31 октября 2007 года Всемирный экономический форум (ВЭФ, независимая и неприбыльная международная организация, созданная в 1971-м в Женеве с целью улучшения состояния мировой экономики) представил вниманию мирового сообщества Отчет о глобальной конкурентоспособности 2007—2008.
Интерес к нынешнему отчету со стороны политической и экономической элиты, как всегда, необычайный. Как отметил Клаус Шваб, основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума, этот документ является «важным инструментом, который политические деятели и лидеры бизнеса могут использовать для формулирования более совершенной экономической политики и институциональных реформ».
В отчете представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран, — Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). И в том, и в другом наша страна не блещет — соответственно 73-е и 81-е места.
Индекс глобальной конкурентоспособности
Всемирный экономический форум продолжает расширять свою географию, включая в ежегодный отчет все новые страны. В этом году в рейтинг, составленный на основе индекса глобальной конкурентоспособности, были включены Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Узбекистан, Пуэрто-Рико, а Сербия и Черногория были представлены в нем как два независимых государства. Таким образом, в нынешнем рейтинге фигурирует 131 страна мира, в то время как в прошлом году — 125.
Индекс глобальной конкурентоспособности был создан для ВЭФ еще в 2004 году. Его автор — профессор Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартин стал соредактором Отчета о глобальной конкурентоспособности 2007—2008.
В этом году после соответствующих консультаций с ведущими специалистами индекс был усовершенствован. Вследствие изменений в методологии, а также включения в рейтинг новых стран прошлогодние рейтинговые позиции подверглись перерасчету.
В ходе подготовки отчета каждая из стран проходила оценку по таким параметрам, как качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Были опрошены свыше 11 тыс. респондентов, представляющих крупный бизнес.
Итак, группу лидеров (стран, вошедших в первую десятку) представляют США, Швейцария, Дания, Швеция, Германия, Финляндия, Сингапур, Япония, Великобритания и Нидерланды.
Соединенные Штаты Америки, получившие лавры победителя, в очередной раз подтверждают статус наиболее конкурентоспособной экономики мира. «Эффективность национальных рынков, конкурентоспособность компаний, впечатляющая способность к технологическим инновациям, основанная на первоклассной системе университетов и исследовательских центров, — все это способствует высокому уровню конкурентоспособности экономики США. Однако некоторые слабые позиции, особенно связанные с макроэкономическими дисбалансами, по-прежнему представляют риски не только для общего потенциала конкурентоспособности страны, но и для всей глобальной экономики. Эти опасные моменты совсем недавно проявили себя в цепочке последствий развития кризиса рынка ипотечных займов», — подчеркнул Ксавье Сала-и-Мартин.
Швейцария — страна шоколада, сыра, часов и миллионеров — заняла вторую рейтинговую позицию, продемонстрировав свои значимые конкурентные преимущества по таким параметрам, как качество институтов, уровень развития инфраструктуры, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
Среди стран СНГ самое высокое место — 58-е — заняла Россия, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлогодним показателем. Далее идут Казахстан (61-е место), Узбекистан (62-е), Азербайджан (66-е). Грузия занимает 90-е место, Армения — 93-е, Молдова — 97-е.
«Значительные природные ресурсы России и умелое макроэкономическое регулирование открывают для страны перспективы поддержания сравнительно высокого уровня благосостояния в ближайшем будущем. Однако сами по себе эти факторы недостаточны, если страна намерена быть серьезным игроком в глобальной экономике: Россия срочно нуждается в развитии конкурентоспособности на уровне компаний, чтобы полностью использовать свой ресурсный потенциал и создать более диверсифицированную и динамичную экономику», — цитирует Reuters одного из составителей отчета, профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера.
В качестве явных конкурентных преимуществ экономики России выделены макроэкономическая стабильность, гибкость рынка труда, размер рынка и часть индикаторов, характеризующих инновационный потенциал. А наиболее проблемные явления — это коррупция и налогообложение, а также преступность и неэффективная бюрократическая структура. Также слабыми сторонами России на фоне других стран являются низкая конкурентоспособность российских компаний и неспособность экономики «впитывать» современные технологии.
