Круглые даты чаще всего служат источником для множества докладов и сообщений о том, как много сделано, и практически никогда — о том, чего не было сделано и почему. В далеком 1991 году, после развала СССР, экономический потенциал страны был сравним с экономиками Португалии, Израиля, Польши и почти в полтора раза превышал экономику Ирландии. Спустя три десятилетия страны — бывшие соседи ушли далеко-далеко вперед. Так, самая неторопливая экономика — португальская — росла в 1,4 раза быстрее украинской. И сегодня уже граждане Перу, Венгрии, Казахстана и Алжира живут в сопоставимых по размеру с нашей экономиках (см. табл.).
Критичность ситуации далеко не надуманная, исходя из следующих цифр и фактов:
- почти половину времени своего существования в качестве независимого государства (46%) Украина демонстрирует по результатам бюджетного года отрицательный или нулевой рост экономики (1992–1999 годы, 2009-й, 2014–2015 годы и 2020 год);
- темпы роста Украины отстают от общемирового в 2,2 раза (+116% против 254%);
- вклад нашего государства в мировую экономику за 30 лет снизился с 0,003 до 0,0018%, или на 40%.
А еще согласно индексу экономической свободы (Index of Economic Freedom) Украина более пяти лет сохраняет малопочетный статус самой экономически несвободной страны Европы. И если к подобного рода рейтингам доверия нет, то вспомним о том, что каждый четвертый экономически активный украинец уже проголосовал ногами, будучи вовлечен в трудовую миграцию (около 4 миллионов наших сограждан).
Таким образом, в течение 30 лет в Украине экономический рост, а в более широком смысле — и экономическая свобода не являлись и не являются до сих пор базовым приоритетом.
Конечно же, «Клуб экономических неудачников» (некрасиво и обидно, но будем смотреть правде в глаза) не ограничивается исключительно Украиной. Сюда же можно отнести как Аргентину, погрязшую в коррупционных скандалах, так и Грецию, утопающую в долгах. Однако легче от этого не становится, тем более что мы умудряемся талантливо не отдавать первенство в обеих дисциплинах (долгах и коррупции). Если Украина не проснется и продолжит идти этой зловещей долиной, еще через 30 лет нас гарантированно обойдут не только все бывшие «братские» республики по СССР, но и большинство стран Африки. Иными словами, медленное сползание на дно, страна без будущего.
У моего любимого писателя Станислава Ежи Леца есть замечательное высказывание: «Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится». Нашими управленцами за три десятилетия без особого успеха уже опробованы миксы из социализма, этатизма, центризма и прочих «измов», состоящих из приоритета государственного над частным. Однако у перечисленного идеологического спектра так и не нашлось разумных и адекватных ответов для Украины. И лишь одна идея до сих пор остается невостребованной (нелюбимым чадом), хотя, скорее всего, она и есть оптимальной для страны — философия экономической свободы.
В ее рамках агрессивная экспансия государства (усиление налогового давления и высокое перераспределение ВВП через публичные финансы), антирыночные решения, ослабляющие робкий экономический рост (законопроекты №5600 и 5636), политика популизма (во имя доступа к власти и бюджетным потокам) и имитация реформ (ради очередных долговых траншей от международных доноров) должны быть заменены Новым экономическим курсом (НЭК) и политикой доведения до ума уже стартовавших реформ и взятых на себя Украиной обязательств.
Базисом для первого (НЭК) может стать принятие чрезвычайного закона об экономической свободе. Суть этого документа — внедрение новой экономической конституции Украины, которая выражается в закреплении небольшого размера государства (ограничение размера правительства и его вмешательства в экономические процессы и сокращение госаппарата); проведении ответственной (имплементация Маастрихтских критериев сближения ЕС), но не жесткой макроэкономической политики; минимально необходимых регуляциях (внедрение дерегуляционного принципа one in — two out, то есть любое новое государственное регулирование должно сопровождаться отменой двух действующих регуляций, сравнимых по стоимости, только тогда мы начнем считать не только доходы бюджета, но и расходы бизнеса и граждан) и умеренных налогах (сокращение количества налогов до 7–8, снижение налоговой нагрузки на труд).
Основой для второй (домашнее задание) являются отказ от политики «бешеного принтера» (бесконечное генерирование новых идей далеко не лучшего содержания и с последующей минимальной реализацией) и переход на системное, последовательное выполнение уже утвержденных стратегических документов:
1) внешняя среда: Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (прошло шесть лет, а уровень выполнение документа не превышает 60%), включая его ответственный пересмотр в сторону повышения защиты украинского производителя и экспортера; «честное» сотрудничество с международными кредитными организациями, но с внедрением политики выхода Украины из статуса «долговой колонии» (каждая третья гривня доходов бюджета идет на покрытие долгов); программные документы сотрудничества с НАТО и стратегическими союзниками (США и Великобританией);
2) внутренняя среда: программа президента В.Зеленского, содержащая важные экономические инициативы, в частности сокращение функций государства, большая приватизация, включая земельную реформу, «налоги станут простыми и понятными», годовые налоговые каникулы молодым предпринимателям, реформа контролирующих органов (таможни и налоговой), замена налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал, введение экономического паспорта украинца и накопления денег на его личном счете за добычу природных богатств (недр, земли).
И напоследок. Украина, несомненно, способна и достойна того, чтобы создать и показать миру свою историю успеха. Перефразируя слова 32-го президента США Франклина Рузвельта, на вопрос: «Выберется ли украинский народ из тупика экономического упадка?» ответим: «Выберется, если захочет!».
Больше статей Вячеслава Черкашина читайте по ссылке.