UA / RU
Поддержать ZN.ua

Устойчивое настоящее и тревожное будущее

В состоянии ли мы избавиться от «рефлекса страуса»?

Автор: Наталия Резникова

Что общего между концепцией устойчивого развития и новой энцикликой Папы Римского Fratellitutti? Какие предлагаемые нам смыслы постепенно, но безальтернативно формируют нового человека, который потребует нового образа жизни и нового миропорядка? Справедливость, равенство, десакрализация частной собственности, деиндивидуализация понемногу, но непрестанно будут приобретать значение в новой повестке дня, исповедуемой мировым сообществом.

Папа Римский Франциск в начале октября этого года в энциклике Fratellitutti подчеркнул: хотя Церковь не занимается политикой, но она не отбрасывает политическое измерение человеческого бытия. Энциклика — второй по значимости после апостольской конституции папский документ по важнейшим социально-политическим, религиозным и этическим вопросам, адресованный верующим и/или епископам. В Fratellituttі Папа призывает к построению более справедливого и мирного мира, требующего особого братства и социальной сплоченности. Проблемами современной эпохи, требующими решения, названы, в частности, манипуляция и деформация понятий демократии, свободы и справедливости, эгоизм и равнодушие к общественному благу, преобладание логики рынка, основанной на прибыли и на культуре огромного количества отходов, безработица, расизм, бедность и прочее.

Папа призывает «выйти из самих себя» и открыться навстречу ближнему, отбросить деление людей «на своих и чужеземцев», что означает терпимость к мигрантам, которым «страна, в которую они прибывают, принадлежит так же, как и коренному населению». Каждый должен открыть не только свое сердце, но и двери своего жилища. Поэтому естественное право на частную собственность должно отойти на второй план по сравнению с универсальным назначением созданных благ. Такой пассаж опровергает идеологию свободного рынка, согласно которой «невидимая его рука» раздает всем по их заслугам. Кроме того, фактически провозглашается курс на деиндивидуализацию, ведь ценность человека и его жизненного пути будет определяться отныне вкладом в общественно важные дела.

Политика голода, нищеты, неравенства, несправедливости и угнетения признана виновной в возникновении терроризма. А поэтому он интерпретируется как феномен, рожденный асимметриями глобального экономического развития.

В исследовательском ракурсе энциклики Fratellitutti оказалось много глобальных невзгод. Это и системные проблемы, которые длятся годами и во многих случаях обостряются (изменение климата, бедность, загрязнение, исчерпание ресурсов, войны, терроризм, конфликты) преимущественно из-за других нерешаемых проблем. Это и неотложные вопросы, являющиеся в основном социальными или политическими (безработица, неравенство, миграция, усиливающаяся из-за конфликтов, бедности и во все большей степени из-за изменения климата, обостряющиеся общественные споры, вследствие чего крайние политические идеи становятся более привлекательными). Наконец, геополитические споры, которые также углубляются, отодвигают решение системных проблем еще дальше или раздувают их.

«Капитал в ХХІ веке» французского экономиста Тома Пикетти (2013) поместил проблему неравенства в центр экономических дебатов, после чего все больше политиков обещают исправить неравномерное распределение доходов и богатства. Конечно, используя рычаги фискальной политики, получая на это немолчаливое согласие международных институтов, которое они активно «пакуют» в форме рекомендаций и/или призывов к действию. Продолжение раздумий Тома Пикетти на тему «почему одни богаты, а другие — бедны» финализировалось в новой книге «Капитал и идеология» (2020), в которой причины неравенства объясняются политикой и идеологией, а не географией или технологическим развитием. Согласно рекомендациям популярного французского исследователя, владение собственностью свыше установленной на институциональном уровне нормы может быть исключительно временным, а те, чье имущество превышает несколько сотен миллионов евро или несколько миллиардов, не смогут остаться в стороне от решения глобальных проблем. Следовательно, по Тома Пикетти, имущество должно выполнять общественную функцию, поэтому мировая элита идеологически должна выйти за пределы капитализма, отказавшись от восприятия собственности как священной.

Интересно, что в книге, которая, конечно, писалась не один год, автор предлагает раздавать деньги населению — вариант так называемых вертолетных денег. Тех денег, которые, по версии стратегов Deutsche Bank, в «столетии беспорядка» станут одним из инструментов «эры новой ненормальности».

По словам Бена Бернанке, который в 2006–2014 годах был главой совета управляющих Федеральной резервной системы США, «вертолетные деньги» являются формой реализации экспансионной бюджетной политики — увеличения государственных расходов или снижения налогов за счет создания денег. По сути, это фискальная политика, финансируемая за счет создания денег. Другую формулировку предлагает Эдир Тернер из Института нового экономического мышления (Institute for New economic Thinking, INET), определяя монетарные финансы как способ управления фискальным дефицитом (или большим дефицитом, чем был бы при условии невмешательства в его коррекцию), который финансируется не за счет роста долгов, предусматривающих уплату процентов, а за счет увеличения денежной массы, то есть безвозвратных фиатных беспроцентных денежных обязательств правительства/центрального банка.

