UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уничтожить нотариат. Кому выгодно?

Разработанный Министерством юстиции законопроект №9311 под условным названием "Антирейдерский №3" разрушает основы нотариата и нивелирует право собственности в Украине.

Автор: Владимир Марченко

Власть тайно готовит реформу нотариата. Эту тему юридическое сообщество Украины и заинтересованная общественность стали обсуждать еще в начале ноября, после полузакрытой встречи президента Украины с представителями крупного бизнеса, членами Европейской бизнес-ассоциации. В информационное пространство попали буквально крохи информации. При этом Нотариальной палате Украины (НПУ) как единственной организации профессионального самоуправления нотариусов не поступало предложений присоединиться к разработке законопроекта.

НПУ публично обратилась и к президенту, и к министру юстиции с призывом привлечь нотариальное сообщество к разработке законодательных изменений, но реакции на эти письма мы не получили. Вместе с тем молниеносно разработанный законопроект 19 ноября уже презентовали в стенах правительства, а 21 ноября - зарегистрировали в парламенте под №9311.

Такая ситуация идет вразрез с положениями Закона Украины "О нотариате", в котором среди полномочий Нотариальной палаты Украины указано участие в проведении экспертиз законопроектов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью.

Более того, это противоречит здравому смыслу: как можно разрабатывать такие существенные изменения в нотариальной деятельности и не посоветоваться с самими нотариусами?

Нотариат играет важную социальную роль, защищает права и законные интересы граждан, и какие-либо необдуманные изменения в этой сфере прежде всего повлияют на правовую защиту граждан. Ведь, в отличие от высокопоставленных чиновников, нотариусы ежедневно общаются с людьми и знают все мельчайшие нюансы каждого правового действия.

Остановить рейдерство?

Безусловно, НПУ поддерживает стремление бороться с рейдерством. Более того, собственно нотариат на сегодняшний день - это единственное правовое учреждение в государстве, способное защитить собственность в Украине и являющееся помехой рейдерству.

Кредит доверия государства относительно предоставленных публичных полномочий в сфере государственной регистрации нотариатом полностью оправдан. Это подтвердили и авторы законопроекта №9311 в ходе его презентации, указав на факт отсутствия злоупотреблений со стороны нотариусов в сфере государственной регистрации и заложив в основу всех антирейдерских механизмов одновременность обязательного нотариального удостоверения правового акта и государственной регистрации возникающих прав.

Несмотря на это, текущая редакция законопроекта №9311 не содержит системное и эффективное решение проблемы рейдерства. Наоборот, он содержит большие коррупционные риски, угрожает разрушительными последствиями для собственности граждан, нивелирует конституционные права и подрывает основы не только нотариата, но и всей правовой системы Украины.

Вспомним уже немного призабытый несовершенный законопроект №9140, которым то же Министерство юстиции хотело ввести институт "уполномоченных лиц юстиции", в сущности, квазинотариат. Законопроект жестко раскритиковали юридическое сообщество, народные депутаты, общественные организации, международные эксперты.

И вот законопроектом №9311 в который раз планируется закрепить на законодательном уровне новый перечень лиц, которым без сдачи квалификационного экзамена предоставляется право совершать нотариальные действия и осуществлять государственную регистрацию прав и бизнеса.

При этом, по статистическим данным Министерства юстиции Украины, 90% рейдерских захватов в стране на сегодняшний день осуществляются коммунальными предприятиями и их филиалами (аккредитованными субъектами государственной регистрации), полномочия которых указанным законопроектом предлагается ликвидировать.

Поддерживая эту инициативу, подчеркиваю, такая неутешительная статистика возникла прежде всего из-за отсутствия квалификационных требований к данным субъектам, отсутствия необходимости сдавать квалификационный экзамен для получения специального свидетельства на право осуществлять такую деятельность, а также из-за отсутствия ответственности этих лиц путем лишения такого свидетельства.

Представьте, после снятия моратория на продажу земли чиновники-квазинотариусы станут удобным ручным инструментом влияния для переоформления права собственности. А это рейдерство в его классическом проявлении! Поэтому называть законопроект №9311 антирейдерским - цинизм со стороны его авторов.

Разработчики проекта бросают людей и их имущество на произвол судьбы. Трудно представить, какие последствия повлекут за собой такие изменения, и сколькими сотнями тысяч дел будут завалены суды.

Украина уже ощутила последствия неудачных реформ, внедренных Министерством юстиции в системе органов, осуществляющих государственную регистрацию, когда к профессии были допущены чиновники без сдачи каких-либо квалификационных экзаменов.

Но Минюст в который раз предлагает выдавать свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью сотрудникам управлений юстиции и должностным лицам органов местного самоуправления:

- без прохождения специальной стажировки;

- без опыта работы помощником нотариуса;

- без опыта работы в государственных реестрах;

- без сдачи квалификационного экзамена.

Такие изменения нарушают принцип равенства доступа лиц к профессии нотариуса, ставят под сомнение бесспорность совершения нотариальных действий и их качество.

Предполагается, что работники территориальных управлений юстиции, органов местного самоуправления смогут получить свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью по упрощенной процедуре, без сдачи квалификационного экзамена, с обязанностью три года отработать в госнотконторе по направлению Минюста. То есть запланирована бесконтрольная раздача свидетельств чиновникам и другим лицам, не соответствующим высоким квалификационным требованиям, предъявляемым к нотариусам. Коррупция очевидна.

Еще один момент. Обратите внимание, в законопроекте речь не идет о том, что новоявленные "нотариусы-чиновники" должны будут отработать запланированные три года, например, в отдаленных сельских регионах. Такие лица смогут работать в любых конторах по указанию министерства - там, где им по тем или иным причинам это будет нужно.

