UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жилье для переселенцев

Что предлагает государство уже и чего ждать в будущем

Автор: Назар Заболотный

Полномасштабное вторжение России привело к тому, что миллионы людей остались без крова. Около 10% украинцев, а именно больше 5,8 миллиона, выехали за рубеж. Еще больше людей — свыше шести миллионов — стали внутренними переселенцами. То есть должны были покинуть дом и искать убежища там, где война представляет меньшую ежедневную угрозу.

В первые месяцы люди ехали преимущественно на запад. Только Львовщина приняла более полумиллиона людей. Популярными местами являются также Закарпатье и Буковина как максимально удаленные от зон боевых действий.

Однако выбор места поселения до сих пор процесс стихийный. Государство в нем не участвовало. Переселенцы решают свои проблемы сами: арендуют жилье, переезжают к родственникам или друзьям или полагаются на помощь местной власти и жителей громад, их приютивших. В частности проект нашей организации помогает тем, кто готов поделиться жильем, и тем, кто его ищет, найти друг друга.

Но рост количества переселенцев, дефицит доступного жилья и вызванная войной безработица для многих семей создают условия, при которых они не могут обеспечить себя домом на длительное время. Многие ВПЛ до сих пор вместе с детьми живут в спортивных залах школ. Многим просто некуда вернуться. Поскольку обеспечение убежища для переселенцев перерастает во все более острую проблему, вмешательство государства становится необходимым.

Читайте также: Эксперт: пробелы в законодательстве перекладывают на плечи украинцев последствия скрытой безработицы во время войны

Попробуем разобраться, что власть делает уже, как планирует действовать в дальнейшем и какие опции пока не использует, хотя при необходимости может их задействовать.

Компенсация

Среди введенных инициатив правительства самой важной является выплата помощи внутренним переселенцам, которую, в частности, можно использовать как компенсацию за аренду жилья. Она составляет 2000 грн на взрослого и 3000 грн на ребенка или лицо с инвалидностью.

Недавно Кабмин изменил порядок этих выплат. За март и апрель помощь еще получат все переселенцы, а дальше — только те, кто выехал из оккупированных территорий и районов боевых действий. Перечень таких громад утвердило Министерство оккупированных территорий.

Кроме государственной помощи, внутренне перемещенные лица могут получить международную целевую денежную поддержку, которая реализуется совместно с правительством Украины. В частности такую помощь ВПЛ могут получить от Миссии Международного комитета Красного Креста в Украине, ООН, ЮНИСЕФ и других организаций. Заметим, что получить финансовую помощь в размере 2220 грн на человека в месяц можно только от одной из организаций, реализующих программу ООН. Это один и то же вид помощи, предоставляемой разными агентствами, перечень которых не является исчерпывающим.

Еще одна правительственная инициатива помогает людям, принимающим переселенцев у себя дома. Она предусматривает возмещение стоимости коммунальных услуг, потребление которых неизбежно возрастает с увеличением количества людей в доме. Такая же программа компенсаций стоимости коммуналки действует для громад, предоставляющих свои помещения для переселенцев.

Но добрую волю проявляют и юридические лица, в частности религиозные организации. Часто они предоставляют не только приют, но и уход людям, которые в нем нуждаются. Впрочем, на них не распространяется ни одна из инициатив, ослабляющих финансовую нагрузку. Что ставит их в неудобные условия и заставляет задуматься, смогут ли они в дальнейшем оплачивать значительно возросшие счета. Поэтому было бы справедливо распространить компенсацию стоимости коммуналки и на предприятия, учреждения и организации, которые бесплатно размещают людей в своих помещениях. Это позволит им помогать и в дальнейшем.

