UA / RU
Поддержать ZN.ua

Всемирный банк — Украине: Не забывайте, Нацбанк силен своей независимостью

Нынешняя непростая ситуация в экономике Украины у всех на устах. А что думают по этому поводу наши многолетние партнеры и советчики из Всемирного банка?..

Автор: Юрий Сколотяный

Нынешняя непростая ситуация в экономике Украины у всех на устах. А что думают по этому поводу наши многолетние партнеры и советчики из Всемирного банка (ВБ)? В ходе специально организованного телевизионного моста старший экономический советник Всемирного банка Мартин РАЙЗЕР и директор ВБ по Украине, Беларуси и Молдове Пол БЕРМИНГХЕМ постарались как можно обстоятельнее ответить на вопросы «ЗН».

— Считаете ли вы правильным решение Национального банка Украины о ревальвации официального курса гривни?

М.Р. — Если рассматривать последнее решение о ревальвации гривни как начало движения в направлении большей гибкости ее обменного курса к доллару, то мы, вне всяких сомнений, считаем это решение правильным и поддерживаем его. Несколько сделанных недавно публичных заявлений со стороны представителей Национального банка дают нам основания полагать, что изменение официального курса с 5,05 до 4,85 грн./долл. — это первый шаг на пути либерализации процесса курсообразования и перехода к режиму инфляционного таргетирования, а не однократное изменение курса с его дальнейшей фиксацией.

— Достаточно ли усилий прилагает Национальный банк для повышения в обществе доверия к своим мерам?

М.Р. — Мы уважаем независимость Национального банка Украины и не можем давать ему директивы. Однако, на наш взгляд, было бы полезно, если бы руководство НБУ обозначило свои дальнейшие намерения, более четко, более обстоятельно аргументировав свою мотивацию для экономических субъектов. Это помогло бы значительно снизить наблюдающуюся сейчас нервозность и неопределенность в обществе.

— Оппоненты Национального банка критикуют этот шаг за то, что он не только бьет по позициям отечественных экспортеров, но и наносит серьезный ущерб экономике.

М.Р. — Действительно, ущерб для экспортеров очевиден. Но тем, кто об этом беспокоится, мне хотелось бы напомнить о двух принципиальных вещах. Первая из них заключается в том, что на вопрос, что сегодня является главной проблемой Украины — рост экономики или инфляция, ответ однозначен — инфляция. В условиях роста экономики свыше 6% и инфляции, чьи годовые темпы превышают 30%, вам необходимо в первую очередь что-то делать с ростом цен.

Ревальвация национальной валюты не только помогает снижать или сдерживать импортные цены, но и дает Национальному банку дополнительное пространство для маневра в проведении монетарной политики, в котором он сейчас остро нуждается.

Отсутствие такого пространства из-за фактически фиксированного обменного курса является хоть и далеко не единственной, но одной из важных причин нынешней инфляции. Из-за необходимости выкупать весь избыток поступающей в страну валюты эмиссия гривни и рост денежной массы были очень высокими, а реальные процентные ставки — чрезвычайно низкими. Это тоже внесло свой вклад в перегрев украинской экономики.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что большая гибкость обменного курса вовсе не означает его неизбежного усиления. Возможны обстоятельства, при которых отток валюты из страны будет превышать ее поступление. Тогда курс может двигаться и в противоположном направлении, что тоже поможет смягчать возникающие дисбалансы.

Второй важный момент. Тем, для кого это все еще новость, необходимо знать, что конкурентные позиции украинского экспорта на мировых рынках в наибольшей степени зависят не от изменений номинального соотношения гривни и доллара, а от динамики реального эффективного курса гривни по отношению к корзине валют основных торговых партнеров. В свою очередь, реальный эффективный курс зависит не только от номинальных соотношений между валютами, но и от дифференциала инфляции в Украине и за рубежом.

Таким образом, помогая снизить инфляцию, НБУ будет содействовать более высокому и устойчивому росту экономики в среднесрочной перспективе, а также повышению ее конкурентоспособности.

— Почему, на ваш взгляд, предпринимавшиеся до сих пор меры по сдерживанию в Украине инфляции не дают эффекта?

М.Р. — Для успешной борьбы с инфляцией НБУ нуждается в политической поддержке и консолидации вокруг этой проблемы всех политических сил. Поскольку инфляция, хотел бы еще раз подчеркнуть, это проблема номер один для сегодняшней Украины, которая должна отодвигать на задний план все остальные. Это — вызов всей политической элите, от успешности противостояния которому зависит доверие общества.

