UA / RU
Поддержать ZN.ua

Великая трансфертная битва: раунд первый

Настолько ожесточенных дискуссий в обновленной правительственной команде еще не было. Яблоком раздора стал законопроект о трансфертном ценообразовании, вынесенный на обсуждение министром доходов и сборов Александром Клименко.

Автор: Василий Пасочник

16 января с.г. на заседании Кабмина было жарко. По данным источников ZN.UA, настолько ожесточенных дискуссий в обновленной правительственной команде еще не было. Яблоком раздора стал законопроект о трансфертном ценообразовании (ТЦ), вынесенный на обсуждение министром доходов и сборов Александром Клименко. Инициаторами документа, кроме, собственно, главы фискального ведомства, являются первый вице-премьер Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов.

Как уже писало ZN.UA, согласно ожиданиям налоговиков, документ (разрабатывался фискалами при участии консультантов из аудиторской компании из так называемой большой четверки - PricewaterhouseCoopers, PwC) должен помочь в борьбе с одним из самых масштабных способов минимизации налогообложения, из-за которого из Украины выводится из-под налогообложения около 100 млрд грн ежегодно. Как следствие, госбюджет недополучает 20–25 млрд грн. Осуществляется это прежде всего в результате реализации отечественной продукции по заниженным ценам связанным лицам (то есть преимущественно в рамках одной финансово-промышленной группы) в страны с более низкой налоговой нагрузкой, чем в Украине.

"Это принципиально с точки зрения социальной справедливости - налоги должны быть уплачены там, где находятся производственные мощности и создана основная прибыль", - обосновывал А.Клименко необходимость принятия законопроекта перед его рассмотрением на заседании правительства в среду, 16 января.

По словам собеседников ZN.UA в Кабмине, больше всего замечаний к документу озвучили вице-премьер Александр Вилкул (считается ставленником Рината Ахметова), вице-премьер Юрий Бойко ("аффилирован" с Дмитрием Фирташем) и, как ни удивительно, глава Минэнергоугольпрома Эдуард Ставицкий (считается, что он, как и инициаторы законопроекта С.Арбузов, А.Клименко и Ю.Колобов, принадлежит к ближайшему окружению Виктора Януковича). И действительно - какие там "семейные" или тем более партийные узы, если на кону такая цена вопроса… Но наконец Кабмин все же одобрил законопроект.

Настолько бурная реакция на заседании правительства подтверждает оценки специалистов, что законопроект (по крайней мере, в нынешнем виде, ведь многие ожидают, что его затрут до неузнаваемости в процессе прохождения через парламентские жернова) может принципиально изменить систему контроля за ценообразованием прежде всего в отечественных ФПГ и послужить причиной тектонических сдвигов в экономике и госфинансах.

Законопроект о ТЦ отменяет предусмотренную действующим законодательством возможность отклонения от так называемых обычных (рыночных) цен на 20% ( в сторону, например, снижения) во внешнеэкономических операциях субъектов хозяйствования. "Существование такого размера отклонения, предусмотренного законодательством, нивелирует значение правил трансфертного ценообразования и фактически означает, что контроля за ним нет. 20-процентного отклонения абсолютно достаточно для того, чтобы вывести необходимую маржу в какую-либо выбранную страну.

Предусмотренное законопроектом регулирование более жесткое для тех, кто злоупотреблял нынешними крайне либеральными правилами", - отмечает глава налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации, партнер, руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко.

Очевидно, чтобы повысить шансы на принятие законопроекта (в условиях перехода к более жесткому регулированию), его авторы предусмотрели переходной период (до 1 января 2018 г.) для ключевых отраслей экономики - металлургии, химической, угольной промышленности, АПК. В соответствии с предлагаемыми регламентами, при продаже продукции в страны, в которых ставка налога на прибыль на пять и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, субъекты хозяйствования смогут отклоняться от рыночных цен на 5%. Это, конечно, не 20%, но тоже, по мнению авторов законопроекта, довольно много (см. ниже комментарии партнера PwС Вячеслава Власова).

Точка отсчета для определения меры отклонения для биржевых товаров будет определяться согласно биржевым котировкам, а для товаров, которые не торгуются на бирже, - согласно справочным ценам, опубликованным в общедоступных источниках информации (специализированных коммерческих изданиях и публикациях). В соответствии с проектом закона Кабмин "определяет процентный диапазон цены отдельно для каждой товарной позиции (в пределах, установленных этим пунктом, то есть 5%), перечень специализированных коммерческих изданий и публикаций, а также имеет право расширить перечень товарных групп". "Это можно считать предоставлением чрезвычайных полномочий правительству по определению размера обычных цен", - комментирует В.Котенко. Поэтому субъекты хозяйствования и опасаются чрезмерного вмешательства государства в их дела (почти до ручного управления). "Например, издаст Минэкономики какой-то справочник цен, и всем скажут им пользоваться", - замечает старший партнер KM Partners Александр Минин.

Не в меньшей, а то и в значительно большей мере предприятия может настораживать усиление контроля за их операциями (кстати, в объеме от 50 млн грн) со стороны налоговых органов. По словам юристов, расширенные полномочия открывают перед фискалами большое поле для маневра с точки зрения доначисления как налоговых обязательств, так и разных штрафов. А.Минин обращает внимание, что сейчас согласно ст. 39 Налогового кодекса, если налогоплательщик не согласен с определением обычной цены налоговой, он направляет жалобу или просто не платит. И тогда обязанность доведения возлагается на налоговые органы. "А законопроект фактически снимает этот механизм и говорит, что налоговая определяет, а налогоплательщик пусть борется с этим", - указывает правовед.

Тем не менее старший юрист Юридической группы LCF Елена Волянская ничего критического в ситуации все же не видит. "Говорить об определении уровня налогов в "ручном режиме" нельзя, поскольку в законопроекте определено пять разных методов определения цены, каждый из которых применяется последовательно. В случае, если предыдущий метод не дал возможности определить цену, это является определенной гарантией того, что будут применяться четкие критерии и возможность злоупотреблений будет сведена до минимума. Кроме этого, проверки лиц, проводящих контролируемые операции, будут осуществляться в специальном режиме, то есть проверяющие, которые будут проводить обычную проверку плательщика, не будут уполномочены проверять ценообразование", - констатирует юрист.

Законопроект содержит требование к крупным налогоплательщикам по обязательному предоставлению документации о контролируемых операциях вместе со всеми первичными документами (хотя, кстати, во многих странах соответствующая документация должна подаваться только по запросу налоговых органов и при проведении проверки по ТЦ). "Подготовка документации действительно требует создания отдельных подразделений в ФПГ, которые в пределах повседневной деятельности могут осуществлять десятки операций со связанными лицами свыше установленного порога в 50 млн грн. Возложение функции подготовки отчетности по ТЦ исключительно на бухгалтера, специалиста по налогам или юриста не совсем правильно, поскольку вопрос определения цен, рентабельности и обоснования применяемых в контролируемых операциях цен может касаться всех отделов, включая, в частности, производство, планирование, маркетинг и сбыт. Поэтому, как видим, работы хватит всем", - объясняет руководитель группы трансфертного ценообразования KPMG в Украине Анна Коробова.

Вместе с тем В.Котенко прогнозирует, что объемы дополнительных админзатрат субъектов хозяйствования будут отличаться. "Кому-то этот объем усилий и затрат покажется незначительным. Это зависит от количества операций, количества номенклатуры, количества товаров, которые будут торговаться, от того, какое время нужно будет тратить на отслеживание рыночных операций, на мониторинг баз данных. Конечно, это будет выливаться в дополнительные затраты", - констатирует специалист.

Эксперты обращают внимание на большие санкции, которые могут применяться к нарушителям. За непредоставление документации о контролируемых операциях предусмотрен штраф в размере 100 минимальных заработных плат; за непредоставление первичных документов - 5% от объема контролируемой операции (то есть минимум 2,5 млн грн). "По нашему мнению, необходимо уменьшить штрафные санкции за нарушение требований относительно отчетности по ТЦ и отменить требование обязательной подачи документации о контролируемых операциях для крупных налогоплательщиков", - резюмирует А.Коробова.

По мнению же представителей PwC, задействованных в процессе разработки законопроекта о ТЦ, для подготовки отчетности относительно трансфертного ценообразования (должна подаваться до 1 мая года, следующего за отчетным) действительно придется прилагать немало усилий. Вместе с тем настаивают на том, что бизнес будет иметь адекватные инструменты для отстаивания своей позиции, более того, они существенно расширяются, если сравнивать с действующей нормативной базой (опять же, см. комментарии В.Власова).

Безусловно, в этом контексте очень важную роль будет играть арбитраж. Интересно, что при обсуждении в Кабмине этот вопрос тоже "вылез". Причем в довольно неожиданном формате. Он возник таким образом, что в течение недели Минюст (?) должен определить, кто будет решать споры между налоговиками и экспортерами - Минэкономики (?!) или суды. "Я был удивлен, когда прочитал в СМИ, что Минэкономики рассматривается как орган, который решает споры. Если речь идет о спорах между плательщиками и субъектами властных полномочий, т.е. налоговиками, то, конечно, за это должна отвечать надлежащая ветвь власти - судебная. Возможно, СМИ некорректно подали информацию о предмете, и на самом деле обсуждался другой вопрос (например, пути урегулирования разногласий между плательщиками и контролирующими органами еще до возникновения спора как такового). В последнем случае Минэкономики могло бы быть государственным органом, аккумулирующим определенную информацию и предоставляющим исходные данные для предварительного выяснения, кто прав, а кто нет", - отмечает В.Котенко.

Оценивая в целом законопроект, Е.Волянская констатирует, что в нем имплементированы основные принципы и рекомендации в сфере трансфертного ценообразования, закрепленные в ряде документов ЕС и ОЭСР. "Но говорить, заработает ли законопроект на том же уровне, что и в странах ЕС, возможно лишь с оговоркой, что структурные изменения произойдут в целом в обществе, как в работе государственных органов, так и в работе предпринимателей", - заключает юрист.

Глава Миндоходов А.Клименко после заседания Кабмина отмечал, что обещанные в декабре 2012-го консультации с представителями бизнеса (не только крупного, но и среднего) были проведены. "Мы достигли взаимопонимания и по срокам внедрения инициативы, и по способам администрирования. Мы получили абсолютную поддержку бизнеса относительно необходимости внедрения механизма трансфертного ценообразования", - констатировал А.Клименко.

Как сообщили в комментариях ZN.UA в EastOne Виктора Пинчука, компания внесла ряд предложений для усовершенствования законопроекта. Часть из них уже были учтены, остальные - на рассмотрении. "Было учтено предложение по увеличению ценового порога так называемых контролируемых сделок с 10 млн грн до 50 млн, что значительно сокращает процесс подготовки документации. Среди наших предложений, находящихся в процессе работы и обсуждения, - при мониторинге ТЦ сохранить существующий 20-процентный коридор возможных отклонений цен от обычных, когда товары не покидают таможенную территорию Украины; при поставке продукции с использованием торговых домов, расположенных в неофшорных странах (России, Казахстане, Беларуси, США), вместо 5-процентной маржи предусмотреть более гибкую формулировку понятия "обычной цены", которая бы учитывала местные налоговые правила и торговые обычаи этих стран", - указали в EastOne.

Управляющий директор Group DF Дмитрия Фирташа Борис Краснянский в комментариях ZN.UA положительно отозвался о привлечении налоговиками к обсуждению законопроекта о ТЦ представителей крупного бизнеса. Однако топ-менеджер Group DF указал, что доработки в нем требует, в частности, норма о минимальной сумме операций, подлежащих проверке. "Предложенный оборот в 50 млн грн в год, на наш взгляд, очень низок для начальной стадии внедрения систем ТЦ. Ни налоговая администрация, ни бизнес не будут в состоянии выполнять требования закона. У бизнеса нет для этого опыта, необходимых ресурсов, а налоговая будет просто не в состоянии обработать такой поток информации. Компаниям придется подавать в налоговую столько информации, что, если бы это делалось на бумаге, то пришлось бы возить ее грузовиками. По нашему мнению, разумный порог на начальном этапе внедрения составляет 500 млн грн", - добавил топ-менеджер Group DF.

В свою очередь, в ДТЭК Рината Ахметова ("главная" компания бизнес-группы - СКМ - на запрос ZN.UA не ответила) отметили, что поскольку законопроект о ТЦ еще не зарегистрирован в Верховной Раде, "комментировать его влияние на бизнес и шансы на прохождение в парламенте преждевременно".

В законопроекте о ТЦ предусмотрено, что он должен вступить в действие с 1 июля 2013 г. Что, однако, не совсем вписывается в действующие законодательные регламенты. Согласно им, это должно произойти не раньше, чем с
1 января 2014 г. При запланированном же сценарии бизнесу будет сложнее подготовиться к новациям, прогнозирует А.Минин. По словам юриста, госбюджет может получить ощутимые дополнительные поступления уже в этом году. "Мое впечатление, что речь идет о миллиардах, а не о сотнях даже миллионов в этом случае", - отмечает А.Минин.

Правда, ситуация может развиваться и несколько по другим сценариям. По одному из которых реальные доходы в бюджет начнут расти только через год-два (см. комментарий В.Власова). Как же тогда объяснить то, что, как отмечают источники ZN.UA, в проекте правительственных мер по активизации экономики и наполнению бюджета указан "план" в 0,5 млрд грн на первые полгода после внедрения нововведений? Возможно, эта сумма может быть обеспечена уже имеющимся инструментарием - статьей 39 Налогового кодекса об обычных ценах, которая вступила в силу с 1 января 2013 г. и, собственно, на корректирование которой направлен законопроект о ТЦ? Кроме того, не исключено, может сработать уже сам эффект подготовки бизнеса к новым регламентам работы. Кто-то просто начнет более добросовестно платить налоги еще до вступления закона о ТЦ в силу, хотя бы для предупреждения "неудобных вопросов" налоговиков в будущем и "непровоцирования" проверок "старых" операций, по которым могут оставаться "хвосты".

По словам юриста МЮФ Integrites Ольги Вингловской, поскольку расчетная дата первой подачи отчетности - май 2015 г., у бизнеса будет время для подготовки к требованиям законопроекта. Кроме того, документ содержит норму внесения в Налоговый кодекс пункта, предусматривающего штрафные санкции за нарушения положений статьи о трансфертном ценообразовании, осуществленные в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г., в размере 1 гривня за каждое нарушение. "Вряд ли налогоплательщики этим не воспользуются", - отмечает правовед.

Говоря о возможных попытках субъектов хозяйствования обойти требования закона после его принятия парламентом, О.Вингловская обращает внимание, в частности, на опыт России, где приобрела популярность такая услуга юристов, как фиксирование цены признанием ее рыночной с помощью принятия соответствующего судебного решения...

В любом случае специалисты подчеркивают необходимость обеспечить равный подход госорганов ко всем предприятиям, независимо от их приближенности к власти. Ведь, естественно, существует риск того, что как бы не случилось так, что внешнеэкономические операции "будут побуждать" осуществлять через "правильные" компании. Правда, руководитель новообразованного Министерства доходов и сборов неоднократно подчеркивал, что "ни у кого не будет преференций, все будут работать в одинаковых условиях". Это, в частности, подтверждается сообщениями СМИ о том, что за потенциально сомнительные операции налоговая в прошлом году уже довольно активно и придирчиво проверяла предприятия (выставляя соответствующие счета на доплату в бюджет) нескольких олигархов. В том числе крупнейших спонсоров партии власти.

Сейчас же в повестке дня - внесение законопроекта в парламент. Причем важно не только то, будет ли он принят, но и в каком виде. Поскольку риски того, что от него останутся только рожки и ножки, действительно существуют - ведь наступление на "извечные привилегии" точно не понравится владельцам крупнейших бизнес-групп, которые еще не утратили своего влияния в парламенте.

В целом, конечно, несмотря на все "но" и "если" для бизнеса, трансфертный законопроект - очень нужная и полезная инициатива. Подобный документ, позволяющий хотя бы частично решить проблему офшоров в Украине, необходимо было принимать еще лет десять, а то и пятнадцать назад. Однако сколько ни приводи правильных доводов и высоких идей в его поддержку (противодействие наиболее масштабным схемам уклонения от налогов и вывода капитала из страны, детенизация экономики и увеличение доходов бюджета, социальная справедливость, соответствие общемировым стандартам и т.п.), все-таки главный фактор, страхующий законопроект от вымарывания его ключевых положений и норм, очень даже приземлен.

И заключается он в том, что в поиске новых источников бюджетных поступлений кровно заинтересован президент Янукович - самый могущественный игрок и главный центр влияния в сегодняшнем украинском государстве. Ведь в условиях кризиса и падения прибыльности существующих бизнесов госказна становится не только главным, но и едва ли не единственным ресурсным источником в стране. Сосредоточив же почти 100-процентный контроль над основными бюджетными процессами, именно президент и его ближайшее окружение сегодня принимают основные решения, кому и сколько давать, будь то социальные пряники или госзакупочные конфеты.

Увы, 99,9% украинских граждан имеют об этом процессе очень слабое представление и не имеют фактически никакого отношения к нему. Поэтому пока не добавится кардинально прозрачности в бюджетном планировании и распределении финансовых потоков на выходе из госказны, очень сложно рассчитывать на законопослушание предпринимателей (будь то крупный бизнесмен или "ларечник") и живое сопереживание "более широких слоев населения". Ведь пока нет понимания, как это скажется на собственном кошельке, подавляющему большинству украинцев, по большому счету, мало дела и до того, какую там "заваруху" затеяла власть с олигархами. Ну разве что интересно узнать, чем у них там все закончится. Какие уж тут социальный заказ и общественная поддержка?