Украинское правительство должно создать новые условия для поддержки экспортеров, ведь наша экономика, являющаяся экспортоориентированной, падает угрожающими темпами. С одной стороны, в структуре украинского ВВП экспорт составляет около 50%, следовательно, связка "экспорт-промышленность" ключевая. С другой - резкое падение экспорта и экономики просто вынуждает правительство проявить активность и уже сегодня искать эффективные решения стратегических проблем. А проблемы чрезвычайно серьезные.
Как известно, в мае МВФ ухудшил прогноз падения ВВП Украины до 9%. И оснований для этого достаточно. В частности, за январь-май 2015 г. объем промышленной продукции сократился на 21,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. А это - не только утраченные налоговые поступления в бюджет, но и рабочие места, и благосостояние населения. Кроме того, экспорт товаров за четыре месяца 2015-го сократился на 34,6 % (6,6 млрд долл. США), экспорт услуг за первый квартал - на 29,3% (0,9 млрд долл.). Падение продолжается еще с прошлого года, в 2014-м экспорт товаров и услуг уменьшился на
10,7 млрд долл., из них только товаров - на 8,4 млрд.
Все это - утраченные валютные поступления и дополнительное курсовое давление на валютном рынке. Возможно, кто-то скажет, что опасения необоснованны, поскольку сальдо у нас положительное. Но благодаря чему оно сформировано? За счет торговли услугами и более быстрого падения импорта по сравнению с экспортом.
В подобной ситуации времени на раскачку нет, необходимо предпринимать решительные шаги для изменения ситуации, создавать соответствующие условия, в том числе лоббировать интересы наших экспортеров на мировых рынках. Возможно, кто-то скажет: пусть выпускают качественную продукцию, не экономят и делают все для внедрения общепринятых стандартов, тогда мировые рынки с легкостью их примут. С одной стороны, это правильно, и нашим производителям есть куда расти. Но опыт развитых стран доказывает: государство не может стоять в стороне и должно активно поддерживать и стимулировать экспорт, помогая собственным производителям как в развитии их производств, так и в продвижении и реализации их продукции на мировых рынках.
В мире хорошо понимают, что экспортные и импортные потоки товаров являются лакмусовой бумажкой развития стран. Чем более высокотехнологичные товары направляет страна-экспортер, тем выше уровень ее развития и более конкурентные возможности на мировых рынках. Поэтому среди развитых стран считается "хорошим тоном" активное лоббирование интересов производителей с использованием методов прямой (пошлины, налоги, квоты, субсидии) и косвенной поддержки (консультационная и информационная помощь, организация выставочной деятельности).
К сожалению, в Украине за 24 года независимости так и не создана эффективная система поддержки экспорта. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" откровенно устарел. Принятая в 2013 г. Кабинетом министров Украины Концепция создания системы государственной поддержки экспорта Украины в полном объеме внедрена не была. Государство сосредотачивается на фискальном подходе к регулированию экспортно-импортных операций, а до остального руки чиновников не доходят.
Дискуссия вокруг вопроса комплексных механизмов поддержки экспортеров продолжается. В этом случае следует остановиться на конкретных инструментах поддержки экспорта, например, через систему экспортно-кредитных агентств, о которых говорили еще в 90-х годах прошлого века. Подобные механизмы активно используются в более чем 70 странах мира, где экспорт стимулируют путем предоставления государственной финансовой поддержки - гарантий, субсидирования, стимулирования страхования и кредитования и т.п.
В этом контексте важным шагом к решению проблемы стимулирования экспорта в Украине стало внесение в Верховную Раду законопроекта "Об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта". Фактически этим документом предлагается создать страховое учреждение, которое будет работать как партнер для экспортеров, предоставляя услуги страхования и гарантирования в сферах, являющихся "слишком рискованными" для частных компаний. Прежде всего, поддержка, которая будет предоставляться учреждением, будет касаться обеспечения производства продукции перерабатывающей промышленности. На нее, с одной стороны, есть потенциальный спрос на внешних рынках (как, например, на продукцию пищевой промышленности), а с другой - она является продукцией с высокой добавленной стоимостью (т.е. машины, оборудование и т.п.), развитие которой будет стимулировать другие отрасли экономики.
