UA / RU
Поддержать ZN.ua

За полшага до агонии

Своим высказыванием 28 октября в Ужгороде Виктор Ющенко неприятно удивил продвинутую общественность и лояльный к ЮВТ Международный валютный фонд...

Автор: Наталия Яценко

Своим высказыванием 28 октября в Ужгороде Виктор Ющенко неприятно удивил продвинутую общественность и лояльный к ЮВТ Международный валютный фонд. А сказал президент следующее: «Эти стандарты повышены, очевидно, из-за политической ситуации, но повышены кем? Политической силой, которая не является членом большинства, и парламент принимает этот закон. Я согласен с парламентом».

Всем стало ясно: президент поддержал навязанную БЮТ и «Регионами» политическую игру, и вето на разработанный Зарубинским Закон «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы», проголосованный Верховной Радой 20 октября, не последует.

30 октября В.Ющенко закон подписал.

Зашевелились чиновники в Минфине и Минтруда. В течение многих месяцев они спокойно взирали на то, что прожиточный минимум для всех категорий граждан заморожен госбюджетным законом на 2009 год на уровне декабря 2008-го. И что, например, для нетрудоспособных он по сей день составляет всего 498 грн. Теперь, когда парламент наконец ЗАСТАВИЛ правительство (или без пяти минут заставил) системно заняться поддержкой уровня жизни украинцев, оно впадает в истерику: денег нет!

Тоже мне новость! С начала лета бюджет прочно сидит на МВФовской игле, но при этом правительство ведет себя совершенно по-совковому: из месяца в месяц рапортует о перевыполнении бюджетного плана по доходам и в обход парламента чуть ли не ежемесячно пиарится на повышении зарплат отдельным категориям работников. То чиновникам местных советов, то библиотекарям с медиками. Совершенно ясно, зачем — многие из облагодетельствованных обязательно окажутся в составе избирательных комиссий.

«Денег нет» — это еще мягко сказано. В октябре практически прекратилось возмещение НДС, а на местах ропщут на произвол казначейства, которое чаще не проводит платежи местных бюджетов, чем проводит.

Агония госфинансов дошла до того, что в октябре Минфин несколько раз повышал ставку доходности на первичных аукционах по размещению ОВГЗ, доведя ее 27 октября до 29,5% годовых. Затрудняюсь даже, с чем лучше сравнить. Разве что с процентами по облигациям, которые платились накануне российского дефолта 1998 года?

По мнению аналитиков инвесткомпании «Аструм Инвестмент Менеджмент», правительство пошло на беспрецедентный уровень доходности, чтобы привлечь средства для рефинансирования ранее размещенных выпусков ОВГЗ. И уже в ноябре ставки могут снизиться до «умеренных» (но только для Украины!) 23—25% годовых. Однако выкрутиться в октябре — значит, подкинуть проблемку на будущее. Вряд ли в Кабмине не понимают, что «рекорды» октября 2009-го создают новый пиковый период погашения в апреле-2010. В течение 14 апрельских дней Минфину необходимо будет погасить гособлигаций на 2,5 млрд. грн.

Отсутствие стратегического видения, серьезных расчетов стало уже визитной карточкой нынешних властей. Никто не может внятно сказать, сколько денег требуется на выполнение «закона Зарубинского», а правительственные цифры пляшут. Как сыронизировал сам депутат, сперва говорили, что надо дополнительно 20 миллиардов, «затем 50, затем 30, сейчас 72, скоро окажется, что для реализации законопроекта потребуется бюджет Соединенных Штатов Америки».

А в действительности? Судя по последним выступлениям и.о. министра финансов Игоря Уманского, по крайней мере, в текущем году дополнительные расходы госказны на повышение соцстандартов будут довольно скромными. В Минфине твердо намерены отбиться от повышения минимальной зарплаты, напирая на то, что депутатам следовало оформить новую минималку и прожиточный минимум в виде изменений к госбюджетному закону-2009. А коль это не сделано, то даже в случае подписания президентом выполнять «закон Зарубинского» в этой части в текущем году не обязательно.

От чего чиновникам не отвертеться, так это от повышения минимальных пенсий — с соответствующими дотациями ПФ из госказны. Но никто из экспертов не верит в анонсированные Минфином затраты на эти цели — 8 млрд. грн., считая сумму многократно завышенной. К примеру, в Институте демографии и социальных исследований НАН Украины утверждают, что повышение именно минимальных пенсий в связи с новым прожиточным минимумом для нетрудоспособных обойдется в ноябре дополнительно в 600 млн. грн. (плюс еще 200 млн. грн. — на повышение размеров социальной помощи).

Конечно, если проводить перерасчет всех без исключения пенсий с учетом новой минимальной, то, возможно, восемь миллиардов до конца года и наберутся. Но после недавних «подвигов» ПФ и Минтруда на ниве перерасчетов, приведших к форменной обдираловке работающих пенсионеров, как-то не верится, что очередные перерасчеты будут проведены без казуистики.

Минфин нас пугает суммой в 71,3 млрд. грн., которые потребуются для повышения социальных стандартов в 2010 году. Эксперты практически единодушны: если повышать действительно минимальные зарплаты, а не замахиваться на индексацию всей тарифной сетки, то деньги понадобятся на порядок меньшие. А индексировать все и вся закон и не вынуждает.

И уж точно полной «дезой» звучат «страшилки» замминистра финансов В.Матвийчука о том, что повышение соцстандартов приведет к необходимости сокращения 1,6 млн.,
или 45% должностей в бюджетной сфере. Господа финансисты, даже в сочинительстве хорошо бы знать меру!

Мы не хотим сказать, что «закон Зарубинского» так уж хорош и досконально просчитан. И что он не создает никаких проблем — все-таки в Украине 2,7 млн. человек получают минимальную зарплату. Но в случае вступления документа в силу самые серьезные трудности возникнут отнюдь не в бюджетной сфере.

По расчетам того же Института демографии и социальных исследований, из 628 млн. грн., которые потребуются для выплаты новой минималки до конца 2009-го, всего 57 млн. приходятся на бюджетную сферу и 529 млн. — на сферу услуг. В 2010-м прогноз тоже довольно нагляден: 760 млн. грн. — дополнительные расходы бюджета, 7,5 млрд. грн. — небюджетной сферы, в том числе малого и среднего бизнеса.

Деньги для предпринимателей очень солидные. Причем достаются они потом и кровью, в отличие, скажем, от денег на рекапитализацию разворованных банков, которые, по сути, печатает Нацбанк.

По силам ли стране такие траты — этим правительство должно было озаботиться еще летом, если не раньше. А когда вопросы решаются с позиции страуса, нечего на президента пенять…