UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сколько платят скупые?

Мое общение с отечественными чиновниками разных рангов, ответственными за туристско-рекреационную отрасль, подтвердило, что значительная их часть некомпетентны как в общих вопросах, так и в узкопрофильных. Но не всегда власть имущие виноваты в этом. На сегодняшний день в структуре органов региональной исполнительной власти туризм куда только не пришивают - к управлениям и департаментам, отделам и секторам, культуре и инфраструктуре, экономике и… Это же касается и специалистов указанных подразделений, которые еще вчера были ответственными за другие сферы и направления.

Автор: Игорь Вынныченко

Поскольку не одно десятилетие болею, и не только профессионально, туризмом (а он только при надлежащем отношении к нему чиновничества деньгами-поступлениями может перекрыть, как бугай овцу, всю ту МВФовскую "помощь"), то все время считаю.

Вот, например, Киев на протяжении января-июня прошлого года посетили только через аэропорт "Борисполь" и центральный железнодорожный вокзал туристы из Израиля (57132 человек), США (44373), России (40889), Германии (37767), Беларуси (32707), Турции (26289), Великобритании (24579), Азербайджана (21985), Франции (18951), Италии (16731 человек) etc. Все, конечно же, с кошельками и карточками. А сколько из этих гостей хотя бы частично облегчили их, как только ступили на украинскую землю, в, например, туристских информационных центрах (ТИЦ), разговоры о которых идут уже даже не одно десятилетие (первая попытка создать этих "помощников" туристов в столице датируется 1998-м, и автор был одним из ее инициаторов)? Для интересующихся: лишь сейчас в аэропорту "Киев", что в Жулянах, начал работу ТИЦ, открытие которого вызвало много вопросов, прежде всего, по какому принципу отбирались его работники и какой была стратегия подбора информационных материалов? ТИЦ, в частности, должны выполнять и роль своеобразного маркетолога: учитывать запросы и пожелания клиентов и оперативно и соответствующим образом на них реагировать. Лишь при таких условиях можно говорить об эффективности их деятельности и соответствии собственному названию.

О том, что чиновники разного калибра любят различные массовые мероприятия (средства на которые они же предусмотрительно закладывают в бюджетах), не знает, наверное, только невежда. Не исключение и туристические выставки (ярмарки). И если представители других стран принимают участие в этих мероприятиях с целью надлежащего промоушна туристско-рекреационного потенциала своих городов/регионов/государств (ради увеличения в них числа туристов и отдыхающих), то наши ответственные за эту отрасль лица не сегодня определили эти ивенты как хорошее место для тусовки. Поскольку намного проще (и приятнее, в том числе в материально-финансовом плане) на других смотреть, чем себя показывать. Если же для галочки надо отчитаться, то отечественные умельцы выделенные (себе же) средства списывают в таких статьях затрат, о которых в странах - мэтрах туризма вспоминают как о картинках из прошлого. С учетом этого показательны "Основные меры по реализации программы развития туризма в г. Ужгороде за счет бюджетных средств на 2017 г.", в которых среди всех мероприятий вы не найдете ни одного, имеющего отношение к нынешнему веку с его Интернетом, социальными сетями, мобильными приложениями и аудиогидами. Однако есть "изготовление мобильного туристического стенда о туристическом потенциале Ужгорода для участия в туристических выставках и ярмарках" (п. 2), "организационная поддержка и проведение конференций и семинаров" (п. 3) и (обратите внимание на дублирование. - И.В.) "организация, проведение и участие в отечественных и международных мероприятиях в сфере туризма (семинары, конференции, выставки, информационные туры и др.)" (п. 5).

А одесситы, планировавшие присутствовать в этом году на 14 международных турвыставках (от Пекина до Барселоны), считают, что иностранцев Северная Пальмира может поразить только медицинским и шопинг-туризмом. А вот о том, что жителей Туманного Альбиона, столица которого каждый год принимает участников топового туристско-выставочного мероприятия, могла бы поразить (и в этом автора уверяла его участница) надлежащим образом оформленная и представленная информация об одесских корнях одного из королей шпионов и сотрудника британской разведки, - ни слова. И это несмотря на то, что блестяще проведенные им операции вошли в учебные пособия спецслужб многих стран. Ему даже в 800-страничной "Энциклопедии шпионажа" уделены четыре страницы, и есть полтора десятка упоминаний в других статьях, чего не удостоился ни один асс мировой разведки. А в финском городе Турку в единственном в мире Музее шпионажа есть целый стенд, посвященный этому человеку. В историю он вошел под именем Сидней Джордж Рейли, но никогда не забывал свое настоящее имя, как и город, в котором появился на свет и провел детство и юность. Зигмунд Маркович Розенблюм, родившийся в Одессе, также подвигнул и И.Флеминга на создание образа агента 007 Джеймса Бонда.

Как можно вычислить эффективность участия в выставке (и, соответственно, коэффициент полезного действия)? Если на мероприятиях, рекламирующих вооружение/медоборудование/продукты питания и прочее, предложение (экспонаты) можно увидеть своими глазами, пощупать руками, а также ознакомиться с ними в действии, услышать комментарии специалистов и получить от них ответы на вопросы, то на турвыставках предлагают к продаже не продукт, а услугу. Поэтому вполне логично, что в течение последних лет все больше потенциальных туристов ради поиска мест, которые они хотят посетить, отдают предпочтение Интернету. Который и покажет, и расскажет. А электронная почта поможет уладить необходимые формальности. Итак, быстро, выгодно, безопасно.

Туризмологи столичного университета имени Шевченко не сегодня начали мониторить вкусы и предпочтения потенциальных (и не только) отечественных и иностранных туристов. И результаты этих исследований должны были бы учитывать (ведь это очевидно, не так ли?) как те, кто назначен заниматься этой отраслью, так и ее активные и не очень игроки (заведения размещения, питания и развлечений, туроператоры, гиды, издательства, масс-медиа, ІТишники и др.).

В частности, опрошенные в конце прошлого года жители Словакии среди источников, которыми они пользовались для получения туристской информации об Украине, назвали: поисковые системы (80% респондентов), соцсети (70%), туристские форумы/порталы, промо-ролики (в Youtube) и периодические издания своей страны (по 20%). Эффективными же средствами популяризации Украины, по мнению респондентов, являются следующие: туристские сайты/порталы, страницы в соцсетях и промо-ролики (в Youtube) (по 60% опрошенных), многоязычный национальный туристский портал (50%), информация в СМИ Словакии и участие в международных туристских выставках/ярмарках (по 20%), заметки в электронных туристских газетах, а также промо- (для дипломатов и представителей турбизнеса) и пресс- (для журналистов) туры (по 10%).

Относительно упомянутого национального турпортала (появление которого, отмечает директор департамента туризма и курортов Минэкономразвития И.Липтуга, откладывается из-за неповоротливости отечественной бюрократической машины), то его обязательными рубриками словаки назвали памятники (истории, культуры, природы) (80% опрошенных), размещение/проживание, деньги и бюджет (по 70%), рестораны и гастрономию (60%), музеи, скансены (50%), туристские формальности, транспорт, путеводители и драйверы, активный отдых (по 40%), здоровье и безопасность, мошенничество (по 30%), аренду автомобилей (20%), бюро путешествий и мобильные приложения (по 10%).

Sapienti sat? Безусловно! Однако слышали ли широкие массы об активном и, главное, результативном сотрудничестве тех, кто пытается зарабатывать деньги на туризме и рекреации, и профильных учебных и научных (например, Госучреждения "Украинский научно-исследовательский институт медицинской реабилитации и курортологии Минздрава Украины") учреждений?

"Ресурсы у нас есть. Нам мозгов не хватает"

О том, что страна начинается со столицы (в буквальном понимании тоже), говорить не стоит. Чем может похвастаться главный город Украины, посетить который хотел бы чуть ли не каждый второй из опрошенных иностранцев? Сайт "Киев туристический" сподобился только на два языка (между прочим, лондонский двенадцатиязычный, берлинский порадует четырнадцатью, в том числе японским, китайским, корейским и турецким). "Перлы" же этого источника информации (наподобие "Князь Владимир в 988 году принял христианство из Византии и ввел его как государственную религию Киевской Руси") заслуживают того, чтобы с ним поработали как филологи, так и психологи.

"Многоязычность" как столичного, так и региональных туристских сайтов не сегодня стала притчей во языцех. Объяснение чиновников наподобие "на это нет средств" не выдерживает критики. Ведь государство не обеднело на профильные учебные заведения, которые готовят языковедов и переводчиков. И с которыми - ради обоюдной выгоды - должна сотрудничать власть (как центральная, так и региональная). Только в столице действуют два института Конфуция (в университете имени Шевченко и лингвистическом), но чиновники от туризма пока только много говорят (в том числе и в соцсетях) об осуществляемой борьбе за китайского туриста (который, к слову, оставляет в стране пребывания на тысячу долларов больше, чем его коллеги из других стран). Просвещенцы же надеются, что дело с места сдвинет недавно подписанный КГГА и КНУ имени Тараса Шевченко договор о сотрудничестве, который одним из направлений совместной деятельности определяет "продвижение киевского туристического потенциала в Украине и за рубежом". Если конкретно, то студенты-туризмологи будут принимать участие в создании контента уже упомянутого турсайта (об этом еще в феврале прошлого года говорил руководитель столичного туризма А.Тараненко), а филологи - в его переводе.

В январе Житомир посетили - по случаю очередной годовщины со дня рождения основоположника прикладной космонавтики и конструктора первых космических аппаратов, уроженца этого города С.Королева - сотрудники Литовского этнокосмологического музея. Литовцы, которые раньше видели житомирский музей космонавтики им. С.Королева только на фотографиях, были поражены экспозицией, отметив, что о каждом из экспонатов можно рассказывать часами. "Я думаю, что у Житомира есть потенциал представить себя как научный город с именем Королева, потому что это имя значительное для всего мира", - подчеркнул руководитель образовательного отдела Линас Шмигелскас. А экскурсовод Эволдас Каминскас отметил: "У вас прекрасные экспонаты. В нашем же музее все идет через беседу, у нас почти нет экспонатов. Когда у нас будет зал космонавтики, было бы очень хорошо получить хотя бы часть от фюзеляжа, и мы часами рассказывали бы, что это часть какого-то там "Союза".

Итак, есть что показывать (и на этом зарабатывать). Но на сайте расхваленного литовцами музея (действительно уникального!) в окошках рубрик "Наш коллектив", "Структура музея", "Научная деятельность", "Образование. Культура. Искусство" и других - пусто. В окошке же "Гости музея" последнее событие - аж апреля 2014-го.

Подобная ситуация и с другими музейными заведениями этой области. Однако она не уникальная: я уже подчеркивал (в своих публикациях в ZN.UA), что музейный туризм в Украине (несмотря на очень богатый и интересный потенциал) даже не в статусе грудничка. Как и то, что виновниками такого положения являются как сами музейные работники (которые неизвестно с какого перепугу надеются на "хорошую" власть), так и профильные чиновники, которым и зарубежный опыт (несомненно, положительный) - не указ.

Кстати, штат Мичиган в 2011 г. заработал на туризме 2 млрд долл. Одним из самых посещаемых был тогда Детройтский институт искусств, входяший в пятерку крупнейших художественных музеев США. Это музейное учреждение хранит почти 60 тыс. экспонатов общей стоимостью около 2 млрд долл.

Огромный потенциал в Украине имеет и железнодорожный туризм, о чем свидетельствует отечественный (именно так!) опыт. До того, как у черкасчан отобрали (донецкие) почти стотонный паровоз 1941 года выпуска (машинисты называли его ласково "Сомом"), это чудо техники арендовала киевская турфирма "Джерело" и катала по нашей стране, России и Европе богатых туристов из Германии, Нидерландов, Британии, США, Японии, Швеции (по Украине же в турах до Джанкоя, Измаила, Рахова, Львова и Белгорода-Днестровского самыми многочисленными были немцы и голландцы). К паровозу, который в каталогах европейских турфирм называли "окном в Украину", цепляли отель на колесах - несколько старинных отреставрированных вагонов, в каждом из которых было по семь купе. Из предлагаемого сервиса: душ, мини-сауна, ресторан и концертный зал с живой музыкой. В составе команды, обслуживавшей турпоезд, были повара, музыканты, охранники.

