UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ukraine Recovery Conference: треугольник восстановления

В основу возрождения должна быть положена экономическая свобода

Автор: Андрей Длигач

4–5 июля 2022 года в швейцарском городе Лугано состоялась Конференция по восстановлению Украины.

На Конференции представители украинской власти презентовали План восстановления Украины, над которым работал Национальный совет по восстановлению Украины от последствий войны (создан 21.04.2022). Были привлечены более трех тысяч экспертов из разных отраслей, а также международные консультанты. Работа велась в 24 группах с привлечением представителей министерств, ведомств, Верховной Рады и офиса президента.

Но что именно было представлено на Конференции, нам еще нужно разобраться.

Международная поддержка, привлечение партнеров в восстановление и развитие Украины важны. План развития нужен уже. Еще на предыдущем Ukraine Reconstraction Forum в Лондоне наши международные партнеры согласились с формулой start now: реализацию программы восстановления и модернизации Украины надо начинать сейчас, не ожидая победного для Украины окончания войны.

Основная идея моих выступлений в Лугано состояла в обеспечении инклюзивности процесса формирования Плана восстановления и модернизации и его реализации.

Инклюзивность определяется не количеством привлеченных экспертов (три тысячи, как в случае работы Национального совета по восстановлению), а системой принятия финальных решений. И с этим как раз и возникли многие проблемы и недоразумения, которые сложно скрыть от наших международных партнеров.

Модель, которую мы предлагаем использовать, предусматривает антикоррупционный подход, при котором также реализуются прагматичные и реальные интересы Украины. Решается это путем формирования единой платформы с равным участием международных партнеров (правительств стран и международных организаций), власти Украины (правительства, парламента, офиса президента) и украинского гражданского общества и бизнеса (см. рис.).

С учетом этой модели я и хотел бы показать результаты Конференции.

Обычно подобные конференции и проводят для выяснения позиций и поиска общего. Цель — создание такой платформы, которая сделает возможным привлечение финансовых ресурсов для нашей страны, формирование и реализацию плана в интересах Украины и наших международных партнеров.

Но на текущий момент ни участникам рабочих групп, ни обществу, ни мировой экспертной среде не был предоставлен согласованный текст проекта Плана восстановления Украины. Нет целостного стратегического видения, какую, собственно, страну предлагается построить. Нет логики (стратегии) реализации видения. Нет согласованных между собой стратегических планов.

Презентованный План рассчитан на десять лет. Первый этап (2023–2025 годы) предусматривает реализацию 580 проектов на 350 млрд долл., второй (2026–2032) — 270 проектов на сумму 400 млрд долл. Но экономические модели не разработаны и портфель проектов не сбалансирован.

Ключевое, что звучало в отдельных выступлениях на форуме, но не стало основой плана, — это экономическая свобода. Сейчас План отображает сохранение доминирования государства в украинской экономике. Основой видения в Национальной экономической стратегии до 2030 года (принятой в марте 2021-го, но фактически не стартовавшей), общественных вариантах Плана восстановления и модернизации, требованиях гражданского общества является именно экономическая свобода.

Презентованный в Лугано План восстановления Украины предусматривает достижение среднегодовых темпов экономического роста по меньшей мере в 7% ВВП. Но каким образом предлагается достичь этих показателей, остается загадкой. Так же, как и нет ответа на вопрос: почему именно 7%? В то же время в работе над Национальной экономической стратегией уже было проведено экономическое моделирование более 200 сценариев и стратегических идей для определения путей роста. В представленном же в Лугано документе нет и намека на экономические модели и логику роста.

Формально определенные как приоритеты, упоминаются инновационный рост (увеличение «сложности» экономики, в частности переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью) и развитие человеческого капитала. Но логика, каким образом именно инновации и развитие человека повлияют на восстановление страны, не прослеживается.

В итоге документ производит впечатление «плана десятилетки» с сохранением доминирования украинской бюрократии. Реализация подобного плана, как отмечают эксперты, ставила под угрозу развитие украинских экономики и бизнеса.

Итак, рассмотрим итоги Конференции, принимая во внимание предложенную нами Трехстороннюю платформу восстановления и модернизации Украины.

Гражданское общество и бизнес

Украинская делегация, к удивлению наших международных партнеров, не была сбалансированной. И представительство в ней гражданского общества и украинского бизнеса было минимальным.

Это было очевидно и для нас, поэтому общественные круги приняли решение провести в Лугано параллельные мероприятия.

Украинская «Коалиция бизнес-сообществ за модернизацию Украины» (включает 77 организаций) приобщилась к созданию Украинско-швейцарского бизнес-хаба (далее — Хаб). Он был развернут фактически за две недели и функционировал 3–5 июля. На нем провели 20 панельных дискуссий, в которых приняли участие более 500 представителей Украины, Швейцарии и еще восьми стран.

Причем большой интерес событие вызвало не только у бизнеса, но и у представителей власти разных стран. Также в событиях указанного Хаба приняли участие и представители официальной украинской делегации.

Организаторами Хаба выступили Украинско-швейцарская бизнес-ассоциация (Швейцария) и CEO Club (Украина).

На Хабе был представлен Меморандум упомянутой Коалиции бизнес-сообществ, основу которого составляет видение Украины:

Также был проведен ряд общественных мероприятий.

Ключевым событием стала презентация Манифеста гражданского общества, к которому была привлечена более чем сотня общественных организаций.

