В конце января 2015-го назначили главу и четырех членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Это отправная точка начала командной, по их личным утверждениям, работы действующей комиссии. Шесть лет, а именно на столько назначают членов НКЦБФР, — достаточный срок, чтобы продемонстрировать достойные результаты командной работы. Конечно, проблемы, мешающие воплощать планы, были, есть и будут, но в этом и ценность менеджеров и управленцев, чтобы, преодолевая сложности, достигать измеряемых результатов. Как известно, только практика является критерием истины, не будем в этом сомневаться. И меньше всего хотелось бы говорить о персоналиях, они будут меняться буквально на днях. Но мы хотим, сосредоточившись на функциональном анализе шестилетнего «прогресса», напомнить, насколько важно, чтобы в комиссию пришли действительно грамотные визионеры.
Так случилось, что активизация действий вокруг рынка капиталов совпала с окончанием полномочий отцов-основателей философии «отсутствия фондового рынка». Поэтому несложно понять свежие сентенции премьера о том, что он считает отсутствие фондового рынка в Украине экономическим преступлением. Но, продолжая эту премьерскую метафору, заметим: не менее сложно понять, почему же тогда глава правительства обсуждает с «преступниками» планы по продлению их «преступной» деятельности. Ведь если рынка нет, то кто же в этом виноват, кроме регулятора, который последние шесть лет должен был бы добросовестно работать? Или это уровень компетенции такой, или просто заговор невежд у руля?
Судите сами. Индекс финансового развития Украины составляет 0,21, то есть на уровне Гондураса (0,22), Суринама (0,20), Белиза (0,21). При этом уровень ВВП Украины существенно выше, чем в этих странах, а сравнимые с нами по уровню ВВП страны имеют индексы в пределах от 0,30 до 0,44. То есть потенциал для развития безграничный. Но до сих пор, несмотря на шесть лет реформ, 87% украинского финсектора — это банки. Доли других игроков — капля в море, а фондовый рынок немного держится на плаву только благодаря гособлигациям, торговля ими — это 97% всех операций, происходящих на нем. Из шести существующих бирж хоть как-то работают две, — на них приходится 99% стоимости всех заключенных за год контрактов. Чем занимаются остальные, тайна. Мы не будем сравнивать себя со США, Японией или Британией, мы сравним уровни капитализации одной относительно скромной по мировым меркам немецкой биржи DB AG и всех украинских бирж вместе: у немцев — 2,3 трлн долл., у нас — 0,28 млрд. Пропасть, которую никто даже не пытался засыпать за шесть лет, а потом только констатировал: рынка не существует.
Зато с момента образования такого органа, как НКЦБФР, то есть с 2011-го, и по сей день произошла тотальная подмена функций регулятора фондового рынка. Он решил, что первоочередное — это не регулировать, а заниматься политикой. У этой проблемы два аспекта: функциональный и правовой.
Функционально осуществлять неестественные, в данном случае политические, функции — это большая институциональная ловушка для любого органа регулирования. Это закрепляет не присущий рыночной экономике уклад. Создает институциональные проблемы ее развития. Даже боги нынешних руководителей регулятора — SEC (US Securitiesand Exchange Commission) — себе такого не позволяют, сосредоточив собственную деятельность на контроле над соблюдением федеральных законов, касающихся сугубо деятельности финансовых рынков.
И если предыдущие составы Нацкомиссии занимались в основном регулированием рынка на основании закона, то нынешний состав органа, созданного неконституционным образом (о чем ниже), начал с «зачистки» рынка и перешел непосредственно к разработке законодательства. Но будет ли качественным регулирование, если одновременно устанавливать для себя собственные регуляторные полномочия?
Приведем несколько цитат от регулятора в начале его бурной политико-законотворческой деятельности в 2015 году: «Безусловно, мы пока смотрим, общаемся, учитываем проблемы, работаем с законом. И я уверен, что до конца года мы проведем закон о деривативах»; «Закон о деривативах является одним из базовых законопроектов, который у нас в повестке дня... Я скажу честно, сам его не читал, но люди, которые с ним ознакомились и которым я доверяю, говорят, что он где-то на 80% готов, что его необходимо просто доработать и принять».
В Кабмине, да и у президента, видимо, забыли, но именно правительство в соответствии с Конституцией обеспечивает экономическую самостоятельность Украины, проведение внутренней политики государства, финансовой и инвестиционной политики, политики в сферах труда и социальной защиты, разрабатывает и выполняет общегосударственные программы экономического развития Украины.
Даже больше (это уже юридический аспект дела), среди полномочий президента, предусмотренных Конституцией, вы не найдете права назначать членов НКЦБФР и ее руководителя, утверждать положение об этом органе. Нет также полномочий осуществлять экономическую политику, в частности, «формировать политику по развитию рынка ценных бумаг», и делегировать кому-либо, органу или должностному лицу, такие полномочия. Это наследие еще Януковича — положение о НКЦБФР, принятое им в 2011 году, которое «позволяет» президенту нарушать Конституцию.
И это уже вопрос к действующему составу НКЦБФР: с какой целью, достоверно зная об основаниях несоответствия Конституции собственного назначения и статуса органа, созданного неконституционным образом, вы накапливаете хлам по правовым проблемам? Снова заговор невежд?