Этот действенный инструмент десятки лет эффективно используется экспортерами для минимизации собственных расходов и рисков, что способствует развитию бизнеса, а также опосредованно и развитию внутреннего рынка.
И результат подобной поддержки более чем очевиден. За почти 70 лет своего существования Эксимбанк США стимулировал американский экспорт на сумму свыше 400 млрд долл., а общий объем кредитов, предоставленных только в 2012 г. банковской группой KfW для поддержки немецкой экспортной продукции, составил 13,4 млрд евро. Чешское Агентство по гарантированию и страхованию экспорта на протяжении 1993–2014 гг. при государственной поддержке застраховало экспортных контрактов на сумму почти 719 млрд чешских крон.
В мировой практике отсутствует единый подход к модели создания и функционирования учреждений по поддержке экспорта, в том числе относительно формы собственности.
Это может быть:
1) учреждение, корпорация или агентство, владельцем которого является государство, - такой подход распространен в наибольшей степени. Это Eximbank (США), NEXI (Япония), SACE (Италия);
2) частная компания как государственный агент. Самые известные - Euler Hermes (Германия), COFACE (Франция), Atradius (Нидерланды). Но влияние на их деятельность со стороны государства ощутимо, поскольку они поддерживают экспортеров именно за государственный счет и/или под государственным контролем;
3) смешанная форма собственности, а именно - SBCE (Бразилия), CESCE (Испания), SEK (Швеция), ECGE (Египет).
Системы поддержки экспорта чаще всего базируются на создании нескольких учреждений, которые работают, дополняя друг друга и реализуя единую государственную цель - стимулирование и поддержка экспорта. Это экспортно-импортные банки (функция - кредитование и гарантирование), страховые организации (для страхования коммерческих и некоммерческих рисков) и в некоторых случаях агентства, предоставляющие консультационную помощь. Например, в Бразилии государственные банки BNDES и Банк Бразилии кредитуют своих производителей, полугосударственная SBCE страхует кредиты, во Франции Bpifrance осуществляет кредитование, а COFACE - страхование, в Германии сотрудничают банковская группа KfW (кредитование) и Euler Hermes (страхование), в Чехии действует Чешский экспортный банк и Агентство по гарантированию и страхованию экспорта (EGAP) и т.п. Хотя, например, в США и Мексике такие функции объединены в одном учреждении.
Учитывая мировой опыт, Украина имеет все возможности эффективно поддержать своих производителей и экспортеров. Но какое-либо законодательное закрепление особенностей деятельности государственного учреждения, которое бы осуществляло поддержку экспорта, должно учитывать рыночный статус ее деятельности и отсутствие каких-либо попыток со стороны государства вмешиваться в ее практическую деятельность, сосредоточившись только на определении направлений ее работы.
Возникает вопрос: это должен быть банк или страховая компания? Поскольку в Украине полноценно действуют государственные банки и банки с государственной долей, через которые правительство может опосредованно реализовать собственную политику, целесообразнее было бы создать страховое учреждение. Ведь государство не может оказать непосредственное влияние на формирование политики страховщиков, поскольку таких компаний в полной государственной собственности нет.
Учитывая это, в Украине целесообразно создать модель по поддержке экспорта при участии страховой компании, которая:
- будет страховать риски, которые несут экспортеры (коммерческие и некоммерческие, в том числе политические) и относительно которых ограничено предложение со стороны других страховых компаний, а также перестрахование рисков страховщиков, застрахованных экспортерами;
- будет предоставлять гарантии выполнения экспортерами обязательств для участия в международных тендерах, иностранными покупателями - обязательств по внешнеэкономическим договорам (контрактами), а также гарантии кредиторам по предоставленным экспортным кредитам.
Конечно, не следует забывать, что учреждение по поддержке экспорта - не панацея для экспортеров, а только один из необходимых факторов стимулирования их деятельности, который должен стать одним из составляющих элементов соответствующей комплексной государственной стратегии. Стратегии, которую оба возглавляемых нынешним премьер-министром правительства (при его нахождении на должности уже в течение полутора лет! - Ред.) так и не смогли даже разработать, не то что внедрить. Так не пора ли уже хотя бы начать?