UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пятилетка Ющенко

Экономическое развитие На мой взгляд, в рассматриваемом периоде экономика Украины, с одной сторон...

Автор: Владимир Стус

Экономическое развитие

На мой взгляд, в рассматриваемом периоде экономика Украины, с одной стороны, будет развиваться более быстрыми темпами, чем экономика ЕС в целом и восточноевропейских членов ЕС в частности, а с другой — более стабильно, прогнозируемо и сбалансированно по сравнению с экономикой России. Но это не будет простым восстановлением докризисных позиций начала 90-х или же повторением польского или российского пути. В Украине мы имеем дело с качественно иным типом развития.

Впрочем, участившиеся в последнее время сравнения с азиатскими «экономическими тиграми» тоже некорректны. Хотя бы потому, что Украина не сможет на протяжении десятилетий удерживать темпы роста ВВП в 8 и более процентов, как это удается, например, Китаю. При сравнительно высокой динамике ВВП, когда речь заходит об особенностях развития отдельных отраслей экономики, проще сказать, какие из них будут развиваться медленнее других. Это традиционно не развитые в советское время микроэлектроника, полупроводниковая промышленность, генная инженерия, нанотехнологии и некоторые другие, а также отрасли с высоким уровнем монополизации.

Рост промышленного производства будет и в дальнейшем опережающим по отношению к росту ВВП. Также будет увеличиваться доля оплаты труда в валовом национальном продукте. В структуре экспорта возрастет удельный вес высокотехнологичной продукции, особенно изделий машиностроительного комплекса. Причем динамичнее других будут развиваться высокотехнологичные отрасли, особенно в транспортном машиностроении. Также следует ожидать ускоренного развития технологий, направлений и отраслей, связанных с использованием самых разных возобновляемых ресурсов, — начиная с реконструкции существующих и строительства новых малых ГЭС и технологий более эффективного использования соломы и заканчивая, например, сельским хозяйством и внутренним туризмом.

Существенно возрастет востребованность транзитного потенциала Украины. Материалоемкость и энергоемкость национального продукта будут постепенно снижаться.

В условиях усиливающегося дефицита жидкого углеводородного сырья следует ожидать ускоренного развития технологий и инфраструктуры использования природного газа, включая когенерацию и массовое применение природного газа как автомобильного топлива. Высокий уровень зависимости экономики от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры будет постепенно снижаться.

Понятно, что Украина получит статус страны с рыночной экономикой и вступит в ВТО. Но эффективность осуществления регуляторных функций ведущими международными финансово-регуляторными организациями будет снижаться. Как и их способность предотвращать глобальные и локальные кризисы. Это приведет к тому, что возможные выгоды от вступления в ВТО в среднесрочной перспективе в значительной мере сойдут на нет.

Темпы роста иностранных инвестиций в Украине прогнозируются достаточно высокие. Но и к 2010 году доля иностранного капитала в ее экономике будет меньше, чем в Польше, Словакии или Венгрии на момент их вступления в ЕС. Кроме российских, западных инвестиций, инвестиций из оффшорных зон в Украине будут возрастать объем и доля «восточных» инвестиций из исламских стран и Юго-Восточной Азии. Также следует ожидать резкого и значительного увеличения официально зарегистрированных инвестиций из Украины.

Гармонизация украинских стандартов и других нормативных актов с европейскими в запланированном сейчас объеме не состоится. Значительную часть нормативной базы в самых разных областях нельзя будет привести в соответствие с требованиями ЕС без значительного ущерба для экономики Украины.

Оптимальный уровень экономической интеграции — как с ЕС, так и с РФ — на ближайшие пять-шесть лет является гораздо более низким, чем это представляется, с одной стороны, евроромантикам, а с другой — сторонникам активной интеграции в рамках ЕЭП. Интеграция Украины с Западной Европой с одной стороны и РФ с другой будет происходить в рамках создания «Большой Европы» от Дублина до Владивостока. А этот процесс в экономическом отношении не завершится и к середине века.

В ближайшей перспективе страной с максимальным уровнем экономической интеграции с Украиной станет Молдова. А в среднесрочном периоде следует ожидать ускорения интеграционных процессов с Беларусью. Привлекательность энергетической интеграции с РФ снизится по мере приближения внутрироссийских цен к мировому уровню. Соглашение о зоне свободной торговли, включающее беспошлинную торговлю энергоносителями, в течение пяти лет реализовано не будет.

