но закон позволяет расквартирование. На практике — подселение в жилища гражданских лиц по определенным нормам относительно жилой площади военнослужащих, правоохранителей или эвакуированных лиц. Если такое решение будет принято, переселенцев распределят в домохозяйства, размещенные в тылу, на время боевых действий и на период послевоенного восстановления.
Его плюсы — в дешевизне для бюджета, ведь за расквартирование владельцам не платят ни поселенные лица, ни государство. А правительство может утверждать специальные условия. Например, расселять семьи с детьми в сельской местности, чтобы те не пострадали от бомбардировок, а людей, нуждающихся в высококвалифицированной медпомощи, — в большие города, где есть необходимые медицинские учреждения и специалисты. Впрочем, это теория. Сейчас закон никаких специальных требований не устанавливает. Поэтому если решение о расквартировании когда-нибудь примут, правительство само будет определять, что и как делать.
***
Но, пока правительство колеблется, не понимая, что времени у него слишком мало, а приход зимы война не остановит, украинцы своими силами, кто как может, решают свои проблемы. Мы, по крайней мере, будем надеяться, что центральная власть целиком и полностью осознает: такую масштабную проблему без помощи не решить. И ждать, что она исчезнет сама собой, власть не планирует. А заодно и рассчитываем, что в правительстве понимают: чем быстрее будет решаться проблема с жильем для переселенцев, тем ниже вероятность того, что власти придется переходить к опции крайней необходимости — расквартированию.