Среди развивающихся стран лидирующие позиции занимают Китай и Индия — 34-е и 48-е места соответственно. Последнее, 131-е место в рейтинге занимает Чад.
Украина в нынешнем рейтинге находится на 73-й позиции, опустившись на четыре ступеньки по сравнению с прошлогодним показателем. Однако следует отметить, что вследствие изменения методологии прошлогодняя 78-я позиция нашей страны в нынешнем отчете соответствует 69-й.
При этом Украина уступила таким странам, как Литва (38-е место), Латвия (45-е), Венгрия (47-е), Польша (51-е), Хорватия (57-е), Россия (58-е), Казахстан (61-е), Узбекистан (62-е), Азербайджан (66-е), Вьетнам (68-е), Бразилия (72-е).
Перечень конкурентных преимуществ экономики Украины, к сожалению, весьма короток и содержит лишь 18 пунктов. Назовем некоторые из них: качество железнодорожной инфраструктуры (31-е место), государственный долг (17-е), качество начального образования (49-е), доступ к высшему образованию (17-е), качество математического и естественно-научного образования (44-е), качество образовательной системы (47-е), практика найма и увольнения (16-е), затраты на увольнение персонала (17-е), отношение производительности труда к заработной плате (26-е), участие женщин в трудовой деятельности (26-е), контроль за международной дистрибуцией (46-е место), способность к инновациям (40-е).
В то же время перечень недостатков экономики Украины включает целых 92 позиции. Среди них — инфляция (106-е место), торговые барьеры (123-е), налоговое бремя (123-е), ограничение на движение капитала (102-е), эффективность антимонопольной политики (98-е), качество автомобильных дорог (116-е), качество авиационной инфраструктуры (116-е), профессионализм руководителей высшего звена (102-е), «утечка мозгов» (93-е), темпы распространения туберкулеза (86-е) и ВИЧ-инфекции (104-е), средняя продолжительность жизни (89-е).
Самый низкий результат (115-е место) — в категории «качество институтов». Проблемные для нашей страны аспекты — этическое поведение компаний (128-е место), защита прав собственности (118-е), в том числе прав миноритарных собственников (127-е), прозрачность принятия правительственных решений (119-е), действенность аудиторских и бухгалтерских стандартов (118-е), независимость судебной системы (111-е), эффективность использования государственного бюджета (111-е), защита прав интеллектуальной собственности (108-е), доверие общества к политикам (107-е), бремя государственного регулирования (104-е), эффективность корпоративного управления (101-е), фаворитизм в принятии государственных решений (97-е), организованная преступность (97-е).
Таким образом, именно качество институтов является главным фактором низкой конкурентоспособности Украины. И речь идет, увы, не только о несовершенстве отечественной государственной машины.
Мировой опыт свидетельствует, что практически все страны-лидеры, достигшие наиболее высоких показателей ВВП на душу населения (свыше 20 тыс. долл.), обладают следующими высокоразвитыми институтами:
— открытой рыночной экономикой, свободным ценообразованием, низкими таможенными барьерами, высококонкурентной рыночной средой;
— превалированием частной собственности при одновременной ее защите;
— эффективным налоговым администрированием, налоговой системой, подконтрольной плательщикам налогов через демократические представительские институты;
— эффективными государственными организациями с низким уровнем коррупции;
— прозрачными общественными и финансовыми институтами;
— демократической политической системой с высоким уровнем политической конкуренции, надежными механизмами контроля над государством и бюрократией;
— законопослушанием граждан, независимой судебной системой, которой доверяют граждане, сильной системой органов правопорядка и исполнения судебных решений;
— минимальным разрывом между формальными и неформальными нормами социального поведения.
Развитость институтов является поистине тем золотом, которое не всегда блестит, но без которого, по большому счету, невозможно процветание нации. Страны, где эти институты укоренились и эффективно работают, имеют высокоразвитую экономику. А где не работают или работают со сбоями, экономика менее развита, благосостояние ниже, можно даже говорить о некотором культурном отставании.
