UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина конкурентоспособная

В адрес нашей новой рубрики «Украина конкурентоспособная» начинают приходить отклики читателей. Сегодня мы помещаем первые три...

В адрес нашей новой рубрики «Украина конкурентоспособная» начинают приходить отклики читателей. Сегодня мы помещаем первые три. Мнения и суждения, изложенные в них, могут быть спорными и даже радикально противоположными. Но это личная позиция авторов, и тем она ценна. Поэтому в рамках дискуссии о конкурентоспособности нашей страны мы будем стараться предоставить слово как можно большему количеству тех, кого волнует эта тема.

Статьи, комментарии, отзывы, замечания по проблемам конкурентоспособности Украины присылайте, пожалуйста, по электронной почте на адрес compete@mirror.kiev.ua или на почтовый адрес газеты «Зеркало недели».

«Закрывайте, господа, эту лавочку!»

«По оценкам западных экспертов, Украина… обладает явно выраженным конкурентным преимуществом — ввиду высокого уровня образования, науки и общей культуры населения» (AGNITIO EST PROSPERITAS: от экономики товара к экономике Знания. Ю.Полунеев, «ЗН» №19 от 21.05.2005)

Господа!

Все уже достали с этими потенциальными возможностями Украины! Массовый политический психоз! Все ссылаются на западных специалистов, имеющих виртуальное представление об этих «потенциальных возможностях». Прямо как в старые времена, когда все и везде ссылались на материалы очередного съезда КПСС. Да нет никаких потенциальных возможностей, а если и были — то давно разворованы, как цветные металлы в «народном» хозяйстве.

Рассмотрим все три составляющие этого «высокого» уровня, упомянутые в статье, — образование, науку и общую культуру населения — на конкретных примерах.

Образование. В провинциальном аграрном университете две трети студентов старших курсов не смогли построить график простой функции у = х , а все сто процентов не имели никакого представления, как строить эту же функцию, где аргумент стоит под знаком модуля. Пример взят из собственной преподавательской практики 2003 года. Общаясь с коллегами, работающими в ряде вузов за пределами столицы, понял, что там ситуация не лучше.

Наука. Что-то я не могу припомнить за последние два десятка лет случая, чтобы украинские ученые потрясли мир каким-либо научным открытием. Может, это они клонировали овечку Долли? Или наши ноу-хау где-то используются? А может, кто-то из патоновских ученых вальсировал на балу среди нобелевских лауреатов за последние 20 лет? Уровень нынешней науки «от Патона» — это арифмометр в мире компьютеров.

Высокая общая культура населения. Ну, это как средняя температура по больнице. В нашем случае — это 99% пациентов в бессознательном состоянии, отметка термометра установилась на уровне выше 39 градусов и лишь у небольшой части — 36,6. Находясь в общем блоке с первой составляющей, эта тоже обречена, вопрос лишь времени. Повальное пьянство, тотальная лень, показная набожность — лишь небольшой перечень компонентов нашей «высокой» общей культуры населения. Картина будет неполной, если не упомянуть, что у штурвала украинского корабля стоит так называемая политическая элита с уровнем IQ ниже плинтуса.

В системе координат «глупость—время» кривая резко пошла вверх. И переломить эту тенденцию уже не дано никому, ибо в Украине произошли необратимые катастрофические изменения в общественном организме. Но многие, в том числе и ваш еженедельник, еще играют в игру под таким сладостным названием, как «потенциальные возможности». Эта игра нравится многим — ученым-импотентам, политикам, в большинстве похожим на героев романа о Швейке, представителям СМИ и особенно западным консультантам.

Закрывайте, господа, эту лавочку с обсуждением конкурентоспособности. Нельзя обсуждать то, что отсутствует в природе. «Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель» (Глава 10 «Притчей Соломоновых»). Это о нас. Аминь!

С уважением,

Александр Сасовский,
55 лет, образование высшее, инженер-механик.

Конкурентоспособность
или революционная необходимость?

В рамках встречи с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони в Риме 27 мая с. г. британский премьер Тони Блэр, выступая перед журналистами, высказал очень ценную мысль о том, что в эпоху глобализации и усиления конкуренции не только внутри Европейского Союза, но прежде всего в мировом масштабе, повышение конкурентоспособности стран ЕС становится одной из основных задач их правительств. Отдельно были упомянуты Китай и Индия, конкурировать с продукцией которых становится все сложнее (вспомним хотя бы нашумевший скандал с китайским текстилем, импортируемым в США и страны ЕС). Все это лишний раз свидетельствует о важности поднимаемой проблемы.

Конкурентоспособность — понятие, имеющее ключевое значение в любом бизнесе. Тема актуальна сегодня и имеет практически неограниченный потенциал свежих идей и решений. Для Украины обходить ее стороной в условиях той же глобализации — непростительная ошибка. А в свете политики государства по созданию инвестиционного климата в стране — тем более.

Решить проблему конкурентоспособности экономики Украины можно только одним путем — проведением грамотной экономической политики во всех сферах, включая создание благоприятной инвестиционной среды, что возможно лишь при использовании профессиональных знаний и мирового опыта. Как бы банально это ни звучало, но именно обращение к принципам современной экономической науки может показать возможные пути решения этой проблемы.