И хочется напомнить членам правительства, что лучший способ обеспечить отдаленные населенные пункты нотариусами - это создать для них материальные стимулы, то есть установить достойную зарплату государственным нотариусам.

Кстати, чтобы аргументировать вероятную пользу законопроекта №9311 для крестьян, выступая в парламенте, министр юстиции утверждал, что в городе Маневичи на Волыни совсем нет нотариусов, поэтому жители "должны 300 км ехать, чтобы найти государственного нотариуса и оформить законные права". Но от Маневичей даже до областного центра - всего 77 км, зачем же министр посылает жителей к нотариусам в соседние области? Самое интересное то, что, согласно данным того же Минюста, в Маневичах есть государственная нотариальная контора и два частных нотариусы. Аналогичные примеры с неправдивой информацией министр привел о селах в Черниговской и Полтавской областях. По каким причинам министру приходится публично озвучивать недостоверную информацию?

Нотариат - не бизнес

Об абсолютной неосведомленности разработчиков законопроекта с природой нотариата свидетельствует, в частности, тот факт, что они активно употребляют словосочетание "нотариальные услуги", следовательно, не понимают, что нотариат - это не сервис и не сфера обслуживания. Нет никаких "нотариальных услуг" - есть совершение нотариальных действий. В нотариате запрещена конкуренция - нотариус не бизнесмен. Почему же тогда законопроект №9311, как утверждают его авторы, предусматривает создание конкуренции для нотариусов?

Нотариус выполняет функции, делегированные государством, и при выполнении этих функций не может быть введена конкуренция, как ее не может быть для судей, прокуроров и других субъектов, выполняющих государственные функции.

Если нотариусы будут работать по законам рынка и бизнеса, то они вынуждены будут не только конкурировать, устанавливая более низкие цены, но и требовать меньше необходимых документов для совершения действия и не проверять их надлежащим образом. Какими тогда будут качество совершения нотариальных действий и уровень защищенности прав граждан?

Белый 1%

И, очевидно, самым опасным из заложенного в законопроекте №9311 является отмена нормы о минимальной плате в размере не менее 1% от суммы договора для частных нотариусов.

Один из авторов законопроекта назвал этот 1% "серым, теневым налогом". Очень досадно, что ни отдельные народные депутаты, ни первые лица Министерства юстиции не знают, как определяется правовой статус нотариуса, какие налоги платит нотариус, чем занимается и какое значение имеет в жизни практически каждого человека.

Прежде всего отмена 1% приведет к потере поступлений в местные и государственный бюджеты. В 2017 г. нотариусы заплатили налогов около
390 млн грн, а в 2018-м эта сумма возрастет до
500 млн, ведь нотариус является налогоплательщиком на общей системе налогообложения.

По статистике, нотариус является самым "белым" налогоплательщиком среди самозанятых лиц.

Именно этот гарантированный 1% дает нотариусу возможность:

- платить налоги и другие обязательные платежи (41,5% - в виде ЕСВ, военного сбора и НДФЛ);

- осуществлять первичный финансовый мониторинг;

- контролировать уплату средств в Пенсионный фонд;

- контролировать перечисление военного сбора;

- хранить государственный нотариальный архив (собственность государства!);

- создавать дополнительные рабочие места и выплачивать заработную плату;

- содержать собственное рабочее место в соответствии с установленными государством высокими стандартами;

- нести полную материальную ответственность за свои действия (уникальная особенность именно нотариальной профессии).

Если отменят минимальную плату за совершение нотариального действия или заставят ограничить максимальную сумму оплаты, то нотариус фактически не сможет нести материальную ответственность в полном объеме, так как у него просто не будет для этого ресурса.

Если принять во внимание риторику и аргументы разработчиков проекта, в частности, о заботе о малообеспеченных гражданах, возникает вопрос: почему же 1% оставили для государственных нотариальных контор, куда чаще всего обращаются такие лица?

Можно прогнозировать, что отмена 1% приведет к массовому закрытию государственных нотариальных контор в масштабах страны, ведь граждане будут выбирать частных нотариусов, у которых не будет 1%.

В действительности отмена 1% выгодна исключительно крупному бизнесу. Возможно, именно поэтому вместе с этим бизнесом, по словам министра, всего за две недели был написан этот законопроект.

Конструктивные предложения

Законопроект в части реформирования нотариата не содержит каких-либо действенных механизмов по усилению защиты государственных реестров имущественных и корпоративных прав от несанкционированного доступа.

Не учтено даже основное - обеспечение защиты государственных реестров от взлома. Такие изменения предлагаются НПУ уже несколько лет, но Министерство юстиции делает вид, что не слышит нас.

Также мы давно просим ввести двухфакторную аутентификацию ради подтверждения входа регистратора в соответствующий государственный реестр, что сделает невозможным использование ключа регистратора третьими лицами в незаконных целях.

Кроме того, следует обеспечить надежный обмен данными между государственным регистратором и ГП "НАИС" путем внедрения VPN-канала передачи данных. Необходимо определить требования для программного обеспечения, используемого ГП "НАИС", а также установить ответственность для ГП "НАИС" в случае невыполнения требований по обеспечению надежной защиты информации, содержащейся в государственных реестрах.

Среди конструктивных предложений НПУ - установить четкую дифференциацию санкций, которые могут применяться к государственным регистраторам в связи с выявленными нарушениями; закрепить критерии для проведения мониторинга регистрационных действий, которые бы исключали возможность каких-либо злоупотреблений со стороны контролирующего органа, в том числе с коррупционными признаками.

В существенных изменениях нуждается законодательство о регистрации, есть множество технических недостатков в работе государственных реестров, которые надо исправлять. Наконец, нужно внедрять электронный нотариат! Но для всего этого традиционно еще не время.