UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАДИКАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ НЕ ТЕРПЯТ СУЕТЫ ТРИ МИФА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

На чем базируются украинские программы выхода из глубокого экономического спада? В основном на трех мифах...

Автор: Александр Гуревич

На чем базируются украинские программы выхода из глубокого экономического спада? В основном на трех мифах.

Миф первый. Существует возможность путем инвестиций в суперэффективные проекты на уровне отдельных предприятий заложить базу валютных поступлений, способных подтянуть производство, а за ними - всю экономику страны до мирового уровня.

На самом деле, такая возможность отсутствует, так как в производстве более или менее сложных изделий участвуют по кооперации десятки и сотни изготовителей комплектующих, как правило, низкого качества. Что до валютных поступлений за счет отдельных прорывов, то в масштабе народного хозяйства их удельный вес будет скромным.

Миф второй. Существует возможность путем инвестиций подтянуть приоритетные отрасли или типы производств до мирового уровня. Особые надежды возлагаются на предприятия оборонного сектора после их конверсии.

Такая возможность в действительности опять-таки отсутствует, так как для Украины характерна следующая ситуация:

- при низких затратах требуемый уровень качества недостижим в силу плохого состояния оборудования, отсталых технологий, недостаточной культуры производства либо у самого производителя, либо у подавляющего числа смежников;

- при высоких затратах требуемое качество может быть получено только в индивидуальном или мелкосерийном производстве.

Последнее как раз и имеет место в оборонном секторе. Его отдельные успехи не могут быть поддержаны технологическими возможностями всего производственного комплекса страны. В результате научно-производственный потенциал «оборонки» остается не задействованным.

Миф третий. Высокую эффективность инвестиций обеспечит предоставление их преимущественно частным собственникам из сферы малого и среднего бизнеса.

Мировая практика свидетельствует об обратном: при огромном значении деятельности мелких производителей товаров и услуг основу благосостояния общества обеспечивают крупнейшие производители, создающие на единицу затрат в сотни раз больше продукции в натуральном выражении (30-50% ВНП развитых стран).

Альфа и омега экономической политики

Из рассмотренных мифов, собственно говоря, и вытекает выход из кажущегося тупика. Состоит он в том, чтобы сконцентрировать ресурсы общества на обеспечении роста уровня технологии не отдельных предприятий и отраслей, а значимых для страны систем (корпораций), производящих определенную категорию продукции. Сущность предложения поясним примером из сравнительно недавнего прошлого.

В свое время правительство СССР закупило и освоило самую передовую на тот момент технологию производства легковых автомобилей. Одновременно была проделана большая работа по подтягиванию технологического уровня комплектующих на предприятиях-смежниках (часть из них выпускалась в странах СЭВ). В результате «Жигули» до сих пор на голову выше всех остальных автомобилей бывших СССР и СЭВ, а вся промышленность последних получила мощный толчок развития.

Но производство «Жигулей» с первого часа стало не только отставать от мирового уровня, но и качественно деградировать. Болото технологического комплекса засосало инородное тело - правда, уровень болотного дна слегка приподнялся.

А ведь подъем мог быть значительно большим! Но для этого выделенные ресурсы следовало иначе распределить: одну часть пустить на сооружение завода в Тольятти существенно меньшей мощности, а другую - на кардинальную реконструкцию действующих заводов по выпуску «Москвичей», «Волг», «Запорожцев». Помимо создания обязательной конкурентной среды, из технологического комплекса были бы изъяты самые крупные из безнадежно устаревших производств. А это значит, что средний уровень технологии национального производящего комплекса поднялся бы значительно выше.

Таким образом, повышение среднего уровня технологии народнохозяйственного комплекса с перспективой скорейшего приближения его к мировому уровню должно стать альфой и омегой экономической политики нашей страны. Учитывая же несамодостаточность украинского производящего комплекса (около 20% бывшего общесоюзного конечного продукта), создавать основную массу корпораций придется, конечно же, с участием производственных и финансовых субъектов ближнего и дальнего зарубежья.