Для более углубленного рассмотрения ситуации остановимся на проблеме инвестиционного климата, поскольку именно по этому поводу него сегодня звучит больше всего упреков и критики действий новой власти, причем со стороны не только традиционных оппонентов, но и недавних сторонников. Изрядно нашумевшие термины «реприватизация» или «список 29» на самом деле являются не просто популистскими лозунгами, а довольно серьезными и опасными симптомами.

Одно из современных направлений экономической науки известно как новая институциональная экономическая теория, сформировавшаяся из такого течения, как институционализм. Основанная на исследованиях нобелевского лауреата 1991 года американского экономиста Рональда Коуза, она интересна тем, что одной из ключевых проблем в ее анализе является проблема прав собственности. Сформулированная еще в 60-х годах теорема Коуза (в самом общем изложении) показала, что определяющую роль в распределении ресурсов в современной экономике имеют так называемые транзакционные издержки (в теории — издержки передачи прав собственности, издержки на поиск информации, заключение сделок, контроль за их выполнением и т.д.).

Суть состоит в том, что транзакционные издержки выступают в роли платы за использование рыночного механизма, поскольку они становятся преградой на пути эффективного распределения ресурсов в экономике (собственности в данном случае). Чем больше размеры транзакционных издержек для каждого субъекта в экономике, тем менее эффективно будет размещена собственность в обществе. Таким образом, роль государства состоит в создании условий, при которых экономика будет функционировать с наименьшими транзакционными издержками, чтобы структура распределения собственности оказалась наиболее эффективной. Интересно, что в конечном счете не суть важно, кому принадлежит в данный момент тот или иной ресурс: при невысоких (стремящихся к нулю) транзакционных издержках он неизменно окажется в руках того, кто извлечет из него наибольшую выгоду.

Отсюда главный вывод: чтобы такой механизм заработал, необходима четкая спецификация прав собственности. Ее создание — основная задача любой власти. Сама спецификация также не бесплатна. Однако выгода, которую приносит четкое распределение прав собственности, несоизмеримо больше.

Проблема, на которую я хотел бы обратить внимание, казалось бы, понятна: прозрачность в определении прав собственности и соблюдение одного из важнейших постулатов рыночной экономики — о неприкосновенности права собственности — относятся к числу важнейших факторов формирования инвестиционного климата, а значит и формирования конкурентоспособности экономики страны. Не хотел бы выглядеть адвокатом олигархии в свете последних событий, связанных с переделом собственности в стране, однако во властной команде многие наверняка сегодня понимают, чем грозят на самом деле подобные процессы...

С уважением,

Бахтари Эмал,
аспирант Киевского
национального
экономического университета

учиться, работать, прислушиваться
к советам экспертов...

Прочитав в «Зеркале недели» статью Юрия Полунеева «AGNITIO EST PROSPERITAS: от экономики товара к экономике Знания», я как дипломированный специалист решил также принять участие в дискуссии на эту тему и предложить свое видение развития Экономики Знания в Украине.

Первый этап. Прежде всего, необходимо навести порядок в том, что у нас уже есть. Те отрасли экономики, которые прибыльны во всем мире, и у нас за последние годы поднялись самостоятельно. А вот, к примеру, сельское хозяйство, угольная промышленность требуют поддержки и развития. Именно этим, насколько можно видеть, и начало заниматься правительство.

Нам необходимо удержать те «мозги», которые еще остались в Украине. А этого можно достичь только одним способом: дать ученым работу и достойную зарплату. И если это не в состоянии сделать государство, то вполне по силам олигархам. С ними не бороться нужно, а поддержать и показать направления развития бизнеса в сторону экономики Знания.

Система образования также требует изменений. Необходимо сделать высшее образование обязательным. Детей, у которых по какому-либо предмету 11 и больше баллов (то есть неординарные способности), следует отправлять в высшее учебное заведение изучать именно этот предмет. Такие дети могут в будущем стать учеными.

Второй этап нужно начинать с создания аналогов американской Силиконовой долины в разных городах Украины. Также мы должны самостоятельно начать освоение космоса и Мирового океана с использованием всех новых технологий как созданных в Украине, так и купленных за границей. Если всего этого удастся достичь, нам не нужно будет говорить о конкурентоспособности, ибо тогда Украина будет вне конкуренции.

С небес на землю. А теперь давайте посмотрим, что мы имеем сегодня. Во-первых, проблему энергозависимости от России. Ее можно решить не только с помощью диверсификации поставок нефти, но и развивая альтернативные источники энергоносителей, иными словами, с помощью науки.

Во-вторых, слабая компьютеризация. Если мы хотим быстро развить у себя экономику Знания, нам нужно компьютеризировать страну и «увеличить» украинский Интернет. Печатные СМИ и госорганы должны расширять свое присутствие в Интернете. Я, кстати, был удивлен, узнав, что все органы государственной власти до районного уровня уже пронизаны единой сетью передачи данных.

Образование. Наше высшее образование уже присоединилось к Болонскому процессу, что можно считать значительным шагом вперед. Поэтому 12-балльную систему оценок в школах необходимо сохранять, ведь она позволяет более дифференцированно оценивать знания учеников. Хотелось бы в связи с этим попросить школьников хорошо учиться, трудоспособное население — работать в Украине и на благо Украины, наше правительство — прислушиваться к советам экспертов и начинать строить экономику Знания, за которой будущее не только Украины, но и всего мира.

С уважением,

Михаил Карплюк