UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страна угасающих технологий

Когда очень плохо предпринимателям, учителям, шахтерам, они выходят на демонстрацию или стучат касками о мостовую на улице Банковой...

Автор: Валентин Бадрак

Когда очень плохо предпринимателям, учителям, шахтерам, они выходят на демонстрацию или стучат касками о мостовую на улице Банковой. Если бы на демонстрацию пришли военные и оборонщики, это уже была бы баррикада. Они, сцепив зубы, молчат — сказывается привитый в советское время комплекс дисциплины. Поэтому когда они письменно, через СМИ обращаются к премьеру, это означает только одно: они начинают страдать от асфиксии.

Именно так можно оценить написанное, но пока еще не опубликованное «Открытое письмо Премьер-министру Украины Азарову Н.Я.», которое подписали глава Ассоциации предприятий ОПК «Украинские оборонные технологии», эксперты Центра исследований армии, конверсии и разоружения и сотрудники компании Defense Express. Так или иначе, эти структуры являются выразителями настроений той части сектора национальной безопасности, которую можно обозначить как оборонная промышленность и, частично, армия — ее среднее, рабочее звено. Они и обеспечивают пресловутую обороноспособность страны.

Оборонный сектор экономики, которого уже нет

«Страна не строит новые заводы, не совершенствует существующие производственные линии, не внедряет современные технологии; с каждым годом снижается научно-технический потенциал, знания и опыт уходят вместе с не нужными сегодня государству специалистами на пенсию и в иной мир…» — отмечает Владимир Грек, глава Ассоциации оборонной промышленности и инициатор открытого обращения к руководителю правительства.

Публичное обращение к главе правительства содержит детальный анализ ситуации и указывает на главную причину инженерной деградации страны — отсутствие государственного заказа машиностроительным предприятиям, причем не только тем, которые выпускают оборонную продукцию.

«Так почему же в Украине не развивается оборонная промышленность? Нет денег у государства? Неправда. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно изучить ежегодные законы о государственном бюджете. Не нужно новое вооружение? Но и тут нельзя согласиться. По заявлению министра обороны, ВСУ оснащены вооружением только на 80% (хотя Украина исправно торгует излишками уже почти два десятилетия). Когда вооружению уже 25—40 лет, трудно рассчитывать на успех, даже если учесть, что в свое время его производили очень надежно. Ставка на ремонт правильна, но с каждым годом все больше сомнений вызывает возможность его проведения, ведь запасные части для ремонта тоже не вечны. А с учетом того, что электроника в существующей технике давно вышла из строя, очень остро встает вопрос о ремонтопригодности сложных образцов ВВТ, особенно это важно для зенитно-ракетных комплексов». Это — из текста письма. Все по существу, и об этом, в принципе, власть не может не знать.

Неслучайно большие опасения вызывает обнародованный проект стратегического оборонного бюллетеня, в соответствии с которым Минобороны, по предложению Минфина значительно сократив расходы, предполагает сохранять на вооружении существующую технику еще до 2025 года и только после 2020-го начать программу перевооружения, открыв новые опытно-конструкторские работы. Не нужно быть аналитиком, чтобы понять: эти заказы некому будет выполнять. Создать новое оружие, технологии можно лишь тогда, когда государство занимается этим системно, непрерывно и последовательно. Директора предприятий ОПК утверждают, что и трех-четырехмесячные перерывы в финансировании в начале года полностью подрывают последующую работу, даже если в конце года появляются «золотые горы». А потому традиционное промедление с принятием постановления о гособоронзаказе просто убивает перспективные разработки.

В 2010 году государственные ассигнования на разработку и закупку новой техники не увеличились. То есть не изменилось отношение власти к национальной армии. Армия не стала приоритетом и поэтому не может претендовать на авторитет. Непопулярной стала и профессия военного. Поэтому разговоры о стабилизации в ВСУ, как минимум, неуместны. Если, согласно заявлению министра обороны Михаила Ежеля, для приведения техники ВСУ в надлежащее состояние необходимо около 8 млрд. грн., то при нынешнем уровне финансирования ее катастрофическое состояние будет сохраняться в течение ближайших пяти лет.

По мнению В.Грека, законодательство, обязывающее госзаказчиков проводить конкурсы на продукцию, выпускаемую только на одном предприятии, а предприятия — проводить тендеры на комплектующие, производимые исключительно по утвержденной документации на подготовленном производстве, в 2010 году полностью парализовало работу оборонки. Пресловутый стабфонд довел проблему получения средств до абсурда: чтобы получить из него деньги, необходимо было выпустить дополнительно два постановления Кабмина. Руководитель Ассоциации предприятий ОПК утверждает, что средства на предприятия так практически и не поступили.

Оборонка — «на щите», армия — как зверь в загоне

Теперь вкратце об итогах 2010 года. Бюджетная программа по закупке вооружений должна составить 7,1 млн. грн. по общему фонду (это стоимость 1,5 модернизированного танка), программа по разработкам вооружений предусматривает выделение 80,9 млн. грн. по общему фонду (стоимость одного этапа одной опытно-конструкторской работы по проектированию сложного комплекса вооружения). При этом на начало года, в соответствии с заключенными договорами, на предприятиях ОПК находилась в разработке и производстве научно-техническая продукция, требовавшая финансирования на сумму более 1,5 млрд.
грн. Кстати, и эти мизерные деньги поступили в 2010 году в четвертом квартале, что уже стало традицией. Поэтому пока что в ОПК выживают только те заводы, которые выполняют контракты в интересах иностранных заказчиков. То есть говорить о перспективных планах развития бессмысленно.

