UA / RU
Поддержать ZN.ua

Школа выживания в инвестиционном заполярье

Как власть «кидает» партнеров по бизнесу и к чему это приводит

Автор: Юлия Самаева

Один из крупнейших западных инвесторов в Украину компания VR Capital с 2019 года не может взыскать долги с «Укрзалізниці», хотя даже в Верховном суде доказала свою правоту.

Британский инвестор Томаз Сомхишвили шестой год не может взыскать почти 100 млн долл. убытков с Киевгоррады.

Эстонские инвесторы, у которых «рейдернули» торговый центр в столице, с 2016-го не могут получить возмещение от украинской стороны, хотя выиграли спор в Лондонском суде.

Этот перечень не исчерпывающ, и даже приведенные примеры ясно дают понять, что инвестиционный климат в Украине — это заполярье. Здесь не рады ни деньгам инвесторов, ни их технологиям или знаниям. Здесь не готовы выполнять любые обязательства, правила игры постоянно меняют, и всегда в пользу себе. Здесь «кидалово» — основная модель государственно-частного партнерства. Так что не удивляйтесь, что прямые иностранные инвестиции в этом году не дотянут даже до 3 млрд долл., а переводы заробитчан — превысят 12 млрд. Работать в Украине — это вызов, инвестировать в Украину — риск, доверять договоренностям с государством или надеяться на его здравый смысл, рациональность и порядочность — наивность.

Привлечение инвестиций и улучшение бизнес-климата — извечные приоритеты каждой новой власти. К сожалению, ни одна из них до сих пор не преуспела ни в первом, ни во втором. И главная причина — в неспособности самой власти соблюдать договоренности, проводить стабильную и понятную политику, обеспечивать равные правила игры и непредвзятость в решении спорных вопросов.

Европейская бизнес-ассоциация регулярно проводит опросы генеральных директоров компаний, оценивая инвестиционную привлекательность Украины. Почти 60% руководителей в последнем опросе отметили, что нынешний инвестиционный климат остается неблагоприятным. Хуже того, половина из опрошенных убеждены, что за последнее время условия ведения бизнеса в Украине не изменились, то есть как были плохими, так и остались.

Дальше — больше: 35% респондентов уверены, что новым компаниям лучше не инвестировать в Украину в ближайшее время, еще 46% сомневаются в целесообразности таких инвестиций.

И как ни странно, вовсе не дефицит «инвестиционных нянь» является главной проблемой для бизнесменов. По их мнению, причины катастрофического бизнес-климата Украины следующие:

Мы хорошо помним, как правительство манипулировало выплатой задолженностей по «зеленому» тарифу, а когда наконец решилось на более или менее цивилизованное решение и нашло средства, продав целевые облигации, их получили не все. Потому что вмешалась политика и кулуарная вражда. Мировые рынки мгновенно отреагировали на политическую дискриминацию со стороны власти — стоимость евробондов Украины начала снижаться, а риск дефолта страны повысился на 20%.

Помним мы и о многолетних притеснениях компании «Арселор Миттал» со стороны украинских правоохранительных и контролирующих органов. Компания оспаривает обвинение в наличии налоговых задолженностей, даже побеждает в судах, впрочем, ничто не защищает ее топ-менеджмент от внезапных обысков СБУ.

Не менее красноречива и история с акцизами на табачные изделия. Индустрия хотела немногого — плана поэтапного повышения акцизов, чтобы иметь достаточный горизонт планирования своей работы. Государство же получало четкий план роста налоговых поступлений и продуктивный диалог с одними из крупнейших налогоплательщиков. И такой восьмилетний план появился в 2017 году, но потом что-то пошло не так, и план регулярно, практически ежегодно, начали корректировать и менять, «сверхнормативно» повышая акцизы. Предсказуемой стала лишь непредсказуемость акцизной политики. Международные компании — производители сигарет даже угрожали государству уйти из Украины из-за несоблюдения правительством достигнутых договоренностей. В итоге результаты такой неосмотрительной политики мы видим сейчас: доля нелегальной торговли в секторе за четыре года выросла почти в семь раз, установив абсолютный рекорд — 18% теневой продукции на рынке из-за стремительного увеличения налоговой нагрузки. И в этом году бюджет недополучит как минимум 15 млрд грн «табачного» акциза из-за несоблюдения акцизного плана. И только сейчас, когда мы официально стали основным поставщиком нелегальных сигарет в страны ЕС, государство решило вернуться к выполнению предыдущих договоренностей. Впрочем, надолго ли хватит этой политической воли, ведь ни одна из допущенных ошибок не стала усвоенным уроком. Политика нарушения всех договоренностей продолжается прямо сейчас.

