По замыслу, поставленные в понедельник под письмом в Международный валютный фонд подписи президента, премьер-министра, руководителей НБУ и Минфина должны были создать видимость готовности наконец-то начать совместную борьбу за спасение экономики. Однако кредит доверия, как оказалось, уже исчерпался даже у функционеров МВФ, до недавних пор отличавшихся удивительной благосклонностью к Киеву.
Увы, прогнозы и.о. председателя НБУ Анатолия Шаповалова, что как только совместное письмо будет получено МВФ, там на него оперативно отреагируют, не оправдались.
По данным источников «ЗН», обращение украинской стороны вернулось к отправителям на доработку без рассмотрения руководством фонда. Мол, в Киеве так торопились поскорее отправить свое замечательное письмо, что даже не потрудились провести необходимые предварительные консультации по поводу его содержания. Что и вызвало негативную реакцию.
Официального подтверждения, что обращение возвращено на доработку, «ЗН» пока получить не удалось. Как и каких-либо разъяснений по этому поводу. В киевском офисе МВФ отказываются от комментариев, ответ на запрос в Вашингтон пока не получен.
Но некоторые предположения можно сделать уже сейчас. Скорее всего, дело не в нарушении процедуры. Украинские лидеры обманули только самих себя, понадеявшись сразить международных кредиторов публичной демонстрацией своего фиктивного единения. По-видимому, нынче МВФ уже не готов столь безоговорочно, как раньше, доверять обещаниям Киева. И оказался намного менее сговорчивым в поиске компромиссов по спорным вопросам. А таковыми, как указывали эксперты, являются неготовность украинских властей повышать тарифы на газ для теплокоммунэнерго и населения, а также выполнить норму о ликвидации нежизнеспособных банков уже в первом полугодии.
Но главным камнем преткновения остаются, конечно же, бюджетные проблемы. В октябре прошлого года вашингтонские функционеры уже однажды поверили Киеву на слово, что бюджет-2009 будет сбалансированным. И оказались, напомним, жестоко обманутыми. Неужели в правительстве рассчитывали, что заставят своих заокеанских кредиторов и на этот раз поверить, что «когда-нибудь в мае» наша государственная смета будет приближена к реальности больше, нежели нынешний ее вариант?
Тем более что в кабминовских изменениях в госбюджет, внесенных в парламент на нынешней неделе (№4151 от 3 марта с.г.), нет и намека на задекларированное в письме намерение выполнять «наше твердое обязательство возобновить уверенность в нашей макроэкономической и финансовой стабильности».
А вообще-то государственные чиновники молодцы — трудятся не щадя живота своего. Иногда — даже за того парня. Уже третью неделю нет министра финансов, но в Минфине справляются, исправно выдают «продукцию».
Никому не ведомо, на сколько дырочек стране придется затянуть пояса в 2009-м, а Минфин уже выдал (и Кабмин 25 февраля с.г. утвердил) Бюджетную декларацию на будущий год. И вроде не об Украине речь, а о другом государстве. Бюджет нам пообещали сбалансированный и основанный на реальных макроэкономических прогнозах. А еще отметили, что правительство не намерено допускать повышения налогового бремени. Зато намерено снижать нагрузку на фонд оплаты труда, расширять базу налогообложения, совершенствовать систему администрирования акцизного сбора…
Но мы же не МВФ, мы хорошо знаем, чему верить, а чему — нет…
Впрочем, не будем говорить «никогда». Возможно, ближе к началу 2010-го в стране найдется герой, который сможет перевернуть экономическую политику, поставив ее с головы на ноги. Но, возможно, весь ресурс непопулярных решений наши власти постараются использовать уже в текущем году?
Одно из последних, еще не одобренных Верховной Радой, но успешно прошедших профильный бюджетный комитет, содержится в упомянутом выше правительственном законопроекте №4151. Так что, граждане, готовьтесь! Если это «чистописание» пройдет ВР и не будет завернуто назад президентом, с 1 апреля с.г. в стране будет введен новый налог, стыдливо называемый «целевой надбавкой» в размере 2% к цене реализации бензина, дизельного топлива, мазута, а также газа — сжиженного и природного. Для потребителей всех форм собственности.
«ЗН» уже устало напоминать, что никакие дополнительные налоги, согласно украинскому законодательству, не могут приниматься позднее 15 августа года, предшествующего бюджетному. То есть, чтобы налог начал взиматься в 2009 году, закон о нем должен быть принят парламентом не позднее 15 августа 2008-го.
Это, опять-таки, к вопросу о процедуре.
«Надо, Федя, надо, — скажут нам в Кабмине. Вслед за известным киноперсонажем. — На дворе кризис».
Действительно, с виду законопроект №4151 — антикризисный, о внесении изменений в бюджет и другие законодательные акты. Но, увы, не в том смысле, которого ждут от Украины в МВФ: до комплексного, всесторонне обоснованного и экономически грамотного антикризисного плана нам еще расти и расти.
Данный же документ призван решить две основные задачи: одну не решаемую в принципе — сбалансирования в ближайшем будущем бюджета НАК «Нафтогаз Украины», другую — не решаемую в марте (обеспечения аграриев удобрениями и горюче-смазочными материалами к весенне-полевым работам). А попутно и третью — нужную и, как ни странно, решаемую. Но при наличии реальных денег. Правительство собирается инициировать посреди года новую бюджетную программу — по финансированию разведывательного и эксплуатационного бурения, обустройству новых месторождений углеводородного сырья. И вот на это, без иронии, нужное и полезное дело будут капать с 1 апреля наши «бензиновые» и «газовые» денежки — по гривенке, по копеечке, в общей сложности 1,6 млрд. грн. до конца нынешнего года.
Деньги для НАК в сумме 6,1 млрд. грн. — на покрытие разницы между реальной ценой импортного газа и популистскими тарифами на газ, используемый теплокоммунэнерго для производства тепла, — собираются найти в основном из поступлений НДС за газ, растаможенный в предыдущие периоды (5,1 млрд. грн.). Что очень похоже на обычную бюджетную проводку, денег от которой в «Нафтогазе» реально не увеличится. Тем более что председатель финансового комитета парламента утверждает, что 6 млрд. грн. мало — надобно почти вдвое больше…
А если верить СНБОУ, общая дыра в балансе «Нафтогаза» подбирается к 60 млрд. грн. (ведь 10 млрд. нужно еще и Ощадбанку возвращать). Такую сумму уж точно взять негде. Разве что не платить в стране ни копейки пенсий в течение четырех месяцев. Шучу… Как можно, если всем идти на выборы!
Крайне любопытны и поиски денег на «топливно-удобрительные» нужды. Мы даже абстрагируемся от того, что помощь для весенне-полевых работ придет слишком поздно. Единственный, у кого, по разумению правительства, есть реальный ресурс, — это Аграрный фонд, создававшийся для того, чтобы закупать излишки сельхозпродукции и осуществлять интервенции в период резких скачков цен на соответствующих рынках. Сегодня АФ напрягут, чтобы он закупал удобрения и дизтопливо (продав часть зерновых ресурсов), хотя, по нынешнему законодательству, это никоим образом не входит в его компетенцию. Скорее всего, он прибегнет к примитивному посредничеству при их закупке: ведь ни складов, ни прочей инфраструктуры у молодого Аграрного фонда нет. Как нет ни наработанных механизмов, ни опыта в проведении подобных операций.
Кроме того, никто в стране не знает наверняка, сколько именно зерна можно реализовать из «фондовских» закромов, а сколько необходимо оставить. Потому что в АФ немалая часть зерна залогового. И сдавшие его в прошлом году агрохозяйства могут востребовать его «взад» цельной партией или частично. А могут вообще оставить «на съедение» государству, если конъюнктура рынка окажется хуже, чем сейчас. Поди угадай, тем более что год очень нетипичный, кризисный.
Эксперты в замешательстве: зачем «грузить» удобрениями и топливом именно Аграрный фонд? Ведь есть в нашем отечестве еще и ГАК «Хлеб Украины». Живет и здравствует куда более универсальный и поднаторевший в подобных делах Госрезерв. Но выбор правительство сделало. И, формально, об удобрениях и дизтопливе позаботилось.
Как отреагируют депутаты? В четверг, несмотря на суперположительное заключение профильного комитета, они не приняли законопроект к рассмотрению. В конце концов, уже ближайшие недели покажут — быть стране с новыми налогами с 1 апреля или нет. Хотелось бы только заметить: чем больше подобных некомплексных, «пожарных» решений, тем меньше надежды, что кто-либо из серьезных людей в нашу серьезность поверит.