Финансовые субъекты упомянуты здесь не случайно. Как известно, достаточных денежных ресурсов для вложений в крупные проекты нет ни у государственных, ни у частных украинских инвесторов. Постоянно наращивать мощь зарубежных кредитных линий, как это сегодня практикует правительство, значит обречь на тяжкую долговую кабалу не только нынешнее, но и грядущие поколения. Гораздо выгодней со многих точек зрения - долевое участие зарубежных партнеров в технико-технологическом перевооружении отечественной промышленности и создании законченных технологических цепочек производства (корпораций) по выпуску высокотехнологичной продукции. И вот здесь необходимо воспользоваться главным, на мой взгляд, «богатством» Украины - ее геополитическим положением.

Украина и Великий путь «из японцев в бритты»

Сейчас на планете разворачивается совершенно новая игра политических и экономических сил. Главные участники игры сосредоточены в трех региональных центрах экономической мощи: североамериканском, западноевропейском и азиатско-тихоокеанском. Бывший Советский Союз занимает в этом треугольнике совершенно уникальное место: он вместе с бывшими соцстранами Восточной Европы связывает между собой все три вершины.

Через евразийские просторы проходят самые короткие и дешевые пути сообщения и связи. Украина в этой диспозиции представляет собой своеобразный крупный юго-западный перевалочный пункт. На суше он примыкает к странам, которые вот-вот станут членами Европейского Союза, а через черноморские незамерзающие порты имеет выход на страны Средиземноморья и Ближнего Востока - главного мирового нефтеснабжающего терминала.

Россия уже начала осознавать свое выгоднейшее стратегическое расположение. Об этом свидетельствует, в частности, ее отчаянное сражение за путь прокладки нефтепровода из Азербайджана в Европу - вплоть до развязывания чеченской трагедии, а также намерение проложить вторую нитку газопровода через Белоруссию и Польшу, дабы лишить этой монополии Украину. Последняя же, увы, пока не осознала в полной мере свои богатейшие «географические ресурсы». Свидетельство тому - замороженное состояние проекта прокладки через ее территорию трансевропейской автомагистрали, длительные дебаты вокруг одесского нефтяного терминала.

А ведь история нашей страны дает в этом смысле весьма впечатляющий пример. Когда на рубеже первого тысячелетия воины ислама перекрыли проход на Восток по Средиземному морю и самым безопасным путем «из варяг в греки», т.е. из Европы в Византию, стала территория восточных славян, Киевская Русь превратилась в первоклассное европейское государство. Когда же этот путь был перекрыт татаро-монгольским нашествием, деградация и исчезновение Киевского государства были предопределены.

Сегодня происходит нечто подобное. В повестку дня стал самый короткий и дешевый путь «из японцев в бритты». На старте - гигантский транзит грузов по земле и воздуху, переброска огромных массивов информации по волоконным кабелям, наконец, самое, на мой взгляд, главное - сборка на украинских предприятиях из произведенных в странах азиатско-тихоокеанского региона полуфабрикатов высокотехнологичной продукции, предназначенной для потребления в европейском регионе. А это - сотни тысяч рабочих мест и интенсивное подтягивание отечественного производственного комплекса к мировому уровню, с чего, собственно, и начинали Япония, «азиатские тигры», Китай.

При этом не может не сохраниться и весьма заметный российский след в перевалке сырья, энергии и полуфабрикатов через Украину. Сырьевая и энергетическая составляющие уже более или менее освоены, а вот сборку из российских комплектующих конкурентоспособной на Западе конечной продукции придется частично реанимировать, но в основном создавать заново. Ведь речь пойдет о новом поколении техники - аэрокосмической, станочной, судоходной и т.д.

Только, видимо, в совокупности эти меры позволят нам построить примерно за десятилетие основу современного производящего комплекса и вырваться, в конце концов, из «наручников» технологической и экономической отсталости.