Строительство и выкуп жилья

Вторая инициатива Кабмина ориентирована на будущее и требует более тщательного анализа. В постановлении правительство излагает свое видение того, как решать проблему с дефицитом временного жилья. Кабмин решил выкупить свободное жилье, финансировать работы на объектах незавершенного строительства и строить дома «с нуля». Сойдутся ли в цене — вопрос. По нашей информации, пока что им предлагали довоенную себестоимость строительства, и ажиотажа это предложение не вызвало. Впрочем, если договорятся, то жилье дадут во временное пользование переселенцам, а после завершения войны — лицам, стоящим в квартирных очередях.

По словам заместителя руководителя ОП Кирилла Тимошенко, в этом году переселенцам передадут свыше 59 тыс. квартир. При этом общая потребность составляет худо-бедно две сотни тысяч. Сейчас же правительство исследует рынок жилья и планирует выкупать и достраивать то, что почти готово.

Расселять людей собираются в западных и центральных регионах страны. Из которых многие местные выехали за рубеж из-за отсутствия работы. Когда же население этих городов увеличится за счет переселенцев, которым некуда возвращаться, потому что их жилье разрушено российским нашествием, нехватка работы в регионах лишь усилится.

Было бы рационально планировать не только приобретение жилья, но и инфраструктуру, развитие сферы услуг и производства, чтобы убить одним выстрелом сразу трех зайцев. Обеспечить людей, во-первых, жильем, во-вторых, работой и достойным уровнем жизни. И, в-третьих, переориентировать экономику государства на современный порядок, начав с наиболее безопасных сейчас областей.

Поэтому не следует с самого начала рассматривать вопрос поселения людей отдельно от перспективных направлений развития экономики. Потому что снова получим депрессивные города, где есть жилье, но нет работы, а основной вид занятости — временные заработки за рубежом. Сейчас у нас есть все шансы использовать беду в нашу пользу. Экономическое чудо послевоенных Италии и Германии было, кроме прочего, связано с тем, что уничтоженные войной старые производства заменили более современными на тот момент.

Опции крайней необходимости

Пока что правительство в решении проблемы жилья для переселенцев полагается исключительно на рыночные механизмы. Однако правовой режим военного положения дает дополнительные варианты на крайний случай.

Первый — изъятие помещений из собственности с последующей выплатой компенсации. Он позволяет перераспределить недвижимость для потребностей обороны, промышленности и размещения эвакуированного населения.

Что касается расселения людей, то речь может идти о жилых помещениях, многие из которых в Украине стоят пустыми из-за катастрофического сокращения населения, особенно в сельской местности. Также могут изыматься предварительно нежилые помещения. При условии, что их удастся приспособить к потребностям проживания людей.

Вторая опция еще более радикальная. Вряд ли власть прибегнет к ней без крайней необходимости, но закон позволяет расквартирование. На практике — подселение в жилища гражданских лиц по определенным нормам относительно жилой площади военнослужащих, правоохранителей или эвакуированных лиц. Если такое решение будет принято, переселенцев распределят в домохозяйства, размещенные в тылу, на время боевых действий и на период послевоенного восстановления.

Его плюсы — в дешевизне для бюджета, ведь за расквартирование владельцам не платят ни поселенные лица, ни государство. А правительство может утверждать специальные условия. Например, расселять семьи с детьми в сельской местности, чтобы те не пострадали от бомбардировок, а людей, нуждающихся в высококвалифицированной медпомощи, — в большие города, где есть необходимые медицинские учреждения и специалисты. Впрочем, это теория. Сейчас закон никаких специальных требований не устанавливает. Поэтому если решение о расквартировании когда-нибудь примут, правительство само будет определять, что и как делать.

***

Но, пока правительство колеблется, не понимая, что времени у него слишком мало, а приход зимы война не остановит, украинцы своими силами, кто как может, решают свои проблемы. Мы, по крайней мере, будем надеяться, что центральная власть целиком и полностью осознает: такую масштабную проблему без помощи не решить. И ждать, что она исчезнет сама собой, власть не планирует. А заодно и рассчитываем, что в правительстве понимают: чем быстрее будет решаться проблема с жильем для переселенцев, тем ниже вероятность того, что власти придется переходить к опции крайней необходимости — расквартированию.