UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем Национальный банк усиливает требования к капиталу банков

Прихоть или дальновидность НБУ?

Авторы: Первин Дадашова, Ольга Данилец

Капитал — банковская подушка безопасности.

Базовая деятельность банка — перераспределение финансовых потоков в экономике. Проще говоря, банк привлекает средства населения и бизнеса, вкладывает их в кредиты или другие активы и получает прибыль. Такая деятельность имеет ряд рисков: заемщики могут не вернуть кредиты, стоимость активов может упасть из-за изменения рыночных условий, разные сбои в работе систем и процессов или мошенничество могут послужить причиной физической потери банком своих активов. Реализация любого из этих рисков приводит к убыткам банка, а значит, снижает стоимость его активов. Как следствие, активов может быть недостаточно для выполнения обязательств перед вкладчиками. Однако собранные с клиентов средства банк обязан вернуть при любых условиях, даже если риски реализовались. Капитал банка должен быть таким, чтобы превысить убытки и обеспечить выполнение всех обязательств даже в случае потери части активов вследствие реализации ключевых рисков.

Нацбанк Украины постоянно контролирует достаточность капитала банков. Эта достаточность определяется как соотношение размера капитала и активов банка, взвешенных на риск. Ведь с ростом объемов операций, то есть активов, преимущественно увеличивается и размер рисков. Расчетная величина достаточности — норматив достаточности капитала — сравнивается с минимальными требованиями.

Чего же не хватает в текущих требованиях к капиталу? Давайте разбираться

Согласно рекомендациям Базельского комитета по вопросам банковского надзора требования к капиталу банков состоят из двух компонентов: минимальных требований (Опора I) и индивидуальных повышенных требований к капиталу (Опора II). Опора I включает оценку трех основных рисков: кредитного, операционного и рыночного. Именно эти риски отражают упомянутые выше потенциальные потери от невозврата займов, изменения рыночных условий или сбоев в работе финучреждений.

Однако сейчас украинские банки удерживают капитал лишь на покрытие кредитного и одного из компонентов рыночного риска — валютного. Операционный риск вообще не учитывается в минимальных требованиях к капиталу. Хотя его роль в последнее время повышается.

Операционный риск отражает вероятность потерь вследствие сбоев в работе банков, в частности их информационных систем, умышленных мошеннических действий, каких-либо внешних факторов. Пандемия COVID-19 является ярким примером события, создавшего существенные операционные риски. Так, введение карантинных ограничений вызвало значительное увеличение объемов онлайн-операций. Увеличение объемов онлайн-платежей, упрощение процесса идентификации, удаленный режим работы подогревают интерес злоумышленников, поэтому возрастает частота разных кибератак на банки и их клиентов. Недаром глава ФРС США недавно назвал киберриски самыми важными после угроз новой волны пандемии. В Украине же до сих пор не было требований к удержанию капитала под операционный риск. Впрочем, такие требования появятся уже с 1 января 2022-го и постепенно в течение года вырастут до объема, отвечающего ведущим практикам.

Рыночный риск сейчас не полностью учитывается в минимальных требованиях. Кроме потерь от изменения курса валют, банки должны также учитывать возможные потери от неблагоприятных изменений процентных ставок, цен на акции и товары и т.п. Например, резкий рост доходности по государственным облигациям Украины в марте 2020 года повлиял на стоимость финансовых инструментов, которые банки держат на балансах. Капитал под покрытие рыночных рисков банкам надо будет удерживать с начала 2023 года.

Выше были перечислены составляющие минимальных требований, однако деятельность банков весьма сложная, соответственно, рисков, с которыми они сталкиваются, значительно больше, чем три упомянутых выше. Именно для учета специфических рисков деятельности банков возникли индивидуальные повышенные требования к достаточности капитала банков. Изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», внесенные в этом году, позволили НБУ внедрить на практике этот ключевой элемент надзора. Отныне Национальный банк, осуществляя надзор за банками, может оценить размер и существенность рисков, не покрытых минимальными требованиями, и требовать от банка капитала на их покрытие. Безусловно, этот процесс крайне ответственен и сложен. Поэтому прежде чем устанавливать соответствующие требования, НБУ разработает детальные подходы к оценке рисков и поделится ими с банками. Ведь требования должны быть прозрачными и понятными.

Дополнительной информацией для оценки регулятором рисков банков будет служить самооценка финансовыми учреждениями размера необходимого капитала и его достаточности. Такая самооценка называется ICAAP — процесс оценки достаточности внутреннего капитала банков. Начиная с 2024 года банки сначала в тестовом режиме будут рассчитывать свою потребность в капитале для покрытия всех существенных видов риска по разным сценариям — так называемый необходимый внутренний капитал.

Буфера капитала — запас «на черный день»

Таким образом, чтобы обеспечить собственную устойчивость и способность реализовать запланированную стратегию, банки должны постоянно поддерживать капитал не ниже необходимого уровня, определенного с учетом всех рисков.

И даже таких тщательных и детальных оценок достаточности капитала порой мало. Последствия предыдущих кризисов подтвердили, что банкам следует держать капитал «про запас» свыше этих требований на случай крайне неблагоприятных событий и, соответственно, огромных убытков. Этот запас формируется в виде буферов. Четыре буфера — консервации капитала, системной важности (для системно важных банков), контрциклический буфер и буфер системного риска — вместе образуют комбинированный буфер.

Размеры буферов устанавливает регулятор. Первые два буфера являются обязательными и должны удерживаться банками при нормальных условиях. Лишь в случае кризисных событий регуляторы могут позволить использовать капитал, аккумулированный в этих буферах. Это, собственно, произошло в 2020 году в разгар коронакризиса во многих странах, в частности и в Украине. Но после окончания кризиса банки должны снова нарастить запасы капитала. Поскольку кризисный период уже закончился, экономика постепенно восстанавливается, НБУ в ближайшее время вернется к вопросу формирования банками буферов консервации капитала и системной важности. Что касается контрциклического буфера и буфера системного риска, то для их введения должны быть надлежащие основания, а именно: чрезмерное кредитование, возникновение тех или иных угроз для финансовой стабильности. В случае появления свидетельств о росте этих рисков НБУ заранее будет сообщать об уровне и графике установления соответствующих буферов.

Путь одолеет идущий

Не следует забывать, что НБУ интересует не только достаточность капитала, но и его качество. К капиталу банка, учитываемому регулятором, относятся лишь инструменты, которые могут беспрепятственно поглотить убытки от рисков.

Упомянутые выше изменения в Закон «О банках и банковской деятельности» предусматривают усовершенствование требований к структуре капитала. В 2024 году он будет разделяться в зависимости от качества на три уровня в противовес текущим двум. Эта новелла завершит приведение требований к капиталу украинских банков в соответствие с европейскими стандартами.

НБУ понимает, что впереди у банков очень много работы с введением новых требований (см. рис. 1). Однако эти шаги необходимы для обеспечения устойчивости банковского сектора, безопасности вкладчиков и финансовой стабильности. Кроме того, сегодня у банков фактически уже есть значительные запасы капитала, чтобы выполнить новые требования, и рекордные прибыли, которые они могут направить в капитал. А постепенность введения требований и постоянная конструктивная коммуникация НБУ с рынком сделают переход к новым стандартам комфортным и необременительным.