А наутро все изменится и перетрется.
Но к вечеру вновь повторится опять!
Но, впрочем, у каждого есть право на выбор...
Гарик Сукачев. «Право на выбор», 1995
Есть истории, в которых, как в зеркале, отражается суть событий. Для президентства Виктора Ющенко история с государственными закупками и связанными с ней коррупционными схемами - одна из наиболее красноречивых. Госзакупки невидимыми нитями пронизывают все общество: дороги, больницы, школы и университеты, ядерную энергетику и армию. Какой эта история показывает «кривую рожу» украинской политики, да и всего общества во времена правления уходящего президента? Что она может сказать об их будущем после Ющенко? Каким может быть завершение этой истории после того, как граждане Украины сделают свой выбор 7 февраля? Вопросы, достойные многостраничного исследования. Попробуем хотя бы приблизиться к ответам. Ведь лучший выбор - сознательный выбор.
Справедливости ради нужно сказать, что история началась еще при Леониде Кучме, в начале 2000-х. Тогда появилась группа компаний, консультировавших как органы власти, так и участников госторгов. Обычные с виду посредники отличались тем, что козыряли частными патентами на тендерные документы, без которых проведение торгов невозможно. И требовали с участников
роялти за их использование.
Эти документы были один к одному списаны с действовавшего законодательства о госзакупках. Тем не менее государство выдало патенты и даже активно защищало права их собственников. Оказалось, что в Украине возможно «приватизировать Конституцию». И это - первый наглядный урок тендерной истории.
Но настоящего расцвета тендерная схема достигла после оранжевой революции. В 2005-2006 годах народные избранники передали ключевые полномочия в сфере госзакупок некоему союзу общественных организаций - Тендерной палате. Ее учредители-руководители были связаны родственными и иными узами все с теми же частными «консультантами». До 2008 года народные депутаты последовательно укрепляли возможности палаты и всей схемы по выбиванию с виду не таких и больших, но в итоге выливавшихся в миллиарды поборов с предпринимателей.
Проблема не в том, что был создан мегапосредник. Проблема в том, что, по сути, государство в лице Верховной Рады Украины добровольно отказалось от части своей ответственности за благосостояние своих граждан. Алчность их полномочных представителей так велика, что они готовы к постепенному демонтажу государства. Очень тревожный урок.
Хотя под пятой тендерных поборов оказался весь предпринимательский класс, протесты их общественных объединений были единичными и робкими. УСПП и Совет предпринимателей при Кабмине действовали лишь после отмашки власть предержащих.
Наиболее активная часть граждан Украины - бизнес - не имеет привычки к коллективной солидарности. И к не зависимым от власти сплоченным действиям. А их организации - инструмент для отстаивания своекорыстных интересов, часто сопряженных с коррупцией. Звучит как приговор всем этим «успешным» и «энергичным»…
Лишь Ассоциация городов и общин Украины в 2007 году устроила впечатляющие акции протеста. Что заставляет вспомнить солженицынское - демократию нужно сначала обустроить на уровне местных общин. Именно там воспитываются граждане, а не население. И действительно ответственная власть.
Как же вели себя люди, облеченные высшей исполнительной властью и - ответственностью? Президент созерцал. То бишь бездействовал. Имея мощные рычаги влияния в виде СБУ и МВД. Юрий Ехануров молчал. Виктор Янукович в бытность премьером пытался вывести из-под поборов государственные предприятия. В то же время его соратница - Раиса Богатырева пребывала в руководстве Тендерной палаты.
В свое первое премьерство Юлия Тимошенко происходящего не замечала. Потом на сайте ТПУ долго висела ее положительная оценка деятельности палаты. Став премьером, инспектировала регионы в сопровождении руководства палаты. После разрушения схемы в 2008 году обещала Всемирному банку, ЕС и т.п., что будет принят некоррупционный закон. Закона так и нет. Миллиарды гривен украинских граждан - в ручном управлении Кабмина.
Чем не основания для масштабного расследования действиябездействия высших должностных лиц? Как это случилось в Италии, в ходе операции «Чистые руки», когда судом были доказаны миллионные взятки нынешнего премьера Сильвио Берлускони (избежал наказания из-за истечения срока давности). Но украинского «тендергейта» не произошло.
А причастные к тендерной схеме получили поощрение. Один из ее идеологов - Антон Яценко - стал нардепом от БЮТ, курирует законодательное регулирование госзакупок в Раде. А нынешний первый вице-премьер Александр Турчинов летом 2007 года в эфире «Свободы слова» на всю страну защищал его незапятнанную репутацию.
Бывший ректор университета при ТПУ Игорь Манцуров возглавил институт при Минэкономики. И был награжден президентом званием «заслуженного экономиста Украины». Р.Богатырева была назначена президентом в Совет национальной безопасности и обороны. Ксения Ляпина, когда-то один из членов Набсовета палаты, состоит в пропрезидентской депутатской фракции.
Показательна судьба госслужащих, которые по должности регулировали госзакупки. Перед ними стоял выбор - подчиняться давлению «тендерной группировки» или хоть как-то сопротивляться. Александр Федоренко (заведовал закупками в Антимонопольном комитете) выбрал второе. Осенью 2007 года он публично заявлял об угрозах со стороны А.Яценко. Ему повезло - вскоре схема была сломана, и наказания для него не последовало.
