UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина обещает отказаться от угля к 2035 году

Справится ли страна с этим вызовом?

Авторы: Анна Акерманн, Константин Криницкий

На международной климатической конференции в Глазго Украина взяла обязательство отказаться от использования угля на государственных тепловых электростанциях к 2035 году. Это решение действительно беспрецедентное в истории нашей страны и наконец открывает путь для спланированной подготовки закрытия самых грязных в Европе угольных мощностей. Но выживет ли Украина без угля?

 

Отправить уголь в историю: почему для этого пришло время

За последние несколько лет для такого решения были созданы все необходимые предпосылки как на международном, так и на национальном уровнях.

Сжигание ископаемого топлива — одна из основных причин изменения климата, последствия которого большинство населения планеты уже сегодня ощущает на себе. Сдерживание глобального потепления на уровне 1,5°C, как этого требуют ученые и Парижское климатическое соглашение, нуждается в быстрых и решительных действиях по декарбонизации и отказе от ископаемого топлива.

В конце 2019 года Европейская комиссия презентовала так называемый Европейский зеленый курс — масштабное и комплексное видение трансформации собственной экономики и достижение Евросоюзом климатической нейтральности к 2050 году. Одним из основных приоритетов этой инициативы является полный отказ от использования угля в энергетике.

Так что мировое движение «озеленения» энергетики должно было дойти и до Украины. В нашей стране этот сектор порождает около 40% выбросов парниковых газов, а 6 из 10 наибольших загрязнителей воздуха — угольные предприятия. Мы заявляли о поддержке Европейского зеленого курса, а в обновленной климатической цели (Национально определенном вкладе в Парижское соглашение) пообещали сократить производство электроэнергии из угля приблизительно вдвое к 2030 году. Дата полного отказа от угля — следующий шаг, который уже сделан.

 

Выживет ли Украина без угля?

В 2020 году 35% всей электроэнергии в Украине было произведено на тепловых электростанциях (ТЭС и ТЭЦ), сжигающих преимущественно уголь или газ. Несмотря на значительную долю грязной электроэнергии сегодня, Украина может позволить себе отказаться от угля в энергетике как с технической, так и с экономической и социальной точек зрения. Это подтверждают международные и национальные исследования.

Например, согласно расчетам Aurora Energy Research, при постепенном полном замещении угля возобновляемыми источниками в производстве электроэнергии к 2030 году, Украина сможет гарантировать стабильное электроснабжение всем потребителям. Залогом этого являются инвестиции в течение ближайшего десятилетия не только в возобновляемую энергетику, но и в маневренные мощности и системы накопления энергии.

Безусловно, отказ от угля также будет означать потерю рабочих мест в горнодобывающей и электроэнергетической отраслях, — это около 55 тысяч работников. Вместе с тем энергетический переход открывает перспективу создания втрое большего количества новых рабочих мест (около 160 тысяч) в современных отраслях, например, в производстве оборудования для фотоэлектрических, биомассовых и ветровых установок.

С экономической точки зрения, энергетический переход и наращивание новых средств производства электроэнергии требуют инвестиций и приводят к дополнительным расходам. И хотя переход с угля на возобновляемую энергетику может вызвать рост стоимости работы сектора электроэнергетики, не следует забывать о критической изношенности украинских угольных станций, а следовательно, и о необходимости инвестировать в обновление сектора при любых обстоятельствах. Также надо учитывать постоянное субсидирование угольной отрасли, которое только обостряет проблемы и откладывает необходимые изменения.

 

Трансформация государственной политики

С определением четкой даты отказа от угля еще более актуальным становится вопрос справедливой трансформации угольных регионов. В Украине, как и в большинстве государств, где ведется добыча ископаемых, есть отдельные города, полностью зависящие от функционирования одного предприятия — шахты. И ее закрытие будет огромным ударом для местной экономики и людей, которые потеряют работу и единственный источник дохода. Именно поэтому отказ от угля должен проходить с учетом потребностей и обеспечением социальной защиты тем, кто от этого может пострадать.

Можно констатировать, что за последние несколько лет украинское правительство наконец начало работать в этом направлении. Так, в мае 2020 года был создан Координационный центр по вопросам трансформации угольных регионов. В него входят профильные члены правительства, главы областных государственных администраций, народные депутаты, представители угледобывающих предприятий, профсоюзов, ассоциаций органов местного самоуправления и отдельных шахтерских громад.

А в сентябре этого года правительство одобрило разработанную Министерством развития громад и территорий «Концепцию государственной целевой программы справедливой трансформации угольных регионов на период до 2030 года». В этом документе впервые комплексно очерчены решения социально-экономических вопросов конкретных громад после закрытия угольных шахт. Вместе с тем Министерство энергетики все еще дорабатывает концепцию государственной программы реформирования угольной отрасли до 2026 года, которая должна четко определить, какие государственные шахты и в какие сроки должны быть закрыты.