Наиболее оптимистичным и в то же время вполне достижимым результатом интеграции станет введение в действие режима свободной торговли на двух направлениях: с одной стороны — с ЕС, с другой — с РФ, возможно, за исключением энергоносителей.

В течение ближайших пяти лет также вполне достижима отмена визового режима с ЕС или его существенная либерализация.

Позитивное сальдо валютного баланса сохранится. НБУ будет вынужден отказаться от фактической привязки курса гривни к доллару. Следует ожидать уменьшения доли американской валюты в валютных резервах страны. Доллар в значительной мере утратит свои позиции основной резервной валюты. Более того, не исключено введение одного из вариантов золотого стандарта.

Доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, существенно не уменьшится — напротив, более вероятно ее постепенное увеличение. В прогнозируемом периоде следует ожидать введения налога на имущество, в частности на недвижимость физических лиц.

Возможно, в это трудно пока поверить, но начиная с 2006—2007 годов будет происходить смена приоритетов в государственной регуляторной политике внутри страны. От поддержки крупного экспортно ориентированного бизнеса (ФПГ), функционирующего с активным использованием политической и административной ренты, Украина перейдет к поддержке и приоритетному развитию среднего и малого бизнеса, нацеленного преимущественно на внутренний рынок.

Такую смену приоритетов на внутреннем рынке государство компенсирует для крупного экспортно ориентированного бизнеса усилением государственной поддержки на рынках внешних, особенно высокотехнологичного экспорта.

Улучшится эффективность управления государственным имуществом и корпоративными правами. Следует ожидать ужесточения регуляторной практики государства по отношению к монопольным образованиям и усиления защиты конкурентной среды.

Массового пересмотра итогов приватизации не будет. В то же время возможна временная ее приостановка с тем, чтобы изменить принципы проведения. Не будет также массовой амнистии теневых капиталов. Основной тенденцией развития рыночной ситуации станет опережающий рост среднего уровня конкуренции по сравнению с ростом емкости рынка. При этом разница в действиях и оценке результатов инвестиционной деятельности между отечественными и западными инвесторами сохранится.

Политическое развитие

Основным его содержанием станет переход от кланово-олигархического и сословного пути развития к более демократической структуре общества, с меньшим уровнем расслоения. Этот процесс будет происходить медленно и постепенно по следующим причинам:

— сословно-авторитарные традиции имеют длительную историю, примерно с середины 60-х годов ХХ века;

— разные регионы Украины характеризуются объективно разным уровнем готовности к данному переходу. И дело не только и не столько в недостаточном уровне информирования населения.

Поэтому переход к более демократическому развитию будет длительным, эволюционным, а не быстрым, революционным. Кроме того, следует ожидать больших различий по регионам.

Украина не вступит ни в ЕС, ни в НАТО.

Вступление в НАТО мало зависит от нее самой. НАТО — цепной пес демократии, натасканный на травлю русского медведя. В других возможных ролях он малоэффективен. Предполагается, что в прогнозном периоде уровень агрессивности действий РФ и нестабильности ее внутреннего положения будет не настолько высоким, чтобы оправдать вступление Украины в НАТО и связанные с этим убытки и постоянные расходы.

Кроме того, НАТО однозначно ассоциируется с геополитическим влиянием Запада. Так что возможность вступления в этот блок будет вызывать объективные протесты и сопротивление в регионах, ориентированных на другие геополитические центры. И любая пропаганда евроатлантизма будет малоэффективной.

Вероятность создания межгосударственного образования на базе ЕЭП с развитыми функциями надгосударственного управления по типу ЕС крайне низка — слишком разные страны. Разноскоростная интеграция приведет к разделению позиций стран по большинству вопросов на две пары: Украина — Белоруссия и РФ — Казахстан.

Пропорциональная избирательная система себя не оправдает, особенно на местном уровне.

Полномочия президента, вероятно, будут ограничены. Но Украина не станет типичной парламентской республикой.

В долгосрочном периоде времени произойдет разделение полномочий между четырьмя институтами:

1. Президент.

2. Парламент (возможно, двухпалатный).

3. Органы местного самоуправления.

4. Механизмы осуществления прямой демократии.

Полномочия первых двух будут постепенно, очень медленно перераспределены между всеми четырьмя. Поиск оптимального соотношения займет намного больше времени, нежели пять лет. Но можно с уверенностью сказать, что в ближайшее десятилетие изменения в Конституцию будут вноситься не раз и не два.

Порядок избрания президента народом на всеобщих выборах сохранится.