Есть несколько способов реализации политики «вертолетных денег». Центральный банк может перечислять деньги непосредственно на государственный счет, может покупать правительственные облигации и превращать их в бессрочные (без выплаты основной суммы и процентов). Центральный банк также может приобрести государственный долг и взять на себя обязательства его постоянной отсрочки (наподобие реструктуризации) и возврата накапливаемых процентов в бюджет, что отвечает содержанию понятия «количественное смягчение». Реципиентом этих денег могут становиться домохозяйства — так называемое человекоцентрическое количественное смягчение, известное также под названием «базовый гарантированный доход». Одна из идей Тома Пикетти состоит в том, чтобы предоставлять всем французским гражданам после достижения 25 лет одноразовую выплату в размере 120 тыс. евро.

Примечательно, что деятельность INET, в частности, направлена на поиск очередной альтернативы ранжирования стран по их достижениям, которая преследует цель опровергнуть идею о соответствии макроэкономического показателя ВВП размеру экономики страны. А это означает продвижение альтернативных показателей (наподобие индекса счастья) понимания нового назначения экономических систем и формирование «новой нормы» человеческого поведения и его влияния на окружающую среду.

Напомним, что базовый гарантированный доход — одна из центральных тем обсуждения членами Римского клуба — предлагается как инструмент борьбы с неравенством и элиминирования проблемы безработицы. Постепенно, незаметно для нас, мы отказываемся от восприятия государства как такого, которое обязано создать условия для получения нами права на самореализацию через труд. Иначе говоря, замещение мышления и планирования на перспективу так называемым шорттермизмом (англ. short-termism), который предполагает восприятие себя в жизни сквозь призму краткосрочного горизонта планирования, снимает с государства необходимость реализовывать политику продолжительного роста, предполагающую обеспечение максимальной занятости. Удочка в виде гарантированных рабочих мест заменяется рыбой в виде выплат базового гарантированного дохода, вследствие чего лицо не только зависимо от выполнения условий его получения (и кто знает, какими будут эти условия уже в ближайшем будущем), но фактически определяет ограниченную потребительскую корзину как новую норму. Если вспомнить растущие темпы увеличения задолженности домохозяйств как следствие использования кредитных ресурсов ради поддержания текущего потребления, проблема безработицы становится еще более угрожающей, не только вызывая дефицит бюджета, но и влияя на стабильность банковской системы. Конечно, идея базового гарантированного дохода и уменьшения неравенства (путем обложения налогами богатых) полностью отвечает идее экономного отношения к природным ресурсам и ответственного потребления как центральных тем политики устойчивого развития, насаждаемой в качестве новой идеологии, обязательной для исповедования.

Управление экономическим развитием, по мнению Римского клуба, являющегося одной из площадок продвижения идей устойчивого развития, должно быть направлено на уменьшение безработицы, неравенства и изменений климата. Фактически проблемы, выбранные как ключевые Римским клубом, отвечают провозглашенным Папой Франциском. Как и в Fratellitutti, более высокий уровень безработицы и более низкая плата признаны следствиями технологического прогресса и преобладания логики свободного рынка. Именно поэтому Римский клуб, как и INET, подчеркивает потребность нового мышления, альтернативы идеологии слишком свободного рынка, которая инфицировала общество, исказив его отношение к миру разными разрушительными способами, большинство из которых уже мало кто и замечает. Поскольку эта идеология пропагандирует индивидуальную свободу и потребление, фактически сводя на нет идею социальной сплоченности, минимальное вмешательство в рынок финализировалось в десоциализации экономических отношений.

Десакрализация частной собственности прослеживается и в работах других экономистов, творческие разработки которых применяют в стратегиях создания государства. Один из них — Джеф Малган, который украинскому читателю известен по работе «Искусство государственного управления». В течение 1997–2004 годов он был директором отдела стратегий правительства Великобритании и советником премьер-министра по стратегическим вопросам в правительствах Лейбористской партии (при Тони Блэре и Гордоне Брауне). Будучи посвященным в рыцари королевой Великобритании за вклад в разработку социальных инноваций и креативной экономики, он принимал активное участие в составлении программного документа Лейбористской партии в ходе выборов 2019 года. В нем предложения о национализации ключевых сфер промышленности и наращивании бюджета сферы здравоохранения сочетались с призывами ликвидировать бедность (даже на этапе трудоустройства) и платой за обучение и признанием необходимости реализации курса на Зеленую промышленную революцию, использования банков продовольствия (как вариант борьбы с бедностью) и установления минимального уровня заработной платы для всех работников.

Следует акцентировать на том, что сильные профсоюзы (детенизация рынка рабочей силы и невозможность иммигрантов воспользоваться своими преимуществами из-за низких запросов на условия работы) и фиксированная для всех минимальная заработная плата в богатых странах ожидаемо уменьшат запрос на малоквалифицированную рабочую силу иммигрантов из бедных стран, тем самым фактически модифицируя международные потоки рабочей силы. Поэтому создание рабочих мест в странах, где значительная доля населения трудоустраивается за их пределами, уже сегодня должно рассматриваться как первоочередная задача национальной безопасности, потому что завтра может быть уже поздно.

Таким образом, имеем парадокс, еще не осмысленный и не осознанный: мы допустили деприватизацию нашей жизни, исповедуя идеологию свободного рынка, и, кажется, согласимся на деиндивидуализацию, пытаясь отыскать свое место в будущем.