UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина глазами Кальмана Мижея

Директор регионального бюро Программы развития ООН (ПРООН) по Европе и СНГ, помощник генерального ...

Автор: Сергей Гордиенко

Директор регионального бюро Программы развития ООН (ПРООН) по Европе и СНГ, помощник генерального секретаря ООН и заместитель координатора программы международного сотрудничества по Чернобылю Кальман Мижей хорошо известен политической элите Украины — прежде всего как инициатор создания комиссии «Голубая лента». Эта комиссия, объединяющая лучших зарубежных и отечественных экономистов, политиков, представила в начале 2005 года новоизбранному президенту Украины детальный отчет «Предложения президенту — Новая волна реформ», в котором содержалось более ста рекомендаций относительно эффективного реформирования в административной и социально-экономической сфере.

Если говорить тезисно, рекомендовалось изменить отношения между властью и гражданами и перейти от «правления» к «предоставлению услуг», проведя реформу с усилением роли местного самоуправления и формирования гражданского общества. Рост экономики страны эксперты предложили осуществлять через призму обеспечения достойного уровня жизни, используя для этого рычаги оптимизированного налогообложения и постепенно обновляемой законодательной базы финансовой системы. Рекомендовалось осуществить более четкое размежевание государственной и частной форм собственности и усилить гарантии ее прав; стимулировать активность среднего класса, упростив регуляторные механизмы для малого и среднего бизнеса. Украине советовали последовательно интегрироваться в мировую экономику посредством скорейшего присоединения к ВТО, не игнорируя при этом создания зоны свободной торговли в рамках СНГ.

Работе в ООН предшествовала блестящая карьера доктора экономических наук Кальмана Мижея на родине — в Венгрии, а затем в США, где он занимал пост вице-президента по вопросам инвестиций в Центральную и Восточную Европу в корпорации American International Group. Одновременно г-н Мижей выполнял обязанности старшего советника при правительствах стран Центральной и Восточной Европы по вопросам экономических трансформаций, внешнего долга, государственного управления и банковской деятельности.

На прошлой неделе Кальман Мижей посетил Украину, где встретился с министром экономики А.Яценюком, министром иностранных дел Б.Тарасюком, парламентариями, послами, главами крупных международных миссий. Г-н Мижей согласился прокомментировать свежие впечатления об Украине.

— Как вы оцениваете сложившуюся в Украине политическую и экономическую ситуацию?

— Будучи официальным представителем ООН, я не могу комментировать ту политическую ситуацию, к которой пришла Украина. Мое частное мнение — она не кажется тупиковой, вопреки интерпретациям украинской прессы. И я полагаю, что новое украинское правительство будет сформировано.

Что касается роста экономики, то мы прогнозировали 4—5% в 2005 году и 7—8% в дальнейшем. Переходный период всегда подразумевает замедление экономического роста, однако эксперты «Голубой ленты» прогнозировали более оптимистический сценарий для экономики Украины.

— Насколько оранжевое руководство страны прислушалось к советам ведущих экономистов, в чем вы видите успехи, в чем ошибки или даже провалы?

— Очевидным достижением новой власти явились шаги на пути построения демократического общества, и все граждане Украины, в том числе и ваши коллеги-журналисты, это оценили. Украина стала известна всему миру благодаря не только оранжевой революции, но и четкой политике в сторону европейской интеграции. Если говорить о недостатках, из-за которых забуксовала экономика, то основные из них следующие. Вам не удалось решить проблему коррупции, хотя ее решение должно было стать первоочередной задачей. Руководство страны не смогло создать предпосылки экономической привлекательности для внешних и внутренних инвесторов, более того, громкие заявления о реприватизации оказали строго противоположный эффект. И, конечно же, правительство в своем стремлении быть популярным разбалансировало экономику регулированием в ручном режиме.

Прежде всего пострадал экспортно ориентированный крупный бизнес. Однако мелкий и средний бизнес, получив негативный мессидж от правительства на начальном этапе новых экономических условий, также не стал союзником новой власти. И хотя налоговая упрощенка была возвращена, в сложной для малого бизнеса регуляторной политике реально почти не ничего изменилось. Начатая в 2003 году налоговая реформа остановилась на полпути.

В вопросах приватизации и регуляторной политики предпринимательства возникла неразбериха, а ничто так не отпугивает бизнес, как нестабильность в правилах игры по линии «бизнес—государство». Стоит государству ослабить свое непродуманное давление на бизнес, как экономика начинает расти, что и наблюдается в последние месяцы в Украине.

Очень важно остановить преследование бизнеса со стороны чиновников. Руководство страны обещало не только ослабить госрегулирование, но и способствовать созданию новых рабочих мест, что возможно прежде всего за счет средней прослойки. И если оно выполнит обещание, то у страны появятся очень хорошие перспективы.

Чтобы оживить экономику, вам необходимо не менее 10 млрд. долл. инвестиций в год. Ничто другое не сможет так изменить украинскую экономику, как иностранные инвестиции в как можно большем диапазоне отраслей, с одновременным приходом новых технологий. При этом важно, чтобы это были не одна-две гигантские инвестиции, а много мелких и средних капиталовложений в разные отрасли экономики. По такому пути шла Восточная Европа. К примеру, в Польше в 2004 году объем иностранных инвестиций на душу населения был в пять раз больше, чем в Украине.

— Украинские политики очень много спорят о векторности политики: что лучше — ВТО или ЕЭП.

— Вопросы экономической целесообразности не должны смешиваться с политическими взаимоотношениями. В Украине укрепилась точка зрения, будто США и Евросоюз тянут Украину в одну сторону, а Россия — в другую. Мы никогда не склоняли Украину к односторонней либерализации в торговле. Украина должна руководствоваться собственными национальными интересами, развивая свободную торговлю с различными странами, включая Россию. Более того, она должна воспользоваться выгодным расположением между двумя большими силами — Европой и Россией. И уже в ближайшие годы при разумной внешней политике вы сможете оценить баланс между интеграцией с Евросоюзом и интеграцией в рамках ЕЭП.

Также необоснованны опасения противников вступления в ВТО, в том числе в отношении наиболее критической отрасли — аграрной. Наши эксперты и специалисты Всемирного банка еще три года назад провели исследования конкурентоспособности основных групп сельскохозяйственных товаров и сделали вывод, что из десяти групп товаров только две могут оказаться неконкурентоспособными — это свинина и мясо птицы. Остальные группы идут с хорошим запасом.

— Вы стали инициатором комиссии «Голубая лента», будучи представителем ООН, а кто был заказчиком от оранжевой власти?

— Утверждая идею комиссии в мае 2004 года, до выборов президента, мы сформулировали один из основных ее принципов: отчет готовится для Украины, для ее будущего президента, кто бы ни был избран. В то время мы проводили переговоры как с действующим правительством, так и с тогда еще оппозиционными силами.

Все участники президентской кампании понимали, что вопросы системного административного и экономического реформирования страны будут актуальными. Наша группа экспертов задалась целью поспособствовать следующему этапу социально-экономических трансформаций в Украине путем мобилизации и объединения широкого спектра специалистов и исполнителей, так что не было какой-либо избирательности в поддержке членов правительства в зависимости от их политической ориентации.

— Некоторые политики и эксперты прогнозируют к концу текущего года энергетический кризис в Украине, что станет катастрофой для ее экономики. Намерены ли эксперты ООН оказать содействие в стабилизации политической и экономической ситуации в нашей стране?

— Никто на Западе не заинтересован в нестабильной и проблемной Украине, и мы не только внимательно следим за затянувшейся ситуацией, но и уже сделали новый шаг на пути поддержки процесса внедрения экономических реформ. 21 июля 2006 года Глава представительства Европейской комиссии в Украине г-н Боуг и Постоянный представитель ПРООН и постоянный координатор системы ООН в Украине г-н О’Доннелл подписали новое соглашение о партнерстве, в рамках которого будет осуществляться проект, направленный на поддержку экономических реформ в Украине в таких областях, как макроэкономика, международная интеграция, с акцентом на вступление Украины в ВТО, регуляторная политика и развитие предпринимательства, монетарная и фискальная политики, агропромышленный комплекс. Взнос Еврокомиссии в бюджет этого проекта на 2006—2007 годы составит 900 тыс. евро, а ПРООН — 100 тыс. евро.

— Какие структуры этот проект будут выполнять?

— Деятельность в рамках этого совместного проекта будет осуществляться Аналитическим центром «Голубой ленты», в который войдут ведущие украинские и зарубежные эксперты и чиновники-реформаторы с целью поддержки внедрения рыночных реформ и усиления экономического роста в Украине.

— В последние годы можно услышать много критики в адрес работы ООН и отдельных ее руководителей. Считается, что давно пришло время ее радикальной трансформации. Что вы можете сказать по этому поводу как человек, входящий в руководство этой влиятельной организации?

— Это очень хороший и одновременно больной вопрос. Действительно, в последние три года ООН находится в зоне критики и одновременно давления со стороны ее основного донора — США, которые покрывают почти четвертую часть бюджета. Американцы хотят видеть в ООН более эффективное и послушное орудие на рынке разрешения глобальных проблем. Критикуют ООН и другие страны, включая развивающиеся. В то же время реальных, даже структурных реформ в ООН не произошло.

— Вы в последний раз приезжаете в Украину в статусе помощника Кофи Аннaна. Чем вы планируете заниматься в дальнейшем?

— Прежде всего хочу посвятить себя общественной деятельности, написать ряд книг и поработать в качестве эксперта по вопросам экономики для правительств тех стран, которые находятся в переходном периоде.