Ладно, предположим, людей назначили для воплощения добрых намерений. Какие они? Идеи управляют людьми. Само представление о том, какой должна быть определенная сфера деятельности, и предопределяет тот или иной феномен, ту или иную форму организации работы, наконец, тот или иной институциональный уклад, являющийся доминирующим в обществе. В том, что касается деятельности рынка капиталов, его состояние точно так же является отображением представления и сознания тех, кто влияет на процессы его работы. В этом аспекте, если вы даже попытаетесь сделать хоть какой-то фактчекинг того, какие идеи управляют руководителями фондового рынка, во-первых, ни в чем не разберетесь, во-вторых, найдете там апелляции к какому-то опыту, успехам, но никакой привязки к Украине как отдельному феномену, нуждающемуся в отдельном понимании. Только нагромождение из «громких стартов», «арбитражных центров», безымянными «советниками» без советов. Что угодно вместо измеряемых шагов, базирующихся на качественном украинском законодательстве. При отсутствии аргументов pro этот хлам из презентаций и рисунков даже сложно отрицать аргументами contra.
Вместо реального плана выхода из кризиса жанра — детального и пошагового, первым шагом в котором будет реформа самой НКЦБФР, мы получаем наполненный общими фразами Меморандум с иностранными партнерами, который никого ни к чему не обязывает. Готовят его едва ли не четверть года, чтобы представить как главное достижение.
Хочется сказать: «Ребята, вы о главном забыли — заключить меморандум с отечественными партнерами, теми, кто здесь живет, работает и будет работать. Вы прежде всего регулируете их работу».
При этом начиная с 2015 года решительная деятельность комиссионеров по упрощению привлечения инвестиций в законодательном направлении неплохо финансируется со стороны иностранных партнеров, подписывающих меморандумы за средства налогоплательщиков США и Евросоюза. НКЦБФР, нарабатывая «шедевр» упрощенного законодательства — закон №738-ІХ, была бенефициаром международной технической помощи. В соответствии с американской программой «Трансформация финансового сектора в Украине» на повышение доверия к финансовому сектору израсходовано 23 млн долл., а по похожей программе ЕС — 2,8 млн евро. Это далеко не все средства спонсоров, потраченные на прихоти комиссионеров. А теперь вспомните цифры в начале текста и оцените результативность этих расходов.
К сожалению, главным достижением комиссии является только Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов» (от 19.06.2020 г. №738-ІХ). Сознательно не трогаем тотальную метафизичность названия. Перейдем к фактам.
Факт первый. В принятом законе на момент голосования отсутствовал раздел 4. Без него закон не работает, поскольку определить момент вступления в силу всеми нормами без него невозможно, а без этого нет закона.
Факт второй. Закон вопреки Соглашению об ассоциации не согласован с ЕС.
Факт третий. Закон создает видимость имплементации: из 12 актов ЕС не переведены на момент принятия 11. Даже в самом законе указано, что он «направлен на имплементацию». Это по меньшей мере странный нормотворческий термин, который ничего не означает. Полная мистификация.
Факт четвертый. Полностью проигнорировано экспертное мнение от ЕС о том, как имплементировать законодательство ЕС (по крайней мере это логично), объемом свыше 800 страниц.
Факт пятый. Наконец, президента технически подставили при подписании принятого закона, подсунув ему компиляцию из выводов, среди которых, в частности, были и те, которые указывали на неконституционность принятого закона. Но, видимо, положительное мнение от комиссии содействовало его подписанию.
Оставляем пока без внимания множество других фактов, они в справках и заключениях, которые президент не читает, а комиссионеры не обнародуют. Это только вопрос времени.
Но есть у нас и свежая метафизическая дичь от регулятора: «После вступления его в силу мы начнем создавать в Украине цивилизованную систему взаимоотношений инвесторов и запустим трубопровод капитала».
Хорошо хоть, что, несмотря на такой упрощенный подход, этот закон не торопятся обеспечивать подзаконными актами (видимо, не хотят коллапса), даже засекретив этот процесс. На сегодняшний день нет ни одного акта правительства. Действительно, так проще. Нет аргументов pro, поэтому у инвесторов не будет аргументов contra. Трубопровод капитала уже построен, и он ждет громкого запуска.
***
Созданный неконституционным способом орган, действуя очевидно сознательно, закрепляет собственные полномочия в куче законов, не являющихся ни качественными, ни имплементацией законодательства ЕС, вместе с тем содержащих неопровержимые основания для признания их неконституционными.
Эти проблемы накапливаются в правовом поле государства и являются институциональной диверсией против государства.
В результате рынок не создан, а ликвидирован, вопреки экономическим факторам. Нынешний состав регулятора занимается деятельностью, которая не соответствует его функциональному назначению. Будет ли новый состав лучше? Мы искренне надеемся. Но пока, вместо четкого алгоритма выхода из ситуации с правовым беспорядком обществу предлагается настоящая каша-малаша, логичные дрожжи из квазизаконодательства, только похожего на законы ЕС.
Вместо создания условий, ориентированных на собственного внутреннего инвестора, предлагается создать этатично ориентированных экономических монстров, передать в них ценные государственные активы и объявить о громком старте рынка и построенном трубопроводе капитала.
Все эти бесконечные улучшения того, чего не существует, теми, кто в улучшениях не заинтересован, лишают Украину права на развитие собственного малого, среднего и крупного предпринимательства, множественности источников дохода для среднего класса, приумножения собственного капитала за счет преобразования предпринимательских способностей в капитал.
Такое положение дел обеспечивается, то есть не обеспечивается, именно регулятором и реформаторами, шесть лет его возглавлявшими. Поэтому на вопрос о качестве работы НКЦБФР даже не будем отвечать, поскольку ответ очевиден.
Больше статей Александра Кошевого читайте по ссылке.