Индекс конкурентоспособности бизнеса
Вторая глава Отчета о глобальной конкурентоспособности 2007—2008 представляет собой детальное исследование микроэкономических аспектов конкурентоспособности на основе индекса конкурентоспособности бизнеса, составленного под руководством гарвардского профессора М.Портера.
Индекс является синтетическим показателем и включает качество национального бизнес-климата, а также оценку операций и стратегии компаний. В рейтинге нынешнего года были представлены 127 стран мира, тогда как в прошлом году — 121.
Лидером по конкурентоспособности бизнеса являются также Соединенные Штаты Америки. Украина, как и в прошлом году, занимает в рейтинге 81-е место. Наша страна расположилась в нем после Азербайджана (78-е), Пакистана (79-е) и Танзании (80-е).
В разрезе составляющих индекса конкурентоспособности бизнеса Украина заняла 82-ю рейтинговую позицию в категории «качество национального делового климата», а в категории «операции и стратегии компаний» — 83-ю.
Мировые индексы и рейтинги
В последнее время появляется все больше информации о ранжировании стран мира на основе индексов, оценивающих конкурентоспособность национальных экономик в системе мирового хозяйства, бизнес-климат, уровень экономической свободы, качество и эффективность государственного управления, степень глобализации экономики, уровень развития человеческого потенциала, потенциал внешних заимствований, уровень коррумпированности общества и т.д.
Рейтинги и индексы становятся своеобразной призмой, через которую мировое сообщество оценивает в том числе и Украину. Рассмотрим некоторые из них.
Рейтинг конкурентоспособности, Международный институт развития управления (Лозанна, Швейцария)
Рейтинг конкурентоспособности стран составляется подразделением Международного института развития управления ежегодно, начиная с 1989 года. В 2007-м при его составлении институт использовал информацию более чем полусотни всемирно известных исследовательских институтов и осуществлял оценку на основе 323 критериев. Среди них:
— 79 критериев, характеризующих уровень развития экономики (макроэкономическая ситуация, торговая политика, инвестиционная политика, политика в сфере занятости и ценовая политика);
— 72 критерия, характеризующих эффективность государственной политики (влияние правительственных решений на финансовый сектор, фискальную политику, развитие институтов, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность);
— 71 критерий, характеризующий эффективность бизнеса, рынка труда и менеджмента;
— 101 критерий, характеризующий уровень инфраструктуры, технологического развития, науки и образования, здравоохранения и охраны окружающей среды.
В 2007 году Международный институт развития управления включил Украину в перечень ранжируемых стран, и среди 55 государств она заняла 46-ю позицию. При этом Украина уступила Чили (26-е место), Индии (27-е), Литве (31-е), Болгарии (41-е), России (43-е), Румынии (44-е), Филиппинам (45-е).
Индекс экономической свободы, The Heritage Foundation & The Wall Street Journal
C 1995 года The Heritage Foundation совместно с журналом The Wall Street Journal составляют индекс экономической свободы, который демонстрирует, насколько экономика того или иного государства соответствует либеральным принципам. Авторы рейтинга утверждают, что либерализация экономики ведет к благосостоянию, и рейтинг это подтверждает: степень экономической свободы более или менее совпадает с уровнем благосостояния нации.Индекс оценивает страны по 10 категориям экономической свободы, в том числе по таким:
— регуляторная политика (оценивается степень свободы относительно процедур, связанных с открытием, закрытием и функционированием предприятия в соответствии с национальным законодательством);
— торговая политика (степень свободы, связанная с получением лицензий и разрешений на экспортные и импортные операции, тарифы и жесткость регуляторных санитарных норм);
— фискальная политика (степень налогового бремени);
— вмешательство государства (степень нагрузки на бюджет затрат правительства, доля государственного сектора и вмешательство государства в политику частных предприятий);
— монетарная политика (мероприятия, направленные на поддержание ценовой стабильности);
— инвестиционная политика (степень свободы вложения инвестиций в такие сектора, как средства массовой информации, энергетика, военно-промышленный комплекс, производство спирта и др.);
— финансовая политика (степень развития финансовой системы и органов регулирования);
— права собственности (степень защищенности прав собственности);
— распространение коррупции (степень распространения коррупции на основе данных доклада Transparency International «Индекс восприятия коррупции»);
— политика в сфере труда (степень свободы найма и увольнения сотрудников компаний, а также взаимосвязь производительности труда с заработной платой).
Индекс экономической свободы измеряется в процентах в диапазоне от 0 до 100, где минимальному значению соответствует самая низкая степень экономической свободы. Страны сгруппированы в пяти категориях:
— «свободные» с индексом от 80 до 100;
— «в основном свободные» — от 70 до 79,9;
— «относительно свободные» — от 60 до 69,9;
— «в основном несвободные» — от 50 до 59,9;
— «депрессивные» с индексом от 0 до 49,9.
В 2007 году в список была включена 161 страна мира. Средний мировой индекс составлял 60,6, европейский — 67,5. Украина получила 53,3 и была отнесена к категории стран, которые характеризуются как «в основном несвободные», заняв 125-ю позицию в рейтинге вслед за такими странами, как Латвия (41-я), Болгария (62-я), Румыния (67-я), Молдавия (81-я), Польша (87-я), Россия (120-я).
Для сравнения: в 2006 году Украина занимала 99-ю позицию среди 157 стран мира (индекс 55,55).
Индекс восприятия коррупции, Transparency International
Для оценки масштабов коррупции в странах мира общественная организация Transparency International (Берлин, Германия) составляет индекс восприятия коррупции. С 1995 года по результатам исследования ежегодно составляется доклад, который содержит аналитические выводы относительно этого феномена, в том числе рейтинги стран мира по степени распространения коррупции.
В 2007 году в рейтинг были включены 179 стран. В группе стран, в которую также входят Бенин и Мали, Украина заняла 118-е место — после Молдовы, Мозамбика, Замбии, Руанды и Уганды.
Для сравнения: в 2006-м наша страна занимала 99-ю позицию из 163.
Индекс человеческого развития, Организация Объединенных Наций
Индекс человеческого развития предназначен для сравнительной оценки уровня благосостояния, грамотности и средней продолжительности жизни в стране. Он был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль Хаком и представляется ООН в ежегодных отчетах с 1993 года.
При подсчете индекса используются три типа показателей:
— средняя продолжительность жизни;
— уровень грамотности взрослого населения страны;
— уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (долл. США).
Согласно отчету, в 2006 году Украина с индексом 0,774 занимала 77-ю рейтинговую позицию среди 177 стран мира, в то время как средний мировой индекс составлял 0,741, а у стран с высоким уровнем развития — 0,923. Наша страна оказалась позади России (65-я), Беларуси (67-я), Таиланда (74-я).
Для сравнения: в 2005 году Украина занимала 78-ю позицию среди 177 стран мира (индекс 0,766).
Проект Doing Business (Ведение бизнеса), группа Всемирного банка
Doing Business — годовой отчет, позволяющий объективно оценить законодательство, связанное с регулированием предпринимательской деятельности, и его правоприменение.
Согласно последнему докладу — Doing Business 2008 — Украина заняла 139-ю позицию среди 178 стран мира (страны ранжируются от 1 до 178, где первая позиция соответствует лучшему результату), расположившись позади таких стран, как Казахстан (71-я), Молдова (92-я), Кыргызстан (94-я), Эфиопия (102-я), Россия (106-я), Беларусь (110-я), Уганда (118-я), Мозамбик (134-я), Иран (135-я), Узбекистан (138-я).
Для сравнения: в 2006 году Украина занимала 128-ю позицию среди 175 стран.
Всемирные индикаторы государственного управления, группа Всемирного банка
Эффективное государственное управление предусматривает свободу выбора и подотчетность власти, политическую стабильность, эффективность правительства, эффективную регуляторную политику, верховенство закона и контроль над коррупцией. Именно по этим показателям Всемирный банк определил стиль и качество государственного управления в 212 странах мира.
Мониторинг осуществлялся с 1996-го по 2006 год. После его завершения был опубликован доклад «Качество государственного управления 2007: Всемирные индикаторы государственного управления 1996—2006», которым подводятся итоги минувшего десятилетия.
Исходя из максимально возможных 100 пунктов, Украина получила следующие результаты:
— подотчетность власти избирателям — 40. Для сравнения: Польша и Эстония — по 84, Литва и Латвия — по 73, Румыния — 57, Монголия — 56, Мозамбик — 44 пункта;
— политическая стабильность — 32. Для сравнения: Польша — 54, Эстония — 67, Литва — 77, Латвия — 74, Румыния — 46, Беларусь — 45, Туркменистан — 34 пункта;
— эффективность правительства — 40. Для сравнения: Египет — 43, Монголия — 44, Эстония — 83, Литва — 76, Латвия — 73, Румыния — 57 пунктов;
— эффективная регуляторная политика — 47. Для сравнения: Армения — 57, Румыния — 58, Польша — 69, Латвия — 79 пунктов;
— верховенство закона — 35. Для сравнения: Армения — 42, Румыния — 57, Польша — 60, Латвия — 61 пункт;
— контроль над коррупцией — 34. Для сравнения: Грузия — 38, Монголия — 39, Эстония — 80, Латвия — 66 пунктов.
Индекс глобализации, A.T.Kearney & Foreign Policy
Индекс глобализации позволяет оценить процессы глобализации в различных странах мира. Ежегодно составляется рейтинговой компанией A.T.Kearney и журналом Foreign Policy на основе 14 показателей экономической, политической, технологической и социальной интеграции, которые сгруппированы в четыре основных блока:
— экономическая интеграция (объемы международной торговли, прямых иностранных инвестиций, портфельные инвестиции, доход от инвестиций);
— персональные международные контакты (данные о международных поездках и туризме, количество международных телефонных переговоров, почтовых отправлений);
— развитие глобальных технологий (количество интернет-провайдеров, пользователей Интернета и т.д.);
— участие в глобальных политических процессах (количество международных организаций и миссий ООН, в которых страна принимает участие, количество иностранных дипломатических представительств и т.д.).
В 2007 году в рейтинг были включены 72 страны мира, на территории которых проживает около 90% населения планеты и экономики которых охватывают более 90% мирового потенциала. Украина заняла 43-е место, ухудшив свой прошлогодний результат на четыре позиции.
Результат Украины в разрезе отдельных показателей: участие в глобальных политических процессах — 55-я позиция; развитие глобальных технологий — 53-я; персональные международные контакты — 49-я; экономическая интеграция — 17-я.
Индекс глобализации (KOF), Швейцарский институт исследования бизнес-циклов
С помощью индекса глобализации (KOF) осуществляется комплексная оценка включения страны в процесс глобализации. Индекс составляется Швейцарским институтом исследования бизнес-циклов (Цюрих, Швейцария).
Интегральный показатель глобализации учитывает три показателя глобализации — экономической, социальной и политической.
В 2007 году в рейтинг были включены 122 страны мира. Индекс глобализации (KOF) для Украины составил 61,83, исходя из 100 максимально возможных баллов. С этим результатом наша страна оказалась на 50-й позиции в рейтинге.
Результаты Украины в разрезе показателей: экономическая глобализация — 55,20 (75-е место), социальная — 57,79 (48-е место) и политическая глобализация — 76,97 (39-е место).
Для сравнения: в 2006 году индекс глобализации Украины составлял 61,13.
Индекс привлечения прямых иностранных инвестиций и индекс потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций, Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD)
Конференция ООН по торговле и развитию составляет рейтинги стран по двум индексам:
— индексу привлечения прямых иностранных инвестиций (Inward FDI Performance Index);
— индексу потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций (Inward FDI Potential Index).
По результатам исследований публикуется ежегодный доклад о мировых инвестициях.
Согласно Отчету о мировых инвестициях 2007, Украина по индексу привлечения прямых иностранных инвестиций заняла 37-ю рейтинговую позицию за период 2004—2006 годов среди 141 страны мира, а по индексу потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций — 48-ю за период 2003—2005 годов.