Все эти процессы сопровождают также инициатива и помощь наших международных партнеров. Летом прошлого года Украина и Германия подписали энергетическое партнерство, где отдельный пункт посвящен трансформации угольных регионов. Сейчас выбраны две громады: на востоке (Мирноград, Донецкая область) и западе (Червоноград, Львовская область) страны, там реализуют пилотные трансформационные проекты. Также Министерство энергетики договорилось с правительством Великобритании о помощи в трансформации отдельных угольных громад.

С другой стороны, по инициативе Еврокомиссии, Всемирного банка и Энергетического сообщества была создана так называемая Платформа трансформации угольных регионов Западных Балкан и Украины. Ее основная цель — обмен опытом, экспертная помощь и потенциальное финансирование реализации конкретных трансформационных проектов.

 

Украинские угольные города поддерживают справедливый переход

Но любые государственные планы обречены на неудачу, если они не учитывают мнение самих шахтерских громад, которые эти изменения и будут внедрять в жизнь. Для успешного отказа от угля необходимо сотрудничать с соответствующими регионами с самого начала: местные потребности, интересы и ответственность должны быть на первом месте.

И в этом вопросе также есть положительные сдвиги. В мае 2019 года шесть угольных городов, три местные общественные организации и региональная торгово-промышленная палата объединились и создали Платформу устойчивого развития угольных городов Донецкой области. Своей основной целью Платформа видит подготовку, разработку и реализацию общего стратегического видения справедливой трансформации региона. Сейчас в объединение входят девять городов Донетчины.

Но вопрос трансформации комплексный и охватывает почти все сферы общественной жизни. Представители Платформы озвучивают проблемы и переживания, общие для всех шахтерских городов Украины. Диверсификация экономики, создание новых рабочих мест, реформирование образования, переход на возобновляемые источники энергии в электрогенерации и теплообеспечении, решение экологических вопросов, среди которых обращение с терриконами, шахтной водой и всеми территориями, пострадавшими от угледобычи, — неотложные проблемы, которые необходимо будет совместно решать национальной и местной властям.

Определение же окончательной даты отказа от угля в электроэнергетике поможет придать этим процессам плановость, которой не хватало последние 30 лет. Опыт других стран показывает, что процесс энергетического перехода сложный и потребует времени и больших человеческих и финансовых ресурсов. При этом его можно рассматривать и как уникальный шанс для развития регионов.

 

Проблемные вопросы

Во-первых, объявленная в ходе климатических переговоров дата отказа от угля в электроэнергетике вообще не обсуждалась на национальном и местном уровнях. Были проведены только два заседания Координационного центра по вопросам трансформации угольных регионов, где этот вопрос отдельно не дискутировался. Отдельных рабочих групп, которые обоснованно определили бы дату, также не было. Представители общественности в последние годы неоднократно акцентировали внимание на необходимости установить дату отказа от угля не позднее 2035 года, но опыт других стран показывает, что одним из залогов успеха является широкое обсуждение и достижение консенсуса всеми заинтересованными сторонами: государством, органами местного самоуправления, бизнесом, учебными заведениями, общественностью.

Во-вторых, дата не является единой или согласованной для государственных и частных предприятий отрасли. Параллельно с объявленной правительством датой отказа от угля к 2035 году ДТЭК объявила свою собственную цель — 2040 год. Если государству принадлежат три угольные ТЭС, то ДТЭК — девять. Это означает, что частная компания, а не правительство пока что диктует окончательную дату отказа от использования угля в стране.

Для сдерживания повышения средней глобальной температуры на уровне 1,5°C все угольные станции мира должны остановить свою работу раньше 2040 года. Следовательно, установленная ДТЭК цель — это крайний срок, сдвигание которого поставит под удар выполнение климатических целей страны. А у нас, к сожалению, немало примеров того, как грязные предприятия медлят с выполнением экологических обязательств. Например, Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок, который бы должен был уменьшить загрязнение воздуха в том числе и от угольных станций и сроки выполнения которого все время откладываются. Если и через пять или десять лет экономические интересы бизнеса будут стоять выше социальных и экологических интересов граждан, выполнение объявленных в Глазго целей окажется под угрозой.

В-третьих, отказ от использования угля в электроэнергетике означает его замещение чем-то другим. Приоритетом правительства, в том числе в рамках разработки новой Энергетической стратегии до 2050 года, должно быть развитие именно энергоэффективной экономики на основе возобновляемых источников энергии. Попытки заместить уголь дополнительными мощностями атомной генерации или ископаемого газа только укрепят замкнутый круг зависимости от ископаемого топлива и интересов других государств.

И в завершение. Сейчас это заявление существует в виде обещания при вступлении в международную коалицию Powering Past Coal Alliance. Но в Украине оно пока не зафиксировано в отдельных документах национального уровня, а значит, и не обязательно для выполнения. Поэтому его официальное закрепление должно быть первоочередным шагом нашего правительства.