UA / RU
Поддержать ZN.ua

Санкции против России. Ликбез для Украины

Что находится в санкционном арсенале против агрессора?

Автор: Игорь Бураковский

Термин «экономические санкции» прочно вошел в наш лексикон. И причина этого очевидна — агрессивные действия России против Украины и других стран мира. Но, по моему мнению, «санкционным» дискуссиям не хватает четкого понимания экономической природы санкций и возможностей этого инструмента.

В целом все санкции можно условно разделить на две большие группы. Первая группа — это «чистые» экономические санкции, которые вводятся в ответ на нарушение правил и норм международного экономического сотрудничества (в частности, определенных соглашениями ВТО). Ко второй группе относятся экономические санкции, обусловленные политическими соображениями.

Экономические санкции вводятся национальными правительствами или межгосударственными объединениями с целью повлиять на поведение (политику), против которой направлены санкции. Так, в частности Евросоюз вводит санкции для выполнения решений Совета Безопасности ООН или с целью реализации целей Общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Такими целями являются содействие международному миру и безопасности; предотвращение конфликтов; поддержка демократии, верховенства права и соблюдения прав человека; защита принципов международного права.

Фактически санкции могут предусматривать следующие меры:

Очевидно, что в сугубо экономическом плане именно последние две группы санкционных инструментов потенциально могут производить наибольший эффект.

Безусловно, санкции являются формой политического давления. Среди инструментов политики санкции находятся посередине между дипломатическими средствами и войной.

Вопрос эффективности экономических санкций активно дебатируется политиками и экспертами. Но в целом существует консенсус по поводу условий, при которых санкции позволяют обеспечить реализацию поставленных целей, а именно:

В целом санкционная политика может реализовываться в трех форматах. Первый формат — это санкции, которые реально вводятся против соответствующего государства. Санкции против РФ сейчас — это как раз наказание за агрессию против Украины. Отметим, что на сегодняшний день против РФ уже введен целый ряд санкций, не связанных с агрессивной политикой против Украины.

Второй формат — это угроза применения санкций при определенных условиях, то есть за будущие нарушения определенных правил и норм внутренней и внешней политики. Именно этот формат реализуется нашими международными партнерами с целью предупредить прямую военную агрессию РФ против Украины. Детали «санкционного» диалога пока доподлинно неизвестны. Поэтому остаются два взаимосвязанных вопроса: в каких условиях и какие санкции будут введены международным сообществом? Примечательно, что эти санкции будут введены именно в случае военной эскалации, а не как наказание за аннексию Крыма и действия на Донбассе. К тому же сейчас возникает еще один вопрос: а что делать в случае политической эскалации? Например, в случае признания РФ самопровозглашенных «ЛНР/ДНР» как самостоятельных государств? По моему мнению, такой акт можно сравнить с военной эскалацией. Следовательно, это потребует применения тех самых адских экономических санкций, о которых идет речь в связи с угрозой прямой интервенции РФ.

Третий формат — это санкции на опережение, когда соответствующие ограничения реально вводятся с целью предотвратить нежелательные действия подсанкционной страны. На сегодняшний день такие санкции против РФ практически не вводились. По моему мнению, именно такие санкции сегодня имеют большой потенциал убеждения. Но, как я думаю, наши зарубежные партнеры, видимо, считают, что такими действиями можно спровоцировать РФ, а потенциал дипломатии и экономических угроз пока не исчерпан.

Нынешняя «санкционная» ситуация носит беспрецедентный характер. Во-первых, имеем дело не просто с агрессивной страной — членом ООН, а с постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето. Поэтому ожидать санкционного решения от Совбеза ООН бесполезно.

Во-вторых, вследствие различия экономических потенциалов Украина сама по себе не может экономически повлиять на РФ. Такое влияние может осуществить только международное сообщество.

В-третьих, у РФ довольно тесные экономические связи со многими политически и экономически влиятельными странами ЕС. Понятно, что при таких условиях экономические санкции имеют экономическую стоимость для стран, применяющих их. Глобализация и взаимозависимость — это реалии сегодняшнего дня, во многом формирующие национальную политическую повестку дня.

В-четвертых, в РФ специфический политико-экономический режим. Крупные российские государственные и негосударственные предприятия хотя и являются де-факто самостоятельными, но находятся под жестким контролем политической властной верхушки со всеми соответствующими последствиями для экономики страны.

В-пятых, объектом санкций является страна, которая ведет глобальную гибридную войну и уже находится под целым рядом санкций, не связанных с агрессией против Украины. То есть речь идет не об одиночных актах агрессии или нарушения прав человека со стороны России, а о вполне последовательной и целостной государственной политике.

Ну а теперь несколько выводов. Считается, что эффект от санкций носит кумулятивный характер. То есть результат санкций проявляется со временем, в средне- и долгосрочной перспективе. Вместе с тем экономика так или иначе приспосабливается к санкционным ограничениям.

В условиях действующего политического режима в России быстрой адекватной политической реакции на санкции ожидать не стоит, ведь в РФ практически отсутствует оппозиция и существует монополия на принятие политических решений. Это означает, что санкции должны больно ударять прежде всего именно по властной верхушке, принимающей политические решения и имеющей вполне конкретные экономические интересы.

Правительство должно было бы создать специальный ресурс с информацией об украинских и международных санкциях против РФ. Это позволило бы украинскому бизнесу лучше понимать соответствующие риски при планировании своей производственно-коммерческой деятельности. Примером подобного рода может служить ресурс «Санкционные программы и информация о странах» (Sanctions Programs and Country Information), размещенный на портале Министерства финансов США.

На портале ЕС также есть соответствующий информационный ресурс, который называется «Карта санкций ЕС».

А об эффективности экономических санкций читайте в следующем материале «Санкции против РФ. Как себя чувствует российская экономика».

***

При подготовке этого текста были использованы аналитические материалы международных организаций.

 

Больше статей Игоря Бураковского читайте по ссылке.