В 2019 году правительство подписало Меморандум с мобильными операторами, тогда бизнес согласился помочь государству в разворачивании 4G-сети в сельской местности в обмен на предсказуемую рентную политику для сектора. Цель благородная, развивать «государство в смартфоне», не обеспечив граждан доступом к качественной связи, невозможно. В выигрыше должны были оказаться все стороны, и единственное, что требовалось для стопроцентного успеха, — выполнение меморандума обеими сторонами.

Мобильные операторы свою часть меморандума продолжают выполнять: возможность доступа к 4G-связи получили 90% населения. Запланированный объем инвестиций в проект — свыше 15 млрд грн.

А что же правительство? Оно, согласно тому же меморандуму, было обязано гарантировать фискальную стабильность в секторе и принять отдельный закон о четырехлетнем моратории на повышение налоговой нагрузки на отрасль.

Плата справедливая — отрасль стабильно наращивает уплату налогов на 1–2 млрд грн в год, только в 2020-м отдав на развитие страны почти 16 млрд грн. А фискальная нагрузка на сектор сейчас одна из самых высоких в Европе: если в странах ЕС на налоги идет около 21% от общих доходов, то в Украине — все 35%. Несмотря на это, правительство о своей части договоренностей забыло. Или сделало вид, что забыло.

За два года отдельный законопроект о моратории на увеличение фискальной нагрузки так и не появился. Поправки о его введении должны были инициировать и поддержать Министерство финансов и Министерство цифровой трансформации при подготовке ко второму чтению так называемого ресурсного законопроекта к госбюджету следующего года (№5600). Даже соответствующее поручение премьер-министра Дениса Шмыгаля было. Но результат вышел принципиально иным. В уже принятом «ресурсном» законе появился не мораторий, а повышение налогов для мобильных операторов.

А недавно один из топ-депутатов провластной фракции зарегистрировал законопроект, который предусматривает, кроме индексации платы за радиочастоты, автоматический рост ставок налогов для отрасли. Рентную плату за частоты хотят банально привязать к минимальной заработной плате, повышение которой автоматически увеличит отчисления мобильных операторов в госбюджет. Это несмотря на то, что в 2021-м правительство утвердило Стратегию развития страны до 2030 года, где указало, что одним из барьеров развития телекоммуникации является высокая налоговая нагрузка.

Этими и подобными решениями относительно разных индустрий государство в который раз показывает, что любые договоренности с ним в один момент могут девальвировать, а к настоящему конструктивному сотрудничеству оно еще долго будет не готово.

В упомянутом нами опросе бизнесменов они имели возможность определить факторы, способные улучшить инвестиционный климат Украины. На самом деле рекомендации весьма просты: внедрение реальной судебной реформы, борьба с коррупцией, стабильное законодательство, предсказуемые условия для работы бизнеса и постоянный и результативный диалог с бизнесом. То есть бизнес не хочет ничего экстраординарного, он хочет обычного цивилизованного взаимодействия с властью. Жаль, что даже это государство до сих пор не может обеспечить. И пока этого не случиться, будет тормозиться как любое стратегическое планирование развития, так и любые поиски инвестиций. Не Кабмин, не парламент и не офис президента, а именно реальный сектор обеспечивает выполнение всех государственных планов развития, именно от готовности и способности бизнеса развиваться в заданном планами направлении зависит конечный успех их реализации. Власть же, со своей стороны, должна делать все возможное, чтобы помочь, защитить бизнес, устранить преграды для бизнеса, если действительно хочет достичь результатов своего планирования. К сожалению, мы видим, что государство не способно даже просто выполнять свои обязательства.