Однако в депо поселка Цветковое есть еще несколько старых паровых машин, которые энтузиасты восстанавливают, несмотря на нехватку средств и отписки из соответствующих инстанций ("Укрзалізниця" же молчит). Время от времени раритетные образцы вызывают интерес у историков и киношников. Половина же этой техники, отмечают мастера паровозных дел, еще может неплохо послужить людям. Так почему бы не повторить опыт "Джерела"? И предприятие зарабатывало бы на этом деньги. Разделяет позицию реставраторов и Цветковский поселковый голова В.Полуев: "Депо должно работать на развитие туризма. Здесь также целесообразно создать музей раритетной техники". Но прислушаются ли к этим предложениям руководители профильного ведомства, вопрос риторический.

"Где деньги, Зин?"

Сегодняшний день богат победными реляциями слуг государевых об увеличении поступлений от туристского сбора (а руководители Херсонщины чуть ли не на седьмом небе от того, что в область в прошлом году приехало аж 3,5 млн отдыхающих, хотя благодарить надо совсем не их, а печальный факт аннексии Крыма). Но пытаться узнать, на что же тратятся эти средства, бесполезное дело.

Мое общение с отечественными чиновниками разных рангов, ответственными за туристско-рекреационную отрасль, подтвердило, что значительная их часть некомпетентны как в общих вопросах, так и в узкопрофильных. Но не всегда власть имущие виноваты в этом. На сегодняшний день в структуре органов региональной исполнительной власти туризм куда только не пришивают - к управлениям и департаментам, отделам и секторам, культуре и инфраструктуре, экономике и… Это же касается и специалистов указанных подразделений, которые еще вчера были ответственными за другие сферы и направления.

Поэтому очевидна потребность в обучении/повышении квалификации указанного контингента. И этому, что также понятно, должна способствовать отечественная туризмология (о более чем ста профильных кафедрах я уже упоминал в предыдущих статьях в ZN.UA), гранит которой уже не одно десятилетие грызут десятки докторов и сотни кандидатов наук. Только туризмологи университета имени Шевченко могут предложить много разных тренингов, мастер-классов, лекций, work-shops и т.п. Спикеры же проекта "Город: развитие через туризм" предлагают населенным пунктами и природным национальным паркам консультирование и разработку стратегических документов по развитию туризма; брендирование и продвижение жилья как туристически привлекательных центров; координацию инфраструктурных проектов; проведение учебных занятий по развитию туризма в населенных пунктах и повышению эффективности турбизнеса; консультирование по вопросам открытия туристического бизнеса и развития туризма в жилищах.

Постановлением Кабинета министров от 1 марта 2014 г. №65 "Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета" (отмененным, замечу, соответствующим постановлением этого же органа власти №710 от 11 октября 2016 г. "Об эффективном использовании государственных средств") чиновники прикрывают нежелание искать хотя бы символические суммы (не пригодились бы ли здесь упомянутые "излишки" туристского сбора?) на разработку учеными - на основе серьезных исследований соответствующего потенциала и анализа мировых тенденций развития этой отрасли - региональных концепций, стратегий и программ развития туризма и курортов. Потому что эти документы преследуют цель содействовать превращению турбизнеса и курортного дела в высокоэффективные отрасли экономики, что позитивно скажется и на социальной сфере.

В который раз вспоминается Р.Рейган с его "Мы финансируем науку не потому, что богаты. Мы богаты потому, что финансируем науку".

Мероприятие как средство

Евровидение - хороший повод сделать хотя бы столицу украиноязычной. Не в смысле "все стали говорить на украинском", а хотя бы в названиях бизнес- и торговых учреждений (на английский не посягаю). Припоминается, как при руководстве Ю.Лужкова столица северной соседки за одну ночь избавилась от хот-догов и получила "горячих собак". Посему с соответствующим ходатайством к киевскому городскому голове обратился Институт исследований диаспоры. Если же гости песенного фестиваля, которые весной посетят Киев, не увидят этих изменений, будут чувствовать себя, как в те времена, когда президентом моей страны был уголовник.