Анализ Организации экономического сотрудничества и развития*
В большинстве стран Центральной и Восточной Европы отмечалось продолжающееся оздоровление экономики, хотя рецессия в России несколько нарушала общую картину. Улучшение показателей экспорта стало основным положительным аспектом подъема. Среди негативных главными остаются высокий уровень безработицы и инфляции, которые характерны для всего региона, за исключением Чехии. Для экономической структуры этих стран характерно было перераспределение общественной собственности, переход ее к новым владельцам, продолжающиеся рыночные реформы и медленный, но постоянный прогресс в консолидации демократических институтов.
Быстро развивающиеся азиатские страны, к которым относятся Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Таиланд и Малайзия, подвержены влиянию нескольких факторов. Во-первых, нет полной уверенности в том, что реформы в Китае приобрели необратимый характер, и это является серьезной проблемой для Гонконга и Тайваня. Недавнее колебание курса иены усилило позиции этих стран на мировом рынке, что нашло свое отражение в увеличении и без того обширного уже экспорта. Внутренний рынок этих стран расширяется также достаточно высокими темпами, однако его быстрый рост наряду с обесцениванием внутренней валюты создает растущее инфляционное давление.
Южная и Центральная Америка переживают последствия мексиканского кризиса, связанные в основном с уменьшением притока капитала и повышением процентных ставок. Эти процессы значительно варьировались внутри региона из-за различий в политике в отношении инвестиций до 1995 года. По мере того, как регион приспосабливается к пониженным уровням притока капитала, ