UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Минэкологии спланировались…

Поговорка о том, что «природа заканчивается там, где начинается окружающая среда», к сожалению, актуальна для Украины.

Автор: Евгений Кириллов

Поговорка о том, что «природа заканчивается там, где начинается окружающая среда», к сожалению, актуальна для Украины. Сложилась парадоксальная ситуация: опросы общественного мнения неизменно показывают, что более половины респондентов (а в промышленных центрах - до трех четвертей) считают экологические проблемы приоритетными. Но при этом среди «громадья планов» они традиционно оказывались второстепенными, и финансирование соответствующих программ велось по глубоко остаточному принципу.

Нельзя сказать, что проблему не признавали, но большинство мероприятий по улучшению ситуации оставались на бумаге. Какое-то время ситуацию спасало то, что в период экономического кризиса 90-х промышленные предприятия резко сократили выбросы. Однако стоило ситуации в экономике улучшиться, как уровень загрязнения снова стал повышаться на 2-3% в год. Тем более что очистные сооружения еще советского периода за последние 20 лет новее не стали. А новые можно пересчитать по пальцам.

Бизнес экологическими проблемами тоже не сильно заморачивается. Так, к началу прошлого года сертификаты системы управления качеством получили в Украине 1630 предприятий, из них на системы экологического управления - чуть более 3%.

В общем, проблем накопилось столько, что отсутствие фронта работ Министерству экологии и природных ресурсов Украины точно не угрожает. Даже чтобы просто стабилизировать ситуацию, придется приложить колоссальные усилия...

В декабре прошлого года в Украине вступил в силу закон о стратегии государственной экополитики до 2020 года. В нем очень много правильных слов и идей. В целом уровень загрязнения предполагается снизить на 20%, а по стационарным источникам (читай - промышленным предприятиям, водоканалам и т.д.) - и вовсе на 25%.

Остается «мелочь» - найти на эти проекты ресурсы и правильно их распределить...

Откровенно говоря, большинство экспертов считают, что если заложенные ориентиры выполнят хотя бы наполовину, будет замечательно. В экологическом министерстве настроены более оптимистично, хотя и признают: проблемы громадные и решить их наскоком, по принципу «все и сразу», не получится.

Многое зависит от успешности выполнения Национального плана действий по охране окружающей природной среды Украины на период 2011-2015 годов. Документ получился достаточно объемным, а его общественное обсуждение - бурным. Достаточно сказать, что свои поправки предложили 129 общественных организаций, высказавших около тысячи замечаний. Многое из того, что учли в плане, поневоле пришлось отодвинуть на потом, на период до 2020-го.
Причина все та же - не хватает ресурсов.

Как заявил министр экологии Н.Злочевский, «принятие стратегии и наша робота в рамках международных договоров показывает серьезность подхода Украины к решению экологических проблем. Эта робота требует расширения источников финансирования природоохранных мероприятий. И один из приоритетов в деятельности Минприроды - сотрудничество с международными организациями и странами-донорами».

На этот год на решение экологических проблем запланировано 627,4 млн. грн., в том числе 159 млн.,
ожидаемых по этой линии от Еврокомиссии. Соглашение о частичном финансировании Евросоюзом наших экологических программ было достигнуто в конце прошлого года. Всего на природоохранные цели в течение трех лет ЕС выделит 35 млн.
евро (371 млн. грн.). Внешнее финансирование начнется после утверждения Плана действий по реализации экологической стратегии, которое ожидается уже во втором квартале.

На фоне потребностей страны все цифры не сильно впечатляют, но сами по себе деньги приличные. Главное - получить от них реальный эффект. Для этого средства сконцентрируют на небольшом количестве проектов, предполагающих быструю отдачу.

«Евроденьги» будут использоваться с целью сближения экологического законодательства Украины с нормами законодательства ЕС и развития структур управления экологическим проектами - как государственных, так и неправительственных.

Кроме того, будут финансироваться проекты в таких подсекторах, как охрана атмосферы и воды, переработка отходов и восстановление природного биоразнообразия (имеются в виду заповедники). Всего за 2011-2013 годы в этих секторах правительство Украины должно выполнить девять ключевых показателей, обеспечив максимальную прозрачность процесса.

Некоторые проекты относительно малозатратны - к примеру, необходимо будет провести банальное обозначение территории заповедников на местности. Ведь границы территорий часто существуют только на бумаге, что открывает возможности «откусывать» лакомые куски земель и запускать в заповедники охотников.

В прошлом году президентом Украины издано 13 указов, которыми создано девять новых национальных природных парков, расширены территории Каневского природного заповедника, Карпатского биосферного заповедника, национальных природных парков «Святые горы» и «Синевир». Заповедная территория расширилась на 225 тыс. га. Сейчас перед министерством поставлена задача в ближайшие месяцы обозначить на местности как новые природоохранные территории, так не обозначенные старые.

Также в 2011-м планируется создание трансграничных заповедников: на границе Украины, Польши и Беларуси - «Западного Полесья», а на Львовщине - украинско-польского «Розточчя».

Проблема защиты атмосферы заметно сложнее и затратнее. Вообще-то европейский принцип достаточно прост: «Загрязнитель окружающей среды и пользователь природных ресурсов платят полную цену». Однако у нас пока что такой привычки не наблюдается.

Сейчас промышленным предприятиям просто нет смысла инвестировать средства в природоохранные программы, так как в сотню раз дешевле заплатить штраф. В результате анонсированные проекты зависают на годы.

По данным статистики, основными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия перерабатывающей (31% объема выбросов в атмосферу от стационарных источников), добывающей промышленности (еще 21%) и предприятия электро- и теплоэнергетики (40%).

Министр экологии Н.Злочевский уже приводил сравнения с ближайшими соседями: в России принято решение, что с 2014 года предприятия будут платить в случае превышения установленного лимита сбросов или размещения отходов 50-кратную ставку экологического налога, в Беларуси - 15-кратную. У нас пока с трудом пробивают увеличение ставки экологического налога в 10 раз.

Сейчас часть средств предполагается выделить теплоэнергетикам на программы достройки электрофильтров и установки систем очистки газов. Тем более что есть несколько замороженных в период кризиса проектов. Это позволит довольно умеренными вложениями обеспечить существенный эффект. Пока же 13 наших крупнейших ТЭС входят в сотню крупнейших загрязнителей атмосферы в Европе.

Предполагается провести конкурсный отбор не менее пяти инвестиционных проектов для предприятий теплоэнергетики (каждый мощностью не менее 500 МВт), направленных на уменьшение загрязнения атмосферного воздуха. На эти цели будет, в частности, ориентироваться система льготного кредитования и удешевления коммерческих кредитов.

До 2015 года предполагается снизить суммарные выбросы двуокиси углерода теплоэнергетикой в окружающую среду на 10% и запустить ряд новых инвестиционных проектов.

В сфере защиты водных ресурсов тоже будут двигаться поэтапно. Уже в этом году пройдут не менее пяти конкурсов среди водоканалов небольших городов с населением до 250 тыс. человек с целью реализации инвестпроектов. Победителям конкурса будет предоставлено льготное кредитование для закупки установок химического удаления соединений азота и фосфора из сточных вод и обезвоживания и утилизации активного ила. Начиная со следующего года к программе планируется подключить не менее пяти областных центров с населением 500 тыс. человек каждый.

Кроме того, акцент делается на решении проблемы бытовых отходов, буквально заполонивших наши города и особенно пригороды. До 2015 года предполагается обеспечить захоронение не менее 70% бытовых отходов городов с населением свыше 250 тыс. человек в специализированных и экологически безопасных полигонах. Продолжится и вывоз из Украины опасных отходов. По словам Н.Злочевского, «до конца следующего года закончим работу по утилизации просроченных ядохимикатов и пестицидов, и в ближайшее время начнем строительство завода по утилизации автомобильных шин, которыми просто завалена Украина». На подходе - проект строительства специальных печей для уничтожения медицинских отходов.

Перспективы финансирования экологических проектов в малых городах во многим зависят от степени активности их властей по добыванию денег. В программе прямо говорится о передаче большого количества полномочий (и ответственности) на места, с разработкой региональных программ.

Впервые предусмотрен механизм объективного контроля выполнения экологических мер, включая и регулярные отчеты о реализации национальной экологической политики. А в целом волшебной палочки программа не предлагает. Это документ о том, как сделать побольше имеющимися ограниченными ресурсами, чего в министерстве и не скрывают. Что скорее признак силы, чем слабости.