UA / RU
Поддержать ZN.ua

Верховная Рада взялась за строительную реформу

Новый законопроект «О регулировании градостроительной деятельности», о котором уже писало «Зеркало недели», на этой неделе был принят Кабинетом министров и 29 ноября передан на первое чтение в Верховную Раду...

Автор: Дмитрий Васильченко

Новый законопроект «О регулировании градостроительной деятельности», о котором уже писало «Зеркало недели», на этой неделе был принят Кабинетом министров и 29 ноября передан на первое чтение в Верховную Раду.

Разработанный рабочей группой под руководством вице-премьера Сергея Тигипко, новый законопроект, как объявили его создатели, призван оживить отечественную строительную индустрию. Эта отрасль после разразившегося два года назад кризиса оказалась в состоянии, близком к коллаптоидному, и нуждалась в помощи государства. Очевидно, правительство все же нашло в себе силы протянуть ей руку помощи.

Безусловно, речь не идет о каких-либо финансовых вливаниях в строительную сферу. Единственный инструмент, которым сейчас государство в состоянии воспользоваться, — это либерализация соответствующего законодательства и максимальное упрощение администрирования строительных проектов.

Законопроект впервые за десятилетия регулирования (или попыток регулирования) строительной сферы не переписывает законодательную базу еще советских времен, а выглядит полноценным, созданным с нуля документом. Некоторые прописанные в нем нормы кажутся едва ли не революционными, в связи с чем некоторые эксперты уже высказывают предположение, что он может натолкнуться на сопротивление чиновников, если дело дойдет до реализации.

К примеру, количество разрешительных процедур должно сократиться с нынешних 93 до 23, а срок получения всех необходимых разрешений — с 415 до 60 дней. Что касается покупки земли, то сейчас с момента заявки на продажу земли и до момента заключения договора проект должен пройти 50 процедур, включая рассмотрение на двух сессиях и прохождение двух депутатских комиссий. В случае же принятия нового закона число процедур сократится до шести, а сессии и комиссии будут и вовсе исключены из этого процесса. Шаги, мягко говоря, своевременные, учитывая, что сейчас в рейтинге Всемирного банка по сложности разрешительного законодательства в строительной отрасли Украина занимает 179-е место из 183 стран.

Для большей части объектов, возводимых в Украине, законопроектом вообще будет предусмотрен декларативный принцип начала строительства и ввода в эксплуатацию. Речь идет об объектах первой-третьей категорий, то есть о жилых и общественных зданиях (кроме школ и больниц) низкой, средней и повышенной этажности. При этом разрешения будут выдаваться не на юридических лиц, а на сам объект.

Таким образом, законопроект облегчит возможность запуска проекта — отныне план нового объекта должен будет просто вписываться в существующий генплан населенного пункта, в котором уже будут учтены замечания и разработки всех профильных комиссий и органов, от экологов до пожарных. В дальнейшем эти органы не будут принимать участия в создании и введении объекта в эксплуатацию, что призвано резко сократить «накладные расходы» на их заключения и разрешения. При выдаче разрешения на строительство будет проверяться не техническая часть проекта, а лишь наличие документов согласно действующим нормам. В процессе строительства обязательным будет технический надзор, а вот страховой — по желанию инвестора (впрочем, редкий инвестор отказывается от услуг страховых компаний при строительстве).

Как сказал С.Тигипко на пресс-конференции, посвященной грядущей строительной реформе и передаче в парламент разработанного законопроекта, в случае отстранения основного массива чиновников от бюрократического процесса коррупция в строительстве может сократиться кардинально — на 90%. Не будем рассуждать о реальности этой цифры, но на сегодняшний день шокирующая и глубинная коррумпированность строительной индустрии уже отпугивает не только немало повидавших на своем веку отечественных предпринимателей, но и иностранных девелоперов, в какой-то момент решивших привлечь инвестиции на малоосвоенный украинский рынок. Если коррупционная составляющая будет каким-то чудом снижена, то можно ожидать, что иностранные строительные компании будут куда более активно работать в украинских городах, что приведет к обострению конкуренции между всеми участниками рынка.

По оптимистическим прогнозам вице-премьера, либерализация строительного законодательства должна обеспечить главный результат, ожидаемый инвесторами и покупателями жилья, — снижение себестоимости жилой недвижимости на 20—30%.

Среди норм, предлагаемых законопроектом, есть немало таких, что способны нарушить привычный ход коррупционной машины, запускаемой при строительстве каждого мало-мальски значимого объекта. К примеру, принцип «единого окна» для регистрации прав собственности и на недвижимость, и на ту землю, на которой она возведена, а также введение электронного документооборота, исключающего прямой контакт между застройщиком и чиновником.

Отныне не только проектировщик будет нести юридическую ответственность за сохранность и безопасность здания, но и привлеченный к строительству эксперт, причем как лицо физическое. Ведь нередки случаи, когда компания-оценщик того или иного здания, задействованная на стадии его возведения, впоследствии просто испарялась либо кардинально меняла штат. И если со зданием случался какой-либо инцидент, то ответственность за него и жизнь его обитателей уже по сути никто не нес. При этом для проектировщиков объектов четвертой и пятой категорий, несущих техногенные риски (то есть мостов, атомных станций и т.д.), ответственность будет усилена.

Ужесточено также отношение к монополистам и их должностным лицам, отвечающим за коммуникации объекта. Так, инвестор не должен будет общаться с энергетическими компаниями напрямую (только через «единое окно» на базе органов архитектуры), а в случае нарушения ими сроков на подключение к инженерным сетям эти компании будут нести финансовую ответственность.

Еще один ожидаемый результат земельной реформы — создание многострадального градостроительного кадастра на центральном и региональных уровнях. По подсчетам Минрегионстроя, кадастр обойдется в 500 млн. грн. Но все же главная задача — введение его в действие, и судьба кадастра в столице тому печальный пример.

Законопроект был разработан под руководством Сергея Тигипко при участии Министерства регионального развития и строительства, Госкомпредпринимательства, Украинской строительной ассоциации, профильных ассоциаций из всех областей, а также юристов компании Baker & McKenzie и консультантов нескольких иностранных бизнес-объединений, работающих в Украине. Среди самых активных соавторов законопроекта Тигипко назвал Льва Парцхаладзе, Андрея Миргородского и Ларису Скорик, возглавляющую экспертную комиссию Украинской строительной ассоциации. Эта же рабочая группа работает и над постановлением Кабинета министров, которое будет регулировать все вопросы, не решенные новым законом. То есть строительство в стране фактически будет регулироваться этими двумя актами, а все остальные якобы уйдут в небытие.

И Сергей Тигипко, и глава строительного ведомства Владимир Яцуба настаивают на том, что Верховная Рада должна принять новый законопроект без радикальных изменений, которые могут его разбалансировать. Как их позиция будет воспринята парламентом, пока предположить сложно, поскольку любые действия, направленные на повышение прозрачности бюрократических процессов, традиционно наталкиваются на сопротивление (пример — провалы инициатив по антикоррупционному законодательству).