UA / RU
Поддержать ZN.ua

Земля и люди

Земля является наибольшим достоянием людей, живущих на этой земле. Но не нужно забывать, что термин "люди" подразумевает существование во времени и пространстве. Да, земля была самым большим достоянием украинцев в прошлом, является такой сейчас и должна быть передана будущим поколениям украинцев.

Автор: Владимир Колинько

Земля является наибольшим достоянием людей, живущих на этой земле. Но не нужно забывать, что термин "люди" подразумевает существование во времени и пространстве. Да, земля была самым большим достоянием украинцев в прошлом, является такой сейчас и должна быть передана будущим поколениям украинцев.

Это означает, что все присущее понятию "земля" в широком смысле: плодородие, ландшафты, природные и исторические памятники, находящиеся на земле и в земле, реки и озера как составляющие земли - все должно быть пронесено нашим поколением и передано потомкам в неухудшенном состоянии.

Перед нынешним поколением украинцев возникают непростые вопросы, учитывая, что произошел переход от права коллективной собственности на землю к праву частной собственности:

- А можно ли частную землю продавать или отдавать в долгосрочную аренду негражданами Украины?

- А может ли частный собственник по своему усмотрению изменить целевое назначение?

- Сколько земли можно отдавать в одни руки?

- Можно ли продавать землю во время глубокого экономического кризиса?

- Может ли владелец или арендатор быть против создания на его земле объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ), если это общественная потребность?

- Несет ли землепользователь уголовную ответственность за ухудшение качества земли?

- Что важнее для общества - прибыль землевладельца или возможность передать землю в неповрежденном состоянии новым поколениям украинцев?

- Что важнее - право частной собственности или аренды либо особая ценность земли?

- Можно ли застраивать берега рек и их поймы в целом, и особенно в городах и поселках?

Это не исчерпывающий перечень вопросов, но направление, думаю, понятно. Если коротко, то это следующий вопрос: "Что важнее: прибыль сегодня и мне или сохранение земли для всех украинцев и навсегда?".

По поводу этих вопросов есть немало достаточно размышлений с абсолютно противоположным содержанием:

- Коррупционная составляющая процесса обретения прав на землю нуждается в упрощении процедуры смены владельца. А задача сохранения предполагает строгое соблюдение всех законных процедур и наказание виновных при выявлении нарушений.

- Вкладывание средств в землю и рыночные принципы владения ею предусматривают свободный рынок земли и бессрочное право владения. А опасность скупки земли отдельными юридическими и физическими лицами и деградация земли из-за неразумной эксплуатации наподобие беспрерывного засевания рапсом требует создания полного земельного кадастра, ограничения владения и тщательного надзора за использованием земли.

- Потребности граждан на отдых предполагают простую процедуру изменения целевого назначения земель сельхозназначения для строительства, а охрана водных ресурсов как фактора выживания нации и сохранение положительных ландшафтов как фактора психологической гармонии общества требуют запрета застройки берегов рек и пойм и отказа от приватизации островов.

Все эти проблемы и противоречия снимаются в том случае, если общество решит, что важнее для нации и будущего существования - мораль или прибыль.

Сразу же отмечу, что, по моему убеждению, главным фактором сохранения и развития Украины является Мораль, и именно она должна быть основой всей деятельности людей, бизнеса, власти.

Успешная экономика может быть только моральной. Успешная власть должна забыть о своих явных и скрытых интересах и служить людям. Президент, премьер-министр, министры, депутаты всех ветвей - это только менеджеры общества, а не царь, вице-царь, бояре, опричники. Это замечание очень принципиально потому, что сейчас речь пойдет о попытках продавить под видом борьбы с коррупцией, воплощения современных научных подходов к землепользованию законы, согласно которым землю можно будет бесконтрольно дерибанить.

Схема подобных манипуляций отработана до филигранности. Она заключается в следующих шагах:

- закону дается прогрессивное название: борьба с коррупцией, упрощение... оптимизация...

- среди большого количества правильных положений монтируются коварные правки, которые и отображают желание авторов.

Также предполагаю, что в безумном обвале гривни сознательно заложены предпосылки для скупки земель за бесценок. Когда нечего будет есть, землю отдадут за копейки.

Лоббисты дерибана подошли к реализации этого процесса творчески. Был подготовлен законопроект №1906 от 2 февраля 2015 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении коррупции в сфере земельных отношений". Авторы этого законопроекта - очень уважаемые люди: Ю.Тимошенко, И.Кириленко, В.Ивченко (все - политическая партия ВО "Батьківщина"), Г.Заболотный (партия "Блок Петра Порошенко"). В этом законе вместе с безусловно правильными положениями заложена законодательная основа дерибана земли под идеей упрощения процедуры манипулирования землей. Из Земельного кодекса Украины были изъяты очень принципиальные пункты, а именно:

- ст. 20-7, которая указывала, что изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, возможно только по согласованию с Кабинетом министров Украины;

- ст. 38-4-в, в которой изложена норма о невозможности приватизации земель коммунальной собственности, в частности земель историко-культурного назначения, имеющих особую историко-культурную ценность;

- ст. 150-1-г, в которой дается определение земель историко-культурного назначения как особо ценных земель;

- ст. 186-3, в которой отмечается, что согласования проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории земель историко-культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко-культурного назначения, выполняются соответствующими местными органами охраны культурного наследия;

- ст. 186-3, в которой отмечается, что согласование центральным органом охраны памятников проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории памятников культурного наследия национального значения, их охранных зон и охраняемых археологических территорий, подлежит также согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия;

- ст. 186-3, в которой указывается, что происходит согласование соответствующими органами культурного наследия проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории земель историко-культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко-культурного назначения.

Столь свободное обращение с особо ценными землями вызвало бурю сопротивления в природоохранных и культурноохранных общественных организациях. Появилась критическая статья Максима Левады "Тупые, Тупые и еще тупее". Интернет-пространство переполнено протестом. Это, вполне возможно, и заставило авторов сделать шаг назад. Закон был снят с регистрации и отозван. Но, как всегда, это означает только передышку. Очевидно, авторы закона решили зайти с другой стороны. Появились статьи ученых, доказывающие, что такие изменения не только не страшны, но даже прогрессивны. Так, А.Мирошниченко, уважаемый доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и аграрного права юридического факультета КНУ им. Тараса Шевченко, в статье "Хто має розпоряджатися землею: місцева влада чи Держкомзем? Про бійку нардепів, законопродавчий процес та корупцію" (texty.org.ua) и в комментарии к проекту закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении коррупции в сфере земельных отношений" (реестр. №1906 от 02.02.2015 г.), опубликованном в amm.org.ua, считает, что "конструкция особо ценных земель" является устаревшей, неэффективной, коррупциогенной, и на этом основании должна быть изъята из действующего законодательства. Также он отмечает, что "любые попытки реформ в земельной сфере потерпят неудачу, столкнувшись с огульной критикой дилетантов и популизмом политиков".

Правда, он заранее соглашается с тем, что он "проплаченный автор, дерибанщик" и вообще "враг человечества". Понимая и воспринимая иронию последнего выражения, рассмотрим вопрос по сути, с точки зрения возможных последствий.

Анализировать необходимо с точки зрения осмысления того, что будет происходить на практике - не в теории, а именно на практике, если эти положения будут приняты как законы. Для этого попробуем понять суть ограничений, а все конструкции рассмотрим с точки зрения Морали и факторов выживания Украины и украинцев, а не как схемы прибыли отдельных граждан, даже если они миллиардеры, президенты, премьер-министры, депутаты.

Сначала осмыслим, а что же является наибольшей ценностью любой нации относительно земли. Это, безусловно, ее плодородие, так как это продовольствие для населения и экспортное богатство. Это вода, поскольку чистая вода - это основа выживания. Недаром в своем отчете комиссия ООН указала, что страна, которая не сможет обеспечить себя чистой питьевой водой, обречена на вымирание.

Это, хоть и может показаться странным, природные и исторические ландшафты как гармонизация психологического состояния человека. Известно, что разрушенные ландшафты провоцируют массовые психические расстройства. Недаром существует Европейская ландшафтная конвенция, прямо признающая ландшафт "ключевым элементом благосостояния человека и общества".

С землей неразрывно связана самоидентификация нации и, как результат, осмысление "кто мы и откуда". К тому же это источник миллиардных прибылей от туризма. Недаром говорят, что в Израиле хотя и почти не найдены прямые подтверждения событий, отображенных в Библии, количество мест с маркировкой "святые и исторические" зашкаливает.

Но это требует сохранения всех памятников, создания археологических культурных охранных зон, а не застройки и разрушения исторических памятных мест, как это происходит в Киеве. Некоторые власть имущие и бизнесмены считают, что святые остатки Десятинной церкви - это только строительная площадка для новостройки; остатки княжеских дворцов - это только кучи кирпича; культурные слои на Подоле в несколько метров - это мусор, мешающий строительству; поймы Десны, где зарождалась наша Украина, - это только места для коттеджных городков.

Если мы хотим передать нашим потомкам то, что нам, в сущности, не принадлежит, - историю, землю, ландшафты, то мы должны почувствовать ответственность, а не жажду обогащения.

Если изменение целевого назначения особо ценных земель будет упрощено, то застроят охранную зону Софии и Лавры, уничтожат еще сохраненные поймы рек и их берега; на плодородных землях появятся коттеджи. Существующее законодательство с большим трудом хоть как-то отбивается от хищности застройщиков, противостоит желанию крестьян заработать на продаже земли любой ценой, стремлению олигархов скупить все на корню. А теперь представьте, что существующие куцые ограничения (ограничения даже без ответственности) будут устранены.

Устранение или ограничение понятия "особо ценные земли" приведет к тому, что все будет приватизировано: заповедники и историко-культурные объекты, природные и исторические ландшафты. Рассчитывать на моральные качества застройщика очень наивно. Я еще не встречал застройщика, который бы не был всеми руками за сохранение, но только не на том месте, где он спланировал получить прибыль. Также я не встречал крестьянина, который не жаловался бы на ухудшение окружающей среды и вместе с тем не мечтал продать свой надел под что-либо. Единственное, что его сдерживало, - это невозможность изменить целевое назначение участка.

Кстати, я не обвиняю сельских жителей. Государство поставило их в такие условия, когда обрабатывать землю невозможно, а жить надо. Гарантом сохранения земли, воды, культурного наследия, природных и исторических ландшафтов должно выступать государство, а государство должно контролироваться гражданским обществом.

Таким образом, на тезис упрощения оборота земель, нивелирования понятия "особо ценные земли" я отвечу следующим образом.

Если мы исповедуем Мораль как главный фактор развития общества, если мы понимаем, что экология важнее экономики, а история важнее прихоти отдельных граждан, то мы должны, наоборот, поднять понятие "особо ценные земли" на качественно новый уровень. Мы должны резко увеличить количество земель природно-заповедного фонда и довести их до европейского уровня в 15–20% от общей площади. Мы должны расширить перечень особо ценных земель за счет земель водного фонда и прибрежных защитных полос. Мы должны ввести уголовную ответственность за разорение особо ценных земель под любым видом.

А что мы должны упростить, так это процедуру создания объектов природно-заповедного фонда, поскольку в нынешней ситуации согласовать землю под завещание с землевладельцем почти невозможно.

Теперь по пунктам, что нужно сделать в Земельном, Водном кодексах и законе о ПЗФ. Приведенный перечень мер стоит воспринимать не как исчерпывающие пункты, а как идеи, которые необходимо превратить в изменения к законам.

1. Надо провести полную инвентаризацию земель и создать исчерпывающий кадастр земель Украины.

2. Изменение целевого назначения особо ценных земель должно решаться исключительно вышестоящими органами государственной власти, а основанием изменения могут быть только обоснованные общественные потребности.

3. Нужно установить уголовную ответственность за использование особо ценных земель не по назначению и за ухудшение качества земель.

4. Необходимо, как минимум, удвоить размер прибрежных защитных полос:

- малые реки - 50 м;

- средние реки (озера свыше 3 га) - 100 м;

- крупные реки, водохранилища и озера - 200 м.

5. Усилить ответственность за строительство в прибрежных защитных полосах.

6. Распространить размер защитных полос и ограничения на города и поселки.

7. Для тех сооружений, которые уже построены в прибрежной защитной полосе, разработать отдельный закон, который включал бы (согласно существующему законодательству):

- снос всех сооружений, расположенных ближе соответственно 25, 50, 100 м до воды, или установление такого экологического налога, чтобы "мало не показалось";

- ограничение высотности сооружений в 500-метровой зоне от рек и озер до 10 м.

8. Сделать невозможной продажу земель иностранным физическим и юридическим лицам.

9. Усилить ответственность за эксплуатацию земли, приведшую к ухудшению ее качества.

10. Создавать обязательно охранные зоны вокруг особо ценных природных объектов и объектов культурного наследия. Добавить сюда охранные зоны вокруг земель ПЗФ. Установить размер охранных зон не менее 2 км.

11. Отнести к особо ценным землям земли водного фонда и земли прибрежных защитных полос.

12. Изменить в законе о ПЗФ нормы, требующие согласования создания объектов ПЗФ с землевладельцем или землепользователем. Логика должна быть следующей. В случае научного обоснования ценности этих земель (с точки зрения то ли охраны окружающей среды, то ли ландшафта, то ли земель историко-культурного назначения), если создание объекта ПЗФ не ограничивает права собственника или землепользователя с точки зрения использования земли по ее целевому назначению, то его согласие на создание объектов ПЗФ не требуется.

В завершение замечу, что те, кто то ли сознательно, то ли нет хочет забрать у украинцев их главные богатства - землю, воду, историю, ландшафты, служат не Украине, а своему карману, следовательно, ориентироваться на них общество не может, кем бы они ни были.

Украинцы должны научиться жить и работать согласно девизу "Для Всех и Навсегда, а не сегодня и мне".