UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сюзерены с Банковой

Как может измениться земельное законодательство и почему эти изменения не к лучшему

Автор: Юлия Самаева

Представьте, что у вас есть земельный банк в три миллиона гектаров. Можете свободно распоряжаться землей: раздавать налево и направо в обмен на деньги или другие услуги, сдавать в аренду, своим — дешево, но с отплатой, чужим — дорого, но пусть становятся «роднее». Фактически вы — сюзерен из какого-то ХІІ столетия. Вот таким сюзереном станет офис президента, если контролируемое им правительство доведет до конца запланированные изменения в управлении государственными сельхозземлями.

Читайте также: Самые надежные инвестиции в Украине: несмотря на войну, сельхозземли дорожают

Земля не давала покоя ни одной власти. Очевидно не потому, что верхи хотели наконец-то навести порядок в этой отрасли. Но эта попытка отхватить и себе земельки, вероятно, самая дерзкая.

Все предыдущие разы захватнические схемы хоть как-то пытались прикрыть фиговым листом реформ, оптимизации или хотя бы лучших практик. На этот раз даже не пытаются — за многостраничными поправками к кипе законодательства читается следующее: государственными сельхозземлями будет распоряжаться правительство как захочет, а остальных это не касается. Вот так наглость!

Речь идет, чтобы вы понимали, о более чем трех миллионах гектаров земель сельскохозяйственного назначения в госсобственности, или о 7,5% от вообще всех наших сельхозземель. У украинских латифундистов-тяжеловесов земельные банки в 300–500 тыс. га.

Конечно, вопросов к качеству хозяйствования на государственных сельхозземлях, тем более сейчас, масса. Болезнь за годы запущена. Симптомы классические: неэффективность собственников, изношенность ресурсов и деградация самих почв, бардак в документах, вплоть до их потери, теневые схемы с арендой, минимизация платы за землю, хроническая убыточность и т.п. Что греха таить, сфера давно нуждается в изменениях.

К сожалению, изменения, предусмотренные правительственным законопроектом №7588, не являются изменениями к лучшему.

Читайте также: Спеша с отчуждением земельного участка, часто забывают о важных нюансах

Во-первых, законопроект предусматривает изъятие, по решению правительства, земли у государственных предприятий, учреждений или организаций с дальнейшей их передачей... другим государственным предприятиям.

Подождите, а где же логика? Мы принимаем изменения в законодательство, потому что ГП являются неэффективными землевладельцами. Но уверены, что другие ГП будут эффективными? Причем перечня этих самых «эффективных» в проекте нет, законотворцы не детализируют, кому же именно Кабмин может единоличным решением (нерыночно и, вполне возможно, коррупционно) отдать земли. Никаких критериев, по которым правительство будет определять, у кого забрать и кому передать сельхозземли, в проекте тоже нет, хотя его уже готовят ко второму чтению. Удобно, но как-то слишком далеко от лучших практик, согласитесь.

Во-вторых, много вопросов и к предложению дальнейшей передачи земли в аренду сроком на 50 лет.Вообще-то срок нормальный, если мы говорим об инвесторе, который получил землю, приняв участие в земельных торгах, соревнуясь с конкурентами, и вложил свои кровные в это дело. Но нет, речь о совершенно непрозрачной передаче единоличным решением правительства, которое еще и зацементируется на следующие 50 лет. А не слишком ли?

Читатели, которые в теме, вероятно, уже спросили себя: как это вообще возможно? Ведь земля у ГП в постоянном пользовании, там вообще по закону никакой аренды быть не может. И будут правы. Именно поэтому правительство, которое хотело бы не только наделять землями как средневековый феодал, но и иметь с этих земель больше выгоды, предлагает превратить ГП, у которых есть сельхозучастки площадью не менее 100 га, в ОООшки. А землю, находящуюся сейчас у них в постоянном пользовании, сдавать им в аренду. Или не им, а другим ОООшкам, или не ОООщкам — это уже как Кабмин решит.

Здесь, кстати, есть еще один пикантный момент: работники сельскохозяйственных ГП вообще-то могут претендовать на паи, а вот работники ОООшек — точно нет. И проект этот вопрос просто обходит. Но это уже все равно что плакать за сбежавшим молоком, когда дом сгорел…

Читайте также: Чиновников Госгеокадастра лишили монополии на внесение сведений о земельных участках в кадастр

Тем более что есть самое интересное — «в-третьих»: заключаться договор аренды земли будет «без принятия решения соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления». Таким образом, мы принимаем изменения в законодательство, потому что неэффективное землепользование «уменьшает возможные поступления в местные бюджеты и влияет на благосостояние местных громад», как объясняют авторы проекта. Но вместе с тем устраняем громады от самого важного — определения стоимости этой аренды на следующие 50 лет.

Как-то даже неудобно напоминать законотворцам, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю, то есть местным налогом. И если уж пошла такая пьянка, то, может, тогда и в Налоговый кодекс надо вносить изменения? Потому что получается, что громады должны вести учет арендаторов, отчитываться об уплате, объяснять налоговой, почему так, а не иначе… вот только на сам размер аренды вообще не влияют. И это уже не говоря о таком «не комильфо», как вмешательство центральной власти в местные налоги.

К тому же в законопроект вписаны еще и «надзиратели» от парламента, чтобы Кабмин работал надлежащим образом. В частности, проектом определены «контрольные функции» для земельного комитета Рады, хотя комитеты не являются самостоятельными субъектами парламентского контроля и вообще-то создаются для законопроектной работы. Но и этого мало. В Межведомственной комиссии — совещательном органе, который будет готовить правительственные предложения о передаче целостных имущественных комплексов, — среди членов представители не только Фонда госимущества и Госгеокадастра, но и парламентского комитета вместе с народным депутатом, «избранным в одномандатном избирательном округе, на территории которого находится целостный имущественный комплекс». Мы не будем писать очевидного, что это коррупционно, но точно должны написать неочевидное — это неконституционно. Основной Закон не случайно отделяет исполнительную власть от законодательной, и, вероятно, одного желания «слуг народа» максимально использовать оставшееся им время мало, чтобы это менять.

К сожалению, упомянутыми предложениями претензии к законопроекту не исчерпываются, но есть ли смысл продолжать?

Очевидно, что готовится едва ли не наибольшая земельная афера из возможных, которая позволит совершенно непрозрачным образом, решением крайне несамостоятельного правительства, перераспределить три миллиона гектаров сельхозземель между «своими» и по приемлемой для них цене аренды, причем на следующие пятьдесят лет. Учитывая, что на Банковой войну еще не выиграли, а к выборам уже готовятся, земля — хороший актив, она легко конвертируется и в кэш, и в региональную лояльность. Стоит того, чтобы потоптаться по Конституции и здравому смыслу.

Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке