UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зеленый курс Европы — тревога и неопределенность Украины

Что такое Green Deal и как готовится Украина к «зеленому переходу»

Автор: Владимир Панченко

European Green Deal, или Европейский зеленый курс (ЕЗК), — это ряд политических инициатив, которые должны сделать Европу климатически нейтральной к 2050 году. И широкие массы воспринимают эти инициативы весьма положительно. Но в украинской бизнес-среде царят тревога за будущее и неопределенность. Потому что внедрение ЕЗК в Украине уже началось, но бизнес об этом не предупредили. Если не считать, конечно, еженедельных локальных и международных вебинаров, которые не только популяризируют ЕЗК, но и в рамках дискуссии пытаются разобраться, какими будут последствия борьбы с изменением климата.

Концепция снижения выбросов парниковых газов European Green Deal содержит семь основных стратегических, но по сравнению с Целями устойчивого развития значительно более конкретизированных составляющих:

К каким последствиям это приведет? Прежде всего к сокращению выбросов, которые будут созданы странами ЕС в 2030 году, на 55% по сравнению с 1990-м вместо ранее анонсированных 40% (хотя активисты требуют 60 и 65%). А в 2050 году — карбоновая нейтральность. Почему в 2050-м? Если удастся достичь этой цели, температура планеты не повысится более чем на два градуса, то есть у человечества появится значительно больше шансов сохраниться как популяция. Кроме инновационных технологических подходов, о которых мы слышим чаще, — перехода на полностью бескарбоновую энергогенерацию с балансирующими мощностями в виде газогенераторов, ядерных мини-реакторов или еще не известных нам сегодня источников тока без выбросов СО2, людям придется также полностью отказаться от мяса, да и вообще от животных продуктов (если не будет изобретена технология содержания животных с очисткой выбросов метана), усовершенствовать промышленные технологии высасывания СО2 из атмосферы, насадить специальные растения для этого же и т.п.

Пока не совсем понятно (в цифрах), каким образом будет достигнута нейтральность, ведь это все-таки еще не отсутствие выбросов. В 2011 году Европейский Союз уже принял экологические цели на 2050 год: минус 80% выбросов по сравнению с 1990-м. Теперь эта цифра, очевидно, будет меньшей, но не нулем. Остальное — названные выше действия по изъятию СО2 из атмосферы и торговля квотами.

Украина ответила на Европейский зеленый курс активно, передав ЕС позиционный документ об участии нашей страны в «зеленом переходе». Ключевой задачей является сбалансирование видения разных министерств и ведомств с учетом мнения бизнеса и выработка общей позиции правительства по определению уровня климатических амбиций и шагов внутри страны, которые будут отвечать заявленным целям.

По мнению разработчиков «Концепции зеленого энергетического перехода Украины до 2050 года», определяющими направлениями «зеленого перехода» становятся именно энергетические (энергоэффективность и возобновляемые источники энергии, усиление электрификации разных отраслей экономики Украины, уменьшение использования технологий на основе ископаемых видов топлива). Отмечается, что «зеленый переход» призван значительно стимулировать развитие высокотехнологического производства в Украине, обусловливая рост спроса на товары и услуги, связанные с «чистыми» технологиями, которые также затребованы в развитых странах мира.

Считается, что таким образом Украина получит реальную возможность для трансформации промышленного производства и структуры экспорта, с большим фокусом на товары с высокой добавленной стоимостью, используя свои абсолютные и относительные преимущества в развитии «чистых» технологий и осваивая новые ниши на мировых рынках. Это, по мнению разработчиков, будет способствовать экономическому росту, появлению новых рабочих мест и увеличению доходов граждан Украины.

В концепции определяющей целью стало уменьшение объема выбросов парниковых газов (для обеспечения климатически нейтральной экономики Украины в 2070 году). Промежуточной целью является сокращение выбросов в 2030 году до уровня, который «будет определен во Втором НОВ (Национально определенном взносе) Украины согласно требованиям Парижского соглашения». Что же это за цифры?

Для начала рассмотрим расчеты по Первому НОВ, поскольку от них отталкиваются европейцы. Ориентировочно, по данным Всемирного банка, выбросы парниковых газов (СО2 и всех других) в 1990 году составляли 953 млн тонн.  При расчете Первого Национально определенного взноса Украины к Парижскому соглашению выбросы рассчитаны в объеме 944,4 млн тонн. А с учетом сектора землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ), то есть тех сфер, которые «высасывают» парниковые газы в случае правильной политики, выбросы этих газов в 1990-м составляли 874,6 млн тонн. То есть в 2030 году при соблюдении Первого НОВ выбросы должны были бы равняться 525 млн тонн ежегодно (поскольку Украина брала на себя обязательство снизить выбросы на 40% по сравнению с 1990-м).

Учитывая, что на сегодняшний день выбросы составляют около 200 млн тонн (в 2016 году — 202 млн тонн, кстати, в Польше — 299 млн), для Украины уменьшение выбросов в процентах (минус 40%) согласно Первому НОВ из-за катастрофического падения экономики с 1990 года означало бы на самом деле увеличение объема (боле чем на 300 млн тонн).

Однако все страны, в том числе Украина, заявляют о более амбициозных планах сокращения выбросов.

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов в своей «Стратегии низкоуглеродного развития Украины до 2050 года» отмечает: «Осознавая свою ответственность за достижение целей Парижского соглашения и руководствуясь национальными приоритетами, Украина будет прилагать усилия для достижения индикативного показателя, который к 2050 году составит по сравнению с 1990 годом 31–34% выбросов ПГ». То есть это минус 66–69%, таким образом, годовой объем выбросов составит 271–297 млн тонн.

ZN.UA

Но нас интересует, что будет и в более близкий период — в 2030 году. Согласно еще одному документу — Проекту ЕБРР «Поддержка правительства Украины по обновлению национально определенного взноса» от 2019 года (см. табл.), расчеты выглядят следующим образом (базовая цифра выбросов в 1990 году с учетом сектора ЗИЗЛХ несколько отличается и составляет 883 млн тонн):

— в случае BAU сценария, то есть частичного внедрения действующего законодательства, без структурных изменений в энергетике и экономике, выбросы в 2030 году сократятся на 54%, то есть до 406 млн тонн. При этом понадобятся инвестиции в 2020–2030 годах (без потребительских расходов) на уровне 168 млрд евро, а за 2020–2050 годы — 548 млрд евро;

при референтном сценарии (полная имплементация действующего законодательства по состоянию на 1 сентября 2019 года, включительно с Энергетической стратегией, Стратегией обращения с отходами, Стратегией низкоуглеродного развития) выбросы в 2030 году должны сократиться на 71%, то есть до 256 млн тонн. При этом необходимый уровень инвестиций за период 2020–2030 годов —241 млрд евро, а за период 2020–2050 годов — 731 млрд;

при сценарии климатически нейтральной экономики (отвечает сценарию Международного энергетического агентства, МЕА, и Межправительственной группы экспертов по изменению климата, МГЭИК (IPCC), и определяет цель иметь в 2050 году не более 1,7 тонны СО2 на душу населения, а к 2070 году — достичь в Украине нетто-нулевых выбросов ПГ) выбросы в 2030 году должны сократиться на 73%, то есть до 238 млн тонн. При этом требуемый уровень инвестиций за 2020–2030 годы — 256 млрд евро, а за 2020–2050 годы — 971 млрд;

— при комбинированном сценарии чувствительности (имеет существенно меньшую инвестиционную нагрузку, чем при предыдущем сценарии, также согласуется со сценариями МГЭИК и предусматривает достижение нетто-нулевых выбросов парниковых газов в 2070 году) выбросы в 2030 году должны сократиться на 72%, то есть до 238 млн тонн. При этом необходимый уровень инвестиций за период 2020–2030 годов — 245 млрд евро, а за период 2020–2050 годов — 743 млрд.

Напомним, что страны ЕС договорились сократить в 2030 году выбросы на 55%, несмотря на задачу достичь карбоновой нейтральности в 2050-м. При этом для достижения этой цели к 2030 году необходимо инвестировать как минимум 1 трлн евро. В этом процессе главным будет выступать Европейский инвестиционный банк. Но последнюю версию по сокращению выбросов в течение года блокировала Польша, добившаяся выделения отдельных 60 млрд евро безвозвратной финансовой помощи ЕС для уменьшения зависимости энергетики от угольного топлива.

Вместе с тем в «Концепции зеленого энергетического перехода Украины до 2050 года» отмечается, что все инвестиции в «зеленую» модернизацию будут осуществлены за счет собственных средств предприятий.

В расчете указано, что сектор производства электроэнергии и тепла является одним из ключевых секторов сокращения выбросов ПГ (-450 млн тонн в 2021–2030 годах). Сектор поставки энергетических ресурсов: потенциал уменьшения выбросов составляет 218 млн тонн; энергосбережение (термомодернизация) — 96 млн тонн в зданиях бытового сектора, торговли и услуг. Потенциал автомобильного транспорта — 48,7 млн тонн, или свыше 60% от общего сокращения выбросов ПГ в транспортном секторе. Ключевой отраслью промышленности в сокращении выбросов парниковых газов является черная металлургия, на которую приходится 88% от общего сокращения ПГ в промышленности.

При этом важно оценить, каким образом наложение Украиной климатических обязательств на экономику коррелирует с возможностями привлечения частных и государственных ресурсов, а также ресурсов международных финансовых организаций. А наряду с предложенной Министерством окружающей среды «Стратегией низкоуглеродного развития Украины до 2050 года», не включающей цифры и мероприятия, надо добавить те мероприятия, которые бы показывали, как именно будут достигнуты индикаторы: по ВВП — более 300 млрд долл., экспорту — свыше 150 млрд, иностранным инвестициям — более 15 млрд долл. в год (это 150 млрд долл. к 2030 году, напомним, что при референтном сценарии, включающем полную имплементацию действующего законодательства по состоянию на 1 сентября 2019 года, только для выполнения климатических требований нужно привлечь 241 млрд евро), как это предусмотрено в ЦЭС-2030. То есть нужен масштабный план, касающийся развития промышленности в разрезе отраслей.

 

Теперь все идет обратным ходом. Как в кино, когда фильм пускают задом наперед — люди выскакивают из воды на трамплин. Наступает сентябрь, закрываешь окошко, которое открыл в июне, снимаешь теннисные туфли, которые надел тогда же, и влезаешь в тяжеленные башмаки, которые тогда забросил. Теперь люди скорей прячутся в дом, будто кукушки обратно в часы, когда прокукуют время. Только что на верандах было полно народу, и все трещали, как сороки. И сразу двери захлопнулись, никаких разговоров не слыхать, только листья с деревьев так и падают.

Рэй Брэдбери. Вино из одуванчиков.