В долгосрочном периоде следует ожидать постепенного введения форм прямой демократии.

Произойдет существенная децентрализация власти с увеличением политического веса регионов, при возможном внешнем сохранении унитарной формы устройства государства.

Вместе с тем опасаться раскола Украины на западную и восточную не стоит: уровень децентрализации будет ограничиваться экономической целесообразностью и необходимостью соблюдения основных прав человека, независимо от региона, в котором он проживает.

Скорее наоборот — будет проходить стадия самоидентификации народа Украины в целом, а также его основных этнических и культурно-религиозных групп, которые более четко определятся со своими отличиями и стратегическими целями.

Параллельно со смягчением визового режима с ЕС ужесточится иммиграционная политика: как на восточных границах Украины, так и (возможно, при поддержке ЕС) — на южных и восточных границах РФ и Казахстана. В любом случае построение новой разделительной стены между Большой Европой и Азией неизбежно.

А между Украиной, РФ и ЕС в среднесрочной перспективе начнется конкуренция за славянское, вообще христианское по историческим и культурным корням население. И наша страна в этой конкурентной борьбе имеет неплохие шансы. В рассматриваемом периоде это будет выражаться в основном в уменьшении потока трудовых эмигрантов из Украины. Реформы социального сектора (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.) не будут массово реализованы до парламентских выборов.

Первый год-полтора новый президент будет дистанцироваться от значительной части своих союзников, которые поддерживали его в избирательной кампании, и их финансово-промышленных структур. Ему придется проводить политику дистанцирования власти от крупного бизнеса (кланово-олигархических групп).

Новый состав олигархов не сможет функционально заменить старый. Не потому что не захочет — объективные возможности для реализации политической ренты продолжат медленно снижаться.

Вместе с тем не будет массового бегства местных олигархов за границу.

Эффективное парламентское большинство до следующих парламентских выборов не сформируется — президентская избирательная кампания быстро перетечет в парламентскую.

На следующих парламентских выборах значительно изменится состав ведущих политических блоков. Причем изменения коснутся не только названий:

— появятся парламентские партии и фракции, имеющие ярко выраженную региональную ориентацию;

— значительно снизится количество крупных бизнесменов в парламенте;

— Компартия утратит значительную часть своего электората;

— единой партии власти на выборах и в парламенте не будет.

Велика вероятность того, что большинство в новом парламенте снова станет ситуативным.

Гуманитарное развитие

Реинкарнация украинской национальной идеи второй половины ХIХ века — начала ХХ века и построение на ее основе новой государственной идеологии не состоится.

Отток украинских граждан для работы за границу значительно снизится, а многие даже вернутся из ЕС обратно.

В то же время для нелегальных мигрантов Украина будет постепенно становиться не транзитной страной, а страной назначения. Следует ожидать введения жесткого, фактически этнически ориентированного миграционного режима и контроля за его выполнением. Но доля Востока в культурном, этническом и демографическом развитии страны будет возрастать, а всего того, что ассоциируется с западной либерально-христианской культурой, — снижаться. Полностью остановить сокращение численности населения Украины не удастся, хотя этот процесс и замедлится.

Не будут достигнуты до 2010 года оптимальные показатели материального расслоения общества, но процесс выравнивания продолжится. И вообще, многие советские принципы социальной защиты населения будут реанимированы и усовершенствованы, а не отвергнуты и заменены новыми. Основной процесс социально-культурного развития, который уже начался и продолжится в течение всего прогнозируемого периода, — культурная, государственная и экономическая самоидентификация народа Украины, интеграция его разных частей и создание условий для формирования на его основе новой нации в будущем.

Основной риск прогноза

Таким риском для этого весьма оптимистического прогноза является значительное (кризисное) и длительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, а также ухудшение внешнеполитической обстановки, которое за ним последует. Данный внешний кризис практически неизбежен, его причины, развитие и последствия достаточно четко описываются Моделью развития технологической цивилизации, но прогнозировать его точное начало невозможно. Можно лишь утверждать, что он начнется между 2006-м и 2020 годом.

За все время независимости Украины наша страна пребывала в весьма благоприятной внешней среде. И в ближайшее время не будет готова к значительному и долгосрочному ее ухудшению — ни экономически, ни политически, ни даже культурно. Поэтому на повестку дня встанет вопрос о самой возможности преодоления Украиной как суверенным государством грядущих внешних катаклизмов.

Таким образом, основной риск данного прогноза — внешний — совпадает с основным риском существования и развития нашей страны.