Тамаре Дергалюк, курировавшей закупки в Минэкономики, тоже повезло. Она внимательно прислушивалась к пожеланиям тендерных отцов. И в 2008 году ее назначили контролировать госзакупки в ГлавКРУ.
А вот Владимиру Новику, главе департамента госзакупок Минэкономики с 2008 года, досталось по полной. Массированные депутатские запросы, обвинения, проверки. Наезды в «желтой прессе». И фактическое увольнение в конце прошлого года. Кто следующий рискнет войти в это чистилище?
Однажды один из замов министра экономики сказал автору этой статьи: «Что я, государственный служащий, могу сделать, если за моей спиной нет поддержки государства?!»
Эти факты убедительнее самых красноречивых призывов к борьбе с коррупцией. Масштабные общенациональные коррупционные схемы приемлемы для высшей политической элиты страны. Их участники и строители могут чувствовать себя безнаказанно. Вне зависимости от их партийной принадлежности. Главное - «не зарываться» и делиться.
А что же отмена коррупционного тендерного законодательства весной 2008 года? Похоже, что одной из ключевых причин был банальный обмен схемами. Ю.Тимошенко разрушала схему с «РосУкрЭнерго». Президентские силы - тендерную. В отместку.
Показательно, что тогда парламент так и не принял закон и добровольно переложил ответственность на Кабинет министров.
Едва ли не ярче других тендерная история говорит о тотальной коррумпированности общественного сознания Украины. Пришла эпоха симулякров. Суть этого мудреного понятия отлично отражает фраза: «На заборе написано Виктор Цой, но за забором ничего нет!» Вместо общественного контроля - личина, прикрывающая коррупционные интересы. Вместо борьбы за честную конкуренцию - посредники-рантье. Вместо открытости и прозрачности - платный доступ к публичной информации. Вместо честной журналистики - заказуха и джинса.
Показательно, что в 2007-2008 годах независимый журналистский мониторинг неоднократно выявлял материалы на ведущих телеканалах, которые явно были простимулированы ТПУ.
Светлое тендерное будущее?
Чего ожидать от смены президента и результатов последующих политических баталий? Отсутствие законодательства уже ставит под сомнение легитимность любых государственных закупок. И разрушает правовое поле. Еще осенью 2008 года Конституционный суд указал, что народные депутаты должны были принять закон. Это их прямая обязанность. На прошлой неделе глава КСУ в своем письме специально напомнил народным депутатам о том, что они продолжают ее игнорировать. В ответ В.Литвин обвинил суд во вмешательстве в деятельность законодателей.
В декабре прошлого года Хозяйственный суд Киева посчитал незаконным правительственное положение о порядке проведения госзакупок (дело №36397), как недавно сообщила «Деловая столица». И сослался на решение КСУ.
Преуспела в признании его незаконным «Укрнафта». Как сообщало «ЗН», летом прошлого года Окружной административный суд г. Киева обязал Кабмин вывести из-под действия правительственного положения о госзакупках «предприятия и хозобщества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным предприятиям, и хозобщества, в уставном капитале которых госдоля превышает 50%» (дело №2а-1469/09/2670). Среди обоснований требования компании - аргументы КСУ.
В ноябре Киевский апелляционный административный суд оставил это решение в силе. Правительство подало кассационную жалобу. Но, по сути, уже сегодня предприятия с госдолей могут игнорировать положение.
Народные избранники не сидят сложа руки. С 2008 года идеологи тендерной схемы настойчиво продвигают ее принципы в других, не менее масштабных и лакомых сферах. Активно прорабатывается создание некой «Федерации оценщиков Украины» в оценочной деятельности. Очередные консультанты получат ключевые рычаги влияния на приватизацию, а также любые значимые сделки бизнеса и граждан. И, как всегда, никакой ответственности.
Недавно ВРУ одобрила в первом чтении проект В.Арьева №4407, который введет посредников-рантье в реализацию арестованного и т.п. имущества.
Впечатляющие успехи достигнуты во внедрении посредников в процессы подачи электронной отчетности в ГНАУ. Хотя осенние протесты СМИ и приостановили этот процесс.
А что же госзакупки? В течение прошлого года регионалы (в лице И.Акимовой) и бютовцы (С.Осыка, А.Яценко и т.д.) стремились к учету своих интересов в системе госзакупок. Договорились о том, что рассмотрение жалоб будут определять два комитета - по экономической политике (КПУ, БЮТ) и бюджету (ПР в лице Н.Азарова). Все тот же принцип безответственности и безнаказанности (депутаты неприкосновенны) и поле непаханое для депутатского тендерного рейдерства.
3-4 декабря прошлого года произошел уникальный случай в истории Рады. Постатейное голосование профильного законопроекта №2263-1 споткнулось именно на норме о жалобах (не возобновилось до сих пор). Как утверждают наши источники, в последний момент Ю.Тимошенко узнала о голосовании, убоялась предвыборных обвинений в коррупционном единении с регионалами и отдала приказ «стоп». Публично раскритиковали эту норму бютовцы Н.Томенко, С.Терехин и С.Соболев. За что А.Яценко незамедлительно обвинил последних в сомнительных схемах с лотереей…
А вот на этой неделе проект появился в повестке дня парламента на 11 февраля. Грядет тендерный ПРиБЮТ? Все вернется на круги своя - пустопорожняя борьба с коррупцией, посредники, безнаказанность и безответственность?.. Есть ли чистый путь под этими завалами грязи?