Помимо кредитно-денежной политики, важнейшим инструментом для успешной борьбы с ростом цен должна стать реализация более взвешенной и разумной, а значит, более жесткой фискальной политики. Без этого усилия монетарных властей не будут эффективными.

В этой связи нам бы хотелось акцентировать внимание украинских политиков на таком принципиальном моменте. При пересмотре параметров бюджета нынешнего года, который, как ожидается, может произойти уже на следующей неделе, нельзя ни в коем случае допустить повышения общего уровня бюджетных расходов.

В результате более высокой инфляции сейчас наблюдаются более высокие поступления доходов в бюджет, который пока выполняется с существенным профицитом в 0,5% ВВП. Это хорошо, поскольку профицит помогает сдерживать инфляцию. Но само его существование провоцирует политиков — они стремятся потратить эти деньги, чтобы понравиться потенциальным избирателям. В нынешней ситуации это неприемлемо категорически, поскольку номинальные повышения социальных стандартов будут перекрываться их обесцениванием ввиду роста цен, и реальная покупательная способность, особенно незащищенных слоев населения, будет не повышаться, а падать.

— Могут ли, на ваш взгляд, понадобиться еще какие-то административные ограничения?

М.Р. — Фискальная и монетарная политика — это два основных инструмента. Мне хотелось бы предостеречь украинские власти от соблазна вводить какие-либо новые административные запреты или ограничения. Как показывает мировой опыт, в конечном итоге подобные меры всегда оказываются неэффективными и в лучшем случае провоцируют только скрытую форму инфляции — дефицит товаров.

— Продолжаете ли вы придерживаться ранее озвученного Всемирным банком прогноза инфляции для Украины на нынешний год?

М.Р. — Наш нынешний прогноз инфляции для Украины — 17,2% — был опубликован в начале апреля. После неблагоприятных инфляционных показателей за апрель ценовая ситуация осложнилась. Но нам бы не хотелось торопить события. И прежде чем пересматривать прогноз, необходимо дождаться результатов мая и июня.

При реализации надлежащей фискальной политики выполнение нашего теперешнего прогноза все еще представляется возможным. В противном случае инфляционная ситуация будет развиваться по кардинально худшему сценарию. Так что момент для Украины, на наш взгляд, наступил переломный.

— На днях появилась законодательная инициатива, предлагающая подчинить Кабинету министров валютную политику Национального банка. Какова позиция Всемирного банка по этому поводу?

М.Р. — Мы считаем, что время для инициирования подобного рода дискуссий сейчас крайне неподходящее.

Мировой опыт практически безоговорочно подтверждает правило, что независимые центральные банки намного лучше выполняют функции по обеспечению ценовой стабильности, нежели те монетарные институты, которые подвержены политическому влиянию. Украине ни в коем случае нельзя допустить ошибки, пытаясь уменьшить независимость центрального банка. Это было бы ошибочное и чрезвычайно вредное решение, дающее негативный сигнал инвесторам и всему рынку...

П.Б. — Если судить по ведущим и наиболее успешным экономикам мира, располагающим наиболее устойчивыми в мире валютами, то практически везде центробанки, как-то Федеральный Резерв в Соединенных Штатах, Европейский центральный банк — в еврозоне, Банк Англии или Банк Швейцарии, обладают огромным иммунитетом от политического влияния. Эти страны — отличные, на наш взгляд, примеры того, что и Украине следует не только поддерживать, но и дальше укреплять независимость Национального банка.

— Активные усилия властей по стерилизации денежной массы провоцируют осложнения с ликвидностью в финансовой системе Украины. Когда такие проблемы возникают в других странах, ведущие мировые центробанки пренебрегают даже инфляционными угрозами...

М.Р. — Действительно, некоторая обеспокоенность возникала в апреле, когда в отдельные моменты ставки на межбанковском рынке повышались до уровня 50%. Национальный банк достаточно оперативно, на наш взгляд, отреагировал на возникновение подобных угроз.

В целом же ставки повысились в результате предпринимаемых антиинфляционных мер. Но обратите внимание, что и теперь их реальный уровень остается отрицательным. Ведь при наблюдающихся сейчас в Украине годовых темпах инфляции свыше 30% диапазон межбанковских ставок в 20—30% никак нельзя назвать кредитным кризисом.

Обратите внимание и на тот факт, что до самого последнего времени (по результатам предыдущих четырех месяцев) годовые темпы роста заимствований частного сектора оставались фактически на уровне прошлогодних максимумов. Рост кредитования в Украине необходимо замедлять, поскольку экономика и банковский сектор перегреты. И над этим банки должны задуматься в первую очередь.