UA / RU
Поддержать ZN.ua

В одной лодке во время шторма

Иллюзия снижения взаимозависимости национальных экономик рассеялась, и сейчас становится очевид...

Авторы: Марек Белка, Сробона Митра

Европейские страны с формирующимися рыночными экономическими системами переживают глубокий кризис. На них обрушился двойной шторм — из-за истощения притока капитала и уменьшения экспорта. Иллюзия снижения взаимозависимости национальных экономик рассеялась, и сейчас становится очевидным, что экономическое оздоровление будет зависеть не только от правильного выбора курса политики внутри страны, но и от ситуации и решений в других странах Европы.

В течение последнего десятилетия европейская часть континента быстро развивалась, финансовые и торговые связи укреплялись, способствуя желаемому экономическому росту и конвергенции доходов. В результате сейчас вся Европа оказалась в одной лодке во время бури, а странам с молодыми рыночными системами и экономически развитым странам придется общими усилиями координировать свои пути выхода из сложнейшего положения. Правительства и центральные банки уже приняли беспрецедентные меры по преодолению кризиса; также прилагаются усилия по координации политики. Однако всем придется еще многое сделать на всех направлениях.

Кризис затронул одни страны больше, другие — меньше, обозначив серьезные различия в политике разных стран. Как видим из последнего Регионального экономического обзора МВФ, «гало-эффект» (эффект ореола, или эффект нимба, когда общее благоприятное или наоборот суждение о человеке или объекте переносится на его неизвестные черты. — Ред.) от членства в ЕС исчез практически за одну ночь, и финансовые рынки начали придирчиво присматриваться к базовым экономическим факторам разных стран. Кризис в наибольшей степени поразил страны с высоким уровнем инфляции и с дефицитом текущего счета, а также те из них, которые финансировали кредитный бум за счет зарубежных займов. И это еще раз убедительно показало преимущества продуманной макроэкономической и финансовой политики.

Когда дело доходит до фискальных стимулов, правительствам следует двигаться осторожно. Многим из них придется сдерживать дефициты, чтобы восстановить доверие к стабильности их политики в целом. Это также помогло бы предотвратить чрезмерные колебания валютного курса, что очень важно для региона, где осуществлялось много заимствований в евро, швейцарских франках и других валютах. В этом контексте ключевым вопросом является укрепление доверия к политике, например, путем усиления институтов, принимающих решение в поддержку фискальной стабильности.

Другим важным пунктом в перечне мер является проведение структурных реформ. Например, гибкость рынков труда и благоприятная бизнес-среда будут способствовать необходимому перемещению ресурсов в сферу торговли товарами и услугами и поддерживать рост производительности в процессе адаптации к обмелевшим потокам капитала. Эти меры политики чрезвычайно важны для стран, склонных к фиксированным валютным курсам и испытывающих сейчас нехватку вариантов организованного выхода из кризиса; у них не остается иного выбора, кроме как сдержанность в фискальной политике и ускорение структурных изменений.

Также кризис четко показал, что темпы экономической интеграции превышали темпы координации политики макроэкономического и финансового секторов в Европе. Сферой, где такая координация крайне необходима, является макропруденционное регулирование банков. Очевидно, банки европейских стран с молодыми рыночными экономиками взяли на себя большие риски, когда начали стимулировать чрезмерный бум кредитов и спроса, не создав соответствующих буферов для защиты от экономического спада. При том, что многие из этих банков имеют материнские структуры в развитых европейских странах, материнские структуры-контролеры сами по себе часто не обладают инструментами для обеспечения более рассудительного поведения своих «дочек». Теперь, когда дочерние банки требуют рекапитализации, улучшение координации между ними и материнскими структурами в контексте надзора становится чрезвычайно важным фактором.

Надежные банковские балансы являются предпосылкой здорового, постоянного потока кредитов к потребителям и фирмам, что становится необходимым рычагом усиления спроса и экономического роста в большинстве стран с молодыми рыночными экономиками. Вот почему Международный валютный фонд поддерживает усилия по решению этих проблем, сотрудничая с Европейской комиссией.

Другой сферой, требующей координации усилий, является вопрос монетарной и курсовой политики. Например, ранее Европейский центральный банк очень выборочно предоставлял валютную поддержку странам, не входящим в зону евро; дискуссии с целью выяснения «дорожной карты» евро для стран с вызывающей доверие политикой и здоровыми экономическими основами начались только недавно. Учитывая прочные взаимосвязи и взаимосвязанные реакции между молодыми рыночными экономиками и зоной евро, заполнение координационных пробелов во всех этих сферах поможет предотвратить нежелательную волатильность на валютных и финансовых рынках.

С момента падения «железного занавеса» конвергенция Европы стала наиболее знаковым явлением в мире, однако вместе с этим успехом пришла также боль одной на всех рецессии. Вот почему кризис является не только мощным сигналом для стран с молодыми рыночными экономическими системами о необходимости возврата к разумной экономической политике. Он является неотложным требованием по внедрению скоординированного подхода к ключевым основам политики во всей Европе, в том числе с созданием необходимой системы финансовой стабильности, которая бы одинаково защищала как экономически развитые страны, так и страны с молодыми рыночными экономиками, и к совместным усилиям по предотвращению разрушительных колебаний валютного курса.

Если кризис и преподаст Европе урок на будущее, то он заключается в том, что прочно интегрированный регион требует от разработчиков политики определения региональной перспективы. Другими словами, чтобы разработать план спасения от нынешнего шторма, нам нужно больше Европы, а не меньше.