Самый плачевный результат 2010 года — замораживание всех проектов по созданию новых комплексов вооружений. Ориентиры для промышленности разрушены. Не согласованы Минфином и не утверждены правительством программа развития вооружения и военной техники до 2015 года (предполагала задействовать более 200 предприятий), программа строительства корабля класса «корвет» (предполагается участие более 60 предприятий), не внесены изменения в программу Ан-70 (работают более 40 украинских предприятий). Не говоря уж непосредственно об обороноспособности.

Если опытный образец ракетного комплекса «Сапсан» появится в 2016 году, то еще три-четыре года уйдет на то, чтобы поставить его на вооружение. Вот и получается, что ближайшее десятилетие является периодом вакуума, и говорить о способности государства адекватно ответить на угрозу военной агрессии, мягко говоря, сложно. Впору вообще задаться вопросом: а нужна ли Украине армия?

Парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны после заседания на этой неделе пришел к выводу о недопустимости остановки программ строительства корвета, разработки ОТРК «Сапсан», производства Ан-70. По словам главы профильного комитета Верховной Рады Анатолия Гриценко, об этом, а также о недопустимости остановки заводов спецхимии президенту и главе правительства направлены обращения.

Теперь о проекте госбюджета на 2011 год. На указанные бюджетные программы по общему фонду предусмотрено 350 млн. грн. При необходимых для выполнения работ по уже заключенным договорам около 6 млрд. грн. В открытом письме Н.Азарову указывается, что эта цифра соответствует утвержденной в 2009 году концепции Государственной программы развития вооружения. Но предыдущие указы президента и предыдущие решения правительства в Украине, похоже, выполнять не принято.

К этому стоит добавить, что особенно остро необходима последовательность действий при выполнении контрактов с иностранными оборонными компаниями. В 2010 году ни создание самолета Ан-70 с РФ, ни модернизация вертолета Ми-24 с Францией, ни разработка и производство корвета с Францией, Италией, Швейцарией и другими странами не финансировались. Правда, по корвету произведены расчеты за работы, выполненные в 2009-м. Любопытно, что из заявлений Минобороны следует, что не стоит ожидать их финансирования и в 2011 году. Неужели Украине выгоднее платить штрафные санкции и слыть ненадежным, непредсказуемым партнером? Например, Соглашением между правительствами Украины и РФ предусмотрено, что прекращение финансирования ведет к уплате штрафных санкций в объеме 20% от стоимости проекта.

По информации главы Ассоциации «Украинские оборонные технологии», в соответствии с решениями Кабмина в период 2007— 2009 годов проведено семь раундов переговоров с РФ по продолжению проекта Ан-70. В результате удалось убедить партнеров в необходимости продолжения работ (о выходе из проекта РФ объявила в декабре 2006-го). По проекту строительства корвета проведено около 200 раундов сложных переговоров с иностранными компаниями, по их результатам получены разрешения правительств Франции, Италии, Швейцарии на поставку корабельного вооружения. Первый модернизированный вертолет Ми-24 в декабре 2010 года должен уже летать, но его нет. Это не может не удивлять, принимая во внимание, что на вертолете — новый украинский двигатель, новые украинские ракеты и прицелы, современная европейская авионика, позволяющая выполнять задачи в ночное время… Этот проект значительно повышает эффективность применения армейской авиации. Но самое главное, он демонстрирует состоятельность Украины как участника модернизации вооружений иностранного производства.

Непоследовательность в оборонной сфере — катастрофа для обороноспособности Украины и ее оборонной промышленности. С этим соглашаются и эксперты, и промышленники. Но на фоне этого всеобщего понимания в 2010 году по предложению Минфина значительно сокращены ранее утвержденные расходы на программу развития вооружений.

Есть смысл напомнить, что указом президента Украины от 2004 года об утверждении долгосрочной программы развития вооружений и военной техники на период 2005—2015 годов на разработку и закупку вооружения должно быть предусмотрено более 23 млрд. грн. Решением Кабмина от 2009 года об утверждении Концепции среднесрочной программы развития вооружений и военной техники на 2010—
2015 годы с учетом инфляции определены прогнозные ассигнования на указанный период в размере 39 млрд. грн. Но эти цифры не просто урезаны. Нынешний оборонный министр является первым в истории Украины главой ведомства, который не настаивает на увеличении средств на национальную оборону!

Украина остается страной, в которой вопросы закупки вооружений и военной техники, управление национальным ОПК и военно-техническое сотрудничество все еще не увязаны в единый управленческий узел. Не говоря уж о том, что все это имеет прямое отношение к развитию технологий, к экономическому росту.

«Уважаемый Николай Янович, будущее Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса находится сегодня полностью в вашей компетенции. Сегодня есть уникальная возможность возродить развитие наукоемких отраслей оборонной промышленности и заложить основы обороноспособности страны, высокого интеллекта народа Украины, создать условия для работы людей и дальнейшего развития прикладной
науки и техники в Украине» — так заканчивается открытое письмо к премьеру. Достучится ли оборонка до главы правительства? Или ей придется по-прежнему жить отдельно от государства, уповая на активно перевооружающиеся иностранные армии?