UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жесткая посадка, которой можно избежать

Сумеют ли формирующиеся рынки Европы приспособиться к худшим временам?

Автор: Майкл Депплер

В последние годы экономика большинства стран, классифицируемых как формирующиеся рынки, развивалась быстрыми темпами. Причем некоторые из них по темпам экономического развития уступали лишь азиатским экономикам. Столь быстрый процесс конвергенции с остальной Европой частично подпитывался большим притоком капитала и исключительно благоприятными финансовыми условиями. Однако нарастающая турбулентность на мировых финансовых рынках и ослабление темпов роста мировой экономики порождают сомнения относительно того, насколько устойчивы наблюдавшиеся в последнее время темпы конвергенции.

Последний, апрельский, выпуск Регионального экономического обзора МВФ по Европе содержит описание рисков, а также рекомендации относительно экономической политики, которая позволила бы подготовить формирующиеся рынки европейской части континента к новым, более трудным временам.

По мнению МВФ, быстрый экономический рост в этой части Европы базируется на крепком фундаменте — повышении производительности труда и росте акционерного капитала. В этой связи следует ожидать продолжения конвергенции региона с остальной Европой. В то же время высокий уровень потребления ресурсов и возрастающая уязвимость к внешним факторам обусловят снижение темпов конвергенции. Судя по оценкам, большинство стран смогут удержать годовые темпы роста в диапазоне 4—6% ВВП. Это все еще позволяет наверстывать разницу, однако значительно более медленно, чем при 10-процентном росте, наблюдавшемся в течение последних нескольких лет.

Значительные внешние дисбалансы могут предвещать быстрое изменение ситуации в будущем, причем для некоторых стран это может обернуться «жесткой посадкой» их экономик. Конечно, большие дефициты счетов текущих операций в столь высоко интегрированном регионе не являются чем-то неожиданным. Внушают оптимизм и высокие показатели прямых иностранных инвестиций. Однако анализ, проведенный МВФ, свидетельствует, что во многих случаях, прежде всего в странах Балтии и Юго-Восточной Европы, дефицит счетов текущих операций на сегодняшний день вышел далеко за рамки экономически обоснованных показателей. Поэтому сохраняется риск резкой коррекции: высокие уровни внешнего долга уязвимы к изменениям обменного курса и процент­ных ставок, колебаниям темпов экономического роста, а также изменениям настроений инвесторов в отношении к формирующимся рынкам.

Пока эти рынки демонстрируют устойчивость к глобальной финансовой нестабильности. Но это не должно успокаивать: по прогнозам, рост мировой экономики замедлится, что, на наш взгляд, может означать большую восприимчивость к подобным рискам. Финансовая нестабильность уже начала сказываться на стоимости финансирования и доступе к нему. Спрэды облигаций суверенных и частных эмитентов растут, краткосрочные финансовые потоки, пересекающие границы, становятся все более умеренными, а в некоторых странах замедляются темпы роста кредитования.

Таким образом, финансовым системам европейских стран предстоит ответить на целый ряд вызовов, и одним из сценариев будущего развития может оказаться еще более жесткое сокращение объемов кредитования. Наряду с замедлением темпов развития экспортных рынков это может привести к урезанию притока иностранного банковского капитала на формирующиеся рынки Европы. То, что сейчас выглядит как умеренное замедление, в скором времени может обернуться «жесткой посадкой».

Несмотря на то что страны различаются по степени уязвимости, в большинстве случаев для решения проблемы несбалансированности и обеспечения «мягкой посадки» необходимо ужесточение макроэкономической и финансовой политики. Фискальная политика должна взять на себя более активную роль в регулировании внутреннего спроса, особенно там, где режим фиксированного обменного курса не позволяет проводить более жесткую монетарную политику.

Меры по укреплению финансового сектора заключаются, в том числе, в придании большего веса рискам, связанным с кредитованием в иностранной валюте нехеджированных заемщиков; введении ограничений на показатели соотношения между размером кредита и стоимостью обеспечения, а также между расходами на обслуживание долга и доходом заемщика. Эти меры станут буфером, помогающим экономике справляться с шоками.

Помимо адаптации экономической политики к замедлению роста мировой экономики и повышению требований со стороны финансовых рынков, «крепость» позиций данного региона в долгосрочной перспективе будет определяться успехами в проведении структурных реформ. Именно реформы позволят «отстающим» компенсировать разрыв, а «передовикам», имеющим значительные дисбалансы, уменьшить дефицит текущего счета и нарастить потенциал для обслуживания внешнего долга. Сокращение влияния государств на экономику и улучшение климата для развития предпринимательства также могут повысить способность региона справляться с возможными шоками. Что, в свою очередь, обернется повышением доверия инвесторов и сохранением высоких темпов экономического роста.