Кто не любит хлопот,
должен научиться просто и убого жить.
Г.С.Сковорода
…Парламент догнал-таки Президента и даже, грубо говоря, перегнал его. Пусть это произошло на одном отдельно взятом участке, но — факт природы налицо: Леонид Данилович на днях всего лишь «поддержал идею об освобождении бизнесменов, занимающихся меценатством, от уплаты налога на добавленную стоимость». Депутаты же, остроумные наши, под конец парламентской сессии решили и вовсе не мелочиться — взяли НДС, да и отменили его, болезного. Вообще. То есть абсолютно. Совершив сей интеллектуальный подвиг, парламент иссяк и отбыл — преимущественно в те места, где не действуют принятые им, парламентом, законы.
Для тех, кто не следил за последним актом украинской национальной драмы «Законодатели на свободе», поясним, что историческое голосование по отмене НДС было чисто символическим — депутаты с дорогой душой валили изменения к налоговым законам (Малый кодекс), а уж заодно, в порядке демонстрации, «голоснули» за искоренение злокозненного налога. Так что никаких реальных последствий для существующего НДС не произойдет. Но, переждав приступ собственного радостного смеха, автор мимоходом прикинула — а что, собственно, продемонстрировали парламентарии?
Вопреки утверждению Президента, что нет, мол, в стране политической воли к принятию решений, ВР воспитала в себе прямо-таки железобетонную волю к победе и, прежде всего, к победе надо всем, что мешает депутатам вольготно работать с экономикой. «Завал» налоговых изменений симптоматичен и сам по себе, хотя некоторое снижение ставок налогов оставило большинство голосовавших вполне равнодушными. Взволновало другое — снижение ставок предполагалось компенсировать, в частности, за счет упразднения льгот: маленьких и больших, хороших и разных. Упразднение льгот — это такое хитрое место в нашей системе, где умирает любой компромисс. Стоило только робко (очень робко) заикнуться о возможных изменениях в льготировании села, некоторых отраслей и — главное — свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, как тут же, автоматически, образовалось устойчивое парламентcко-правительственное большинство. Можно не сомневаться — оно свои льготы, территории и зоны никому не отдаст. Вот вам и весь смысл образцово-показательной отмены НДС: демонстрация стабильных извилин и стальных (угольных, нефтегазовых, аграрных) мускулов большинства.
После неудачного «пробного захода» с Малым налоговым кодексом судьба собственно Налогового кодекса представляется традиционно печальной. Тут ведь что обидно: предполагалось, что от этих изменений экономика расти начнет — не только в тени, но и в легальном обороте. Ведь в идеале разумная и сбалансированная налоговая система способна выровнять даже экономику, растущую медленно и во все стороны криво… А ладно, пусть растет и падает как хочет — остается только наблюдать да помалкивать. К слову: наш Президент на днях сказал всем, что «интеллигенция — совесть нации. А интеллигенция сейчас молчит, ждет, чем это закончится». И, видимо, не надеется быть услышанной.
Впрочем, поговорить есть кому и без «совести нации»: одиннадцать свободных экономических зон и девять территорий приоритетного экономического развития — вещь сама по себе достаточно красноречивая. Премьер наш Кинах давеча туда ездил (на Донетчину, естественно) — остался очень доволен. Вот только бы еще размер минимальной инвестиции (дающей право на льготный статус предприятия) снизить с одного миллиона долларов до 250 тысяч (а еще круче — до 25 гривен) — и совсем хорошо зажили бы люди. Те, которые эти зоны и территории неусыпно контролируют: что-то ввозят, что-то вывозят, что-то оборачивают. Без лишнего шума, но, как оказалось, слишком медленно: даже Президент заметил, что «политическая элита страны тратит много времени на разборки вместо решения конкретных вопросов» («Интерфакс-Украина»). Правильно — разбираться надо быстрее, поскольку все уже устали ждать, чем все это закончится. Единственное твердое убеждение, вынесенное автором из налогово-льготной веселухи: власти всегда знают, что делают — даже, если не ведают, что творят…
…Если бы не прямое участие Кабмина в сохранении налоговых льгот, правительству можно было бы посочувствовать: налоговая база осталась старая, а бюджет грядет новый. И по твердому слову Президента, одно с другим сочетается плохо. Конечно, в случае чего виновата во всем будет Верховная Рада, но бюджету легче от этого не сделается. Даже при наличии нового, подписанного на неделе Леонидом Даниловичем Бюджетного кодекса. Бюджетный кодекс, он говорит всего-то о том, какая в стране структура бюджета, межбюджетных отношений, как эти самые бюджеты составляются и выполняются. Понятное дело, на общее количество распределяемых средств Бюджетный кодекс влияет слабо. Так что — к новым целям со старыми средствами, товарищи!
А цели-то какие — ну просто благородные. Правительство на неделе попробовало силы в концептуальном искусстве — в том смысле, что определилось с концепцией собственной деятельности. Оно над ней, концепцией, работает, причем собирается делать все и сразу — просто не Кабмин, а шестирукий бог Шива… Тут и преодоление чьей-нибудь бедности, и стойкий экономический рост, и создание конкурентоспособной рыночной экономики (честное слово — так и сказано), верховенство права, гармоническое (оно же — всестороннее) развитие человека — все это должно быть учтено могучей предвыборной программой. Правительственной то есть программой, рассчитанной к исполнению и пропагандированию до знаменательного 2004 года. Кое-что можно прикинуть уже сейчас. В смысле конкурентоспособной экономики.
В порядке помощи конкурентам Вагит Алекперов (тот, что руководит российским «ЛУКойлом» и всем, что «ЛУКойлу» принадлежит и будет принадлежать в Украине) на днях беседовал с Президентом Украины и, судя по всему, многие вопросы украинской экономики порешал. А если что-то еще осталось вне сферы решений «ЛУКойла», то дорешает «Газпром» сотоварищи. Тут полная аналогия с армейской мудростью (хотя в экономике пока что строем не ходят) — кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Точно так же: если украинские власти не в силах решить проблемы украинской же экономики, это сделают за них (хотя и при их участии) другие и по-другому.
Хочу сразу объясниться насчет «при их участии». Тут нельзя не согласиться с Президентом, который считает, что уровень коррупции в стране зависит от экономической ситуации и состояния законодательства. И если ситуация в экономике еще не дошла до точки кипения, то законодательские потуги в основном ушли в пар. Вместе с конкурентоспособностью экономики ныне и присно. А может оказаться, что и во веки веков.
Пока же вслед за Черномырдиным, Алекперовым, Ивановым, Украина ждет Владимира Путина — независимость праздновать.