Так, в Манифесте отмечается:

«… во всем нашем разнообразии и различии во взглядах, мы хотим задекларировать общие принципы и рамку для будущего, ради которого миллионы украинцев ежедневно рискуют собственной жизнью. Все решения о будущем устройстве и восстановлении Украины должны соответствовать этим критериям:

  1. Украина является государством с европейской идентичностью, которое разделяет общие ценности и историю с другими европейскими нациями и считает себя частью европейской семьи.
  2. Украина является представительной демократией с соревновательным политическим процессом, сменяемыми правовым образом политическими элитами, честными и свободными выборами, свободой слова и независимыми медиа, защищенными правами человека, состоятельным местным самоуправлением.
  3. Украина является открытой рыночной экономикой с равными правилами игры и минимальным, ограниченным законом вмешательством государства.
  4. Украина является защищенным пространством для развития украинской и крымскотатарской культур и существующего разнообразия разных культур и идентичностей.
  5. Украинцы включены в процесс принятия решений о своем будущем на всех уровнях. Любой процесс принятия решений является прозрачным и партисипативным. Решения обсуждаются и принимаются с учетом долгосрочных последствий.
  6. Ни у кого нет монополии на решения, касающиеся всех. Гражданское общество является важным способом участия граждан в общественной жизни. Государство и местное самоуправление открыты к взаимодействию с гражданским обществом».

Таким образом, украинский бизнес и гражданское общество четко консолидировали свою позицию в вышеупомянутом треугольнике. Но сам он еще не стал платформой для создания Плана восстановления и модернизации Украины.

Международные партнеры непосредственно приобщились к тому, чтобы голос гражданского общества прозвучал громче, для этого организовали отдельное событие, состоявшееся перед официальной Конференцией. О роли гражданского общества говорили все ключевые представители Запада. В то же время украинская власть в основном избегала этой темы в выступлениях на официальной части Конференции.

Международные партнеры

Международные партнеры продемонстрировали консолидацию позиции от Форума в Лондоне до Конференции в Лугано по следующим направлениям:

— Украина может и должна взять на себя лидерство в формировании и реализации Плана восстановления;

— Украина имеет право претендовать не только на восстановление, но и на модернизацию по всем направлениям, в том числе в инфраструктуре и экономике;

— реализацию Плана, его финансирование необходимо и возможно начинать уже сейчас;

— Украина должна сосредоточиться на реализации верховенства права и антикоррупции;

— бизнес, гражданское общество и местное самоуправление должны полноценно включиться в формирование и реализацию Плана.

Конечно, есть еще некоторые расхождения в позициях между Евросоюзом и США, есть вопросы, кто из западных партнеров будет лидером процесса привлечения ресурсов для Украины. Евросоюз уже провозгласил, что восстановление Украины является частью процесса евроинтеграции.

Также у международных финансовых институтов очень отличаются взгляды на конфигурацию платформы и План восстановления.

Хотя участники согласились по поводу Плана и основных принципов, но координации между разными партнерами нет. У различных стейкхолдеров разные видения и механизмы имплементации Плана восстановления Украины. Поэтому здесь возникает очень важный вопрос: кто возглавит координацию между разными странами, донорами и инвесторами?

А значит, процесс консолидации позиций продолжается.

Украинская власть

Что касается делегации Украины, то подавляющее большинство ее представителей выступили сильно. Президент Владимир Зеленский, премьер Денис Шмыгаль, министры Алексей Чернышов, Михаил Федоров, Александр Кубраков, депутат Давид Арахамия представили Украину как современное европейское государство, которое может вести диалог на равных с международными партнерами.

Но создается впечатление, что на Конференции не произошло сближения позиций между украинской властью и международными партнерами. Последние ожидали четкого плана действий и прозрачной архитектуры системы финансирования, вместо этого им предложили только общие аспекты и направления восстановления. Поэтому, как пишет Валерий Пекар, «мы могли продвинуться на шаг, а сделали полшага».

Даже сама украинская власть не выглядела как одна команда. Презентации и выступления были не связаны между собой, не складывалась единая картина восстановления Украины.

Страна будет нуждаться в грантах и инвестициях. Но инвесторов интересуют очень конкретные ответы, инструменты, защита, страхование. Главное — предсказуемость действий государства. К сожалению, этому на официальной Конференции не было уделено достаточно внимания.

Хотя частично ожидания инвесторов были компенсированы событиями в Украинско-швейцарском бизнес-хабе. Но вопросы к Украинскому государству в основном остались без ответов.

Что делать дальше

Для того чтобы не потерять наработки трех тысяч экспертов в Национальном совете по восстановлению Украины от последствий войны и ускорить получение финансовой помощи, необходимо:

  1. Переформатировать Национальный совет по восстановлению в трехстороннюю платформу (правительство, международные партнеры и гражданское общество включительно с бизнесом и экспертной средой).
  2. Определить стратегическое видение Украины и утвердить его. В частности, зафиксировать стремление Украины к модернизации.
  3. Создать организационную и экспертную команду, которая переупорядочит процесс работы над Планом восстановления (и модернизации!) и выполнит экономическое моделирование предлагаемых решений.
  4. В рамках трехсторонней платформы создать систему целевых фондов с соответствующими трехсторонними наблюдательными советами.

Трехсторонняя платформа восстановления и модернизации Украины решит проблему нескоординированности и сможет перевести обсуждения в практическую плоскость.

Но в основу Плана уже сейчас должна быть положена экономическая свобода — таково требование гражданского общества.

Больше статей Андрея Длигача читайте по ссылке.