UA / RU
Поддержать ZN.ua

Соцобеспечение населения во время войны

Почему людям так сложно получить международную помощь и как это изменить

Автор: Евгений Редзюк

Значительное количество населения Украины пострадало и выехало из постоянных мест проживания, бизнес, особенно на северо-востоке, востоке и юге Украины, закрылся или приостановил работу. Миллионы украинцев остались без жилья и доходов, вынужденно переехав в другие регионы. К сожалению, компенсации и репарации — это сложный и длительный процесс, а выживать людям нужно уже сейчас, для чего необходимо аккумулировать все ресурсы и проводить максимально просчитанную и целостную социально ориентированную политику.

Да, пострадавшим от войны украинцам декларативно предоставляется помощь от многих международных организаций: ООН, Международного комитета Красного Креста, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC), Общества Красного Креста, МВФ, Всемирного банка и других. Только в Украине внутренне перемещенных лиц свыше 8 миллионов, а также еще 4,8 миллиона лиц находятся за рубежом. Все эти лица претендуют на получение средств от различных международных организаций, но, к сожалению, большинство из них либо не догадываются об этом, либо сталкиваются со значительными проблемами по верификации и получению социальной помощи от перечисленных выше международных организаций. При этом условия некоторых организаций носят откровенно издевательский характер.

Читайте также: Помощь переселенцам: какие выплаты можно получить от международных организаций

К примеру, получить помощь через гуманитарную программу ООН может лишь семья внутренне перемещенных лиц, если имеет трое и больше детей, при этом младшему ребенку должно быть обязательно менее двух лет. Вопрос: а если одному ребенку из этих троих более двух лет, означает ли это, что им уже не нужна помощь? Неужели все пять человек, включая детей, могут выходить и искать работу на новом месте? По сути, это просто издевательство над многодетными семьями и, на наш взгляд, коррупционная международная схема получения средств на благотворительность с дальнейшим их нерасходованием по назначению.

Также предлагается забюрократизированная и издевательская система получения средств от программы Всемирной продовольственной программы ООН (United Nations World Food Programme, WFE). Для получения этой помощи внутренне перемещенным лицам необходимо становиться в очереди в центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ), чтобы получить сертификат, который после его введения позволяет три месяца получать помощь на уровне 2200 грн на человека. При этом значительное число переселенцев-пенсионеров и семей переселенцев с детьми не могут физически часами стоять в этих очередях или ежедневно приезжать из села в районный центр, чтобы прочитать объявление, что сертификаты закончились.

Getty Images

Такие же сложные, непонятные, с плохо функционирующими сервисами, с почти невозможностью пройти верификацию (если вы, конечно, не являетесь специалистом по ІТ) и другие гуманитарные программы, предлагаемые международными организациями, которые, наоборот, должны бы быть нацелены на действенную и быструю помощь.

На практике, как оказалось, страдания перемещенных лиц, уже находящихся в состоянии стресса, потому что лишились жилья и работы, лишь дополнительно умножаются очередями, процедурами, разными осложнениями в условиях получения средств.

Кроме того, некоторые программы реализуются через партнеров Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Украине, а именно: БФ «Право на защиту» и общественные организации «КрымSOS», «Регион Карпат NEEKA», ОО «Неемия» (Nehemiya). То есть сбор данных и регистрация людей на финансовую помощь от УВКБ ООН выполняют сотрудники и волонтеры этих организаций. Каждая из организаций-партнеров отвечает за отдельные регионы Украины. Это также усложняет, слишком бюрократизирует процесс предоставления помощи беженцам, добавляет ему человеческий дискретный фактор. Досадно, но и внедренная «єДопомога» не помощь на самом деле, а дублирующая систему «Дія» аналогичная система, которая только усиливает электронную бюрократию, забирает время людей, нуждающихся в помощи, и отвечает письменно неделями, если не месяцами: «Заявка в процессе верификации».

Читайте также: Помощь для переселенцев: как получить выплаты без регистрации на ВОТ

Отметим, что при этом суммы средств, которыми владеют эти международные организации, просто колоссальны. Так, только по одной программе Всемирной продовольственной программы ООН ежемесячно на протяжении трех месяцев в Украину, при условии полного покрытия всех перемещенных лиц, поступало бы примерно 0,6–0,7 млрд долл. США! Эти средства могли бы в значительной степени не только решить социальные проблемы перемещенных лиц, но и также снизить давление на валютный рынок Украины. К тому же благодаря этим средствам мог бы значительно и более быстрыми темпами восстановиться отечественный предпринимательский сектор. Большое количество перемещенных лиц почувствовали бы дополнительную защиту и возможность реализовать себя в сложных условиях войны, но большинство испытали лишь разочарование или отчаяние из-за невозможности оформить и получить своевременно эти средства.

Приведенные ситуации и подходы к реализации гуманитарных инициатив на территории Украины обусловливают необходимость переосмысления роли Министерства социальной политики Украины и Министерства цифровой трансформации Украины в решении этих проблем. Надо отходить от практики, когда перемещенное лицо само находит соответствующую программу помощи, верифицируется, пытается решить сопутствующие проблемы, связанные с регистрацией, должно куда-то ехать, выстаивать очередь и, если повезет, получать дополнительные сертификаты, справку на право получения помощи и ожидать неделями или месяцами этой помощи.

Только активная переговорная позиция этих министерств с международными организациями по упрощению условий предоставления выплат, помощи, грантов и прочего, а также внедрение прозрачности, логичности и фокусирование на устранении бюрократических препятствий гуманитарного характера могут решить эту проблему. К тому же неотложного реформирования на уровне министерств социальной политики и цифровой трансформации требует система получения помощи, а именно: ее цифровизации и упрощения.

Оптимальным было бы через сервисы «Дія», «Приват24» или «Ощад24/7», которыми пользуется абсолютное большинство населения Украины, и привязанную к этим сервисам платежную карту заводить все международные программы, гранты и финансовую помощь автоматизировано, без лишних процедур, централизованно решив с соответствующими международными гуманитарными организациями механизм перечисления средств и отчетности.

Полноценная реализация этой инициативы позволила бы Украине как минимум на 1,5–3 млрд долл. ежемесячно улучшать социальное обеспечение пострадавшего от войны населения и значительно снизить давление на отечественный валютно-финансовый рынок.

Разработка на уровне Министерства социальной политики и Министерства цифровой трансформации новых подходов и инструментов привлечения в социальную сферу средств международных доноров и организаций для скорейшего эффективного и стратегически выверенного социального обеспечения пострадавшего от войны населения позволит выиграть финансово-экономическую войну, даже в условиях, когда война примет затяжной характер. Как отмечает Министерство финансов Украины, дефицит бюджета во время войны в Украине составляет примерно 5 млрд долл. в месяц, что является экзистенциальной угрозой не только для финансово-экономического развития, но и для дальнейшего выживания страны. Поэтому надо действовать уже сейчас, оперативно и с нацеленностью на привлечение государственными органами власти максимального количества средств международных организаций для пострадавшего населения Украины.

Больше статей Евгения Редзюка читайте по ссылке.