В то время как миссия МВФ ухудшает украинские макропрогнозы, говоря о падении ВВП на 9% и росте инфляции - на 46%, Государственная фискальная служба отчитывается об увеличении бюджетных поступлений, а министр финансов говорит об экономической стабильности. Такие разные взгляды на экономическую ситуацию не могут не вызвать смущения. Впрочем, желание правительства приукрасить действительность понять можно, непонятно только его нежелание предпринимать какие-либо действенные меры для исправления текущей ситуации. Ведь экономика Украины продолжает сокращаться день ото дня, а происходящие сейчас бесконтрольно экономические процессы будут иметь далеко идущие последствия.
"Покращення"
Первый квартал 2015-го украинские крупные и средние предприятия закончили с убытками, превышающими 385 млрд грн, за год объемы финансовых потерь выросли в три раза. При этом если в 2014 г. убыточные компании составляли 49% от общего числа, то в 2015-м - 46%. То есть количество неэффективных предприятий сократилось, а вот их потери, напротив, выросли. Конечно, в наибольшей степени экономические проблемы испытывают промышленность (свыше 150 млрд грн убытков) и транспортники (-75,4 млрд, грузооборот сократился на 20%, пассажирооборот - на 10), но и в других сферах результаты деятельности оставляют желать лучшего. Даже предприятия сельского хозяйства удвоили убытки - с 500 млн в первом квартале 2014-го до 1,1 млрд в 2015-м.
Продолжает стремительно сокращаться производство: индекс промышленной продукции по сравнению с прошлым годом составил 78,5%. Добывающая промышленность сократилась на 26,7%, что ожидаемо, перерабатывающая - на 20%, что особенно тревожно. Ведь речь идет, в частности, и о пищепроме, и о легпроме. И сравнивает их Госстат с кризисным 2014-м, в котором уже наблюдалось падение. Военный конфликт здесь не может служить оправданием: хотя Донецкая и Луганская области - безоговорочные лидеры по сокращению производства, но и другие регионы не демонстрируют роста. Кировоградская, Харьковская, Николаевская, Черниговская области непосредственно не затронуты военным конфликтом, но в них ИПП просел за первый квартал на 15% и более.
Рекордный урожай в этом году, по прогнозам, нам уже не светит. Кроме того, площадь посевных под яровые культуры в 2015-м сократилась на 20%, на 8% уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, на 7,7% - количество птицы. Выросли только траты на производство сельхозпродукции - без малого на 63,5% по сравнению с прошлым годом. Что, безусловно, отразится на стоимости пищевых продуктов. Сельхозпроизводители уже повышают цены: средняя стоимость продукции АПК по всем направлениям реализации за январь-апрель 2015 г. по сравнению с 2014-м выросла на 66%, в том числе продукции растениеводства - на 91%, животноводства - на 48. И это, увы, не предел.
Оборот розничной торговли в сравнимых ценах сократился на четверть от прошлогодних показателей. И снова не получается все списать на АТО, ведь 20-процентное снижение оборота фиксируется в Днепропетровской, Полтавской, Николаевской, Одесской, Житомирской областях.
Вполне логично проблемы внутренних рынков сказываются на показателях внешней торговли: экспорт в первом квартале сократился на 33% (на 4,6 млрд долл.), импорт - на 36,5% (чуть более
5 млрд). При этом как бы правительство ни разгоняло аграрный локомотив, в структуре экспорта первое место все еще занимает металлургическая продукция (27,4%), и лишь за ней со значительным отрывом идет продукция растениеводства (19,4%). И как бы мы ни ратовали за свободную торговлю со странами ЕС, по сравнению с прошлым годом объем поставок в Европу сократился на 33%. Продавать, простите, нечего.
Естественно, на фоне всего этого 30-процентный рост поступлений в бюджет не радует, ведь достигнут он лишь благодаря массированной девальвации, безудержной инфляции и возросшему фискальному давлению. НДС от произведенных в Украине товаров вырос на 26,5%, в то время как НДС импортный - на все 54,2%. Аналогично акцизные поступления от продажи отечественных товаров увеличились на 60%, а от продажи импортных - в восемь (!) раз. Адекватно представляет ситуацию лишь снизившийся на 7% налог на прибыль предприятий. Все остальные показатели говорят лишь о том, что инфляция не останавливается, и обуздать ее правительство не в состоянии.
"Ситуация неоднозначная, с одной стороны, все плохо, с другой - хорошо. У нас негативные макроэкономические показатели. Минус 17% ВВП в первом квартале (год к году) и потребительская инфляция - 61%. В то же время есть и положительные факторы, например, на валютном рынке была достигнута стабилизация, возобновился рост депозитов. Устойчивая финансовая стабилизация со временем должна отразиться и на макроэкономических показателях", - считает Дмитрий Сологуб, заместитель главы НБУ.
Правда, стабилизация у нас устойчивая весьма условно, длится она лишь несколько месяцев, и спрогнозировать, как долго будет затишье перед очередной бурей, не возьмется никто. "Сейчас мы можем говорить лишь об определенных признаках макроэкономической стабильности, которые проявляются, прежде всего, в относительно спокойной ситуации на валютном рынке. Однако ситуация на валютном рынке может быстро измениться в результате возможной эскалации конфликта на Востоке страны. Учитывая темпы падения ВВП, предполагаю, что пик экономического падения мы еще не прошли. Последние прогнозы как украинских, так и международных экспертов говорят о 9–10-процентном падении украинской экономики в текущем году. Исходя из таких условий, период экономической стабильности может наступить только при прекращении стремительного падения ВВП, замедлении инфляции, стабилизации работы банковской системы, проведении структурных реформ с изменением экономической парадигмы, обеспечении мира на Востоке", - объяснил ZN.UA Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ.
Не 60, но ничего хорошего
Базовая инфляция, по данным НБУ, в годовом выражении ускорилась до 47,1%. Данные Госстата оказались еще мрачнее - 60,9% в годовом исчислении. Согласно выкладкам статведомства, апрельский скачок цен обусловлен, в первую очередь, повышением тарифов на газ для населения в пять с половиной раз. Ввиду методологических особенностей своих исчислений там не учли, что часть населения все-таки субсидируется государством, и для этой части тарифы выросли не так разительно. По подсчетам НБУ, средневзвешенная цена на газ в апреле увеличилась все-таки в 3,5 раза. Это объясняет разницу показателей.
Цены на продукты питания только за апрель выросли на 6,6% (за год - на 59,5%). Непродовольственные товары дорожают чуть медленнее - 48% в годовом исчислении. Правда, на них и спрос в последнее время ниже. Наименьшими темпами дорожают услуги - 17,3% в годовом выражении. Очевидно, что период относительной курсовой стабильности не сильно сказался на потребительских ценах. Они продолжают стремительно расти после каждого витка девальвации и не снижаются вследствие последующих курсовых стабилизаций. В итоге получается, что та стабильность, о которой говорят в Минфине, никоим образом не отражается на стоимости потребительской корзины. О том, как воспринимает сложившуюся ситуацию население, красноречиво говорят данные GfK Ukraine. Согласно этим данным индекс текущего материального положения граждан только за апрель снизился на 4,6 пункта и достиг минимального значения за последние 15 лет - 23 пункта из 200 возможных. Едва возобновившийся прирост депозитов легко может остановить инфляция, ведь сбережения граждан тают на глазах.
"НБУ по сути сам себя подставил, или его вынудили подставиться. В ответ на мой депутатский запрос были предоставлены детальные данные о портфеле облигаций на балансе Нацбанка и госбанков в разрезе валют. По изменению этого портфеля можно четко увидеть рост гривневой эмиссии для монетизации долга. Если во все предыдущие годы она колебалась на уровне 20–50 млрд грн, то в прошлом году достигла 176 млрд. Сложилась такая ситуация, что частный рынок нам денег не дает, поэтому Минфин выпускает гособлигации, которые в итоге покупает НБУ или госбанки за деньги, предоставленные им самим же регулятором. Макроэкономисты такое явление называют "монетизация долга", а на простом языке обывателей оно называется "печатание денег". Но в прошлом году деньги не просто "напечатали", а "напечатали" в огромном количестве. И это главный ответ на вопрос "кто виноват?", - поделился с ZN.UA Павел Ризаненко, член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. - Надо отметить что пик "печатания" пройден в 2014 г., и монетизация долга за первые четыре месяца этого года уже не такая существенная. Проблема в том, что никто не знал в данном случае, что делать. Нужно определиться: или мы держим курс, или удерживаем инфляцию, делать это одновременно невозможно. НБУ сказал, что курс отпускает и переходит к инфляционному таргетированию. Но в итоге игнорировать валютные колебания в десятки, а потом и сотни процентов они не могли себе позволить и попытались сесть на два стула, для того чтобы хоть как-то курс контролировать, ввели админограничения по экспортно-импортным операциям, плюс была повышена учетная ставка".
Теоретически, повышая учетную ставку, регулятор делает деньги дороже, что снижает экономическую активность и уменьшает растущую инфляцию. Но работает это только в условиях стабильной экономики. "В действительности, до того как инфляция не упадет до 10%, ни о каком инфляционном таргетировании не может быть и речи, невозможно точно таргетировать инфляцию, которая скачет на десятки процентов. Нынешняя высокая учетная ставка - это лишь попытка сбить инфляцию, и пока она не даст результатов, перейти к нормальному таргетированию не получится. Пока эффекта нет, экономическая ситуация не нормальная, по сути это работа в аварийном режиме. По всей вероятности, до конца этого года замедлить инфляцию не удастся. Решить проблему можно, только если регулятор будет вести сдержанную политику и не будет печатать деньги для бюджета. Плюс нужно понимать, что НБУ не в полной мере контролирует все эти процессы", - считает экономист Павел Кухта.
Действительно, необдуманная эмиссия прошлого года послужила катализатором инфляции. Но уже сейчас очевидно, что немонетарная составляющая в украинской инфляции преобладает: тарифы выросли, выросли и затраты производителей, инфляционные ожидания и нестабильность гривни вынуждают их закладывать в стоимость курс, значительно превышающий нынешний, при этом государство расходы не урезает, наоборот, траты на оборону растут. Преодолеть нынешнюю инфляцию Нацбанку в одиночку не удастся, так как для этого потребуются и немонетарные меры, осуществлять которые должен Кабмин.
"Мне кажется, уже сейчас Национальный банк ничего абсолютно сделать не может, на инфляцию влияют уже совсем иные факторы. Да, он пытается хоть как-то ограничить рост цен, но ограничиваться только этим нельзя. Финансовая стабильность недостижима, пока нет солидарной работы во власти, - рассказал ZN.UA Вернер Элерс, немецкий эксперт, консультирующий украинское правительство. - В Германии, например, был создан Совет финансовой стабильности, в который входят представители и Министерства финансов, и Бундесбанка, все решения они принимают коллегиально. Сейчас нужно сосредоточиться на поиске инвестиций и создании реальных условий работы для внешних инвесторов. Иностранцев пугает не война, она рано или поздно закончится, их отпугивает коррумпированность и некомпетентность украинских чиновников".
Прискорбно, но пока карманы украинцев пустеют, само государство вроде выигрывает, так как выполнять номинальные показатели госбюджета становится проще. Особенно замороженные для индексации обязательства. Но в украинской ситуации галопирующая инфляция создает и серьезнейшие побочные эффекты, угрожая окончательно задавить деловую и потребительскую активность, что в итоге может полностью нивелировать какие-либо сиюминутные выгоды от текущих процессов.
Уже сейчас бизнес фактически остался без оборотных средств, при этом рост импортного НДС обусловил и рост объемов его возмещения, а средств на это у Украины нет. Правительство вновь заговорило о выпуске НДС-облигаций, которые позволят ему выполнить обязательства перед предпринимателями, но не дадут последним достаточных ресурсов для ведения экономической деятельности. "Правительство уже частично рассчитывалось НДС-облигациями перед бизнесом в 2004-м, 2010-м и 2014 г. Так, в прошлом году объем эмиссии был запланирован на уровне 17 млрд грн. Но, по данным Минфина, на ноябрь 2014-го ведомство эмитировало таких облигаций только на 6,83 млрд грн. По подсчетам Федерации работодателей Украины, на начало апреля 2015 г. объем бесплатного кредитования бюджета бизнесом составил 100 млрд грн, из которых более 63 млрд грн - долги по НДС, - рассказал Андрей Забловский. - Поэтому предложение о выпуске подобных облигаций как способ погашения задолженности может рассматриваться только через призму обеспечения ликвидности данного инструмента, который в условиях хронического дефицита оборотных средств и депрессирующей экономики может иметь ограниченный спрос".
Учитывая рост немонетарной составляющей инфляции, одно лишь ограничение роста денежной массы не даст ощутимого эффекта. В воюющей стране проводить сокращение расходов сложно, но возможно. До тех пор, пока правительство не осознает необходимость реальной экономии, сдвинуть процесс с мертвой точки не получится. На сегодняшний день мы лишь вводим новые налоги и расширяем базу старых, замедляя и без того вялотекущие производство и продажи. И это при фактической недоступности заемных средств.
За прошедший год мы так и не удосужились создать реально привлекательные условия для внешних инвесторов. Борьба за повышение рейтинга Doing Business ничего не стоит, пока в рейтинге конкурентоспособности World Competitiveness мы на 60-м месте из 61. Эксперты швейцарского Института менеджмента и развития, составлявшие рейтинг, в первую очередь анализировали способность национальных экономик создавать и поддерживать условия для развития конкурентного бизнеса. И 60-е место Украины в нем говорит само за себя. В правительстве излишне сосредоточились на выполнении пунктов программы МВФ и совершенно забыли, что есть и другие не менее важные задачи.
Украине нужны структурные и институциональные реформы, способные остановить экономический спад, а не замедлить его на время. Иначе к осени, когда нас с очередным визитом посетит миссия МВФ, чтобы обсудить последующие реформы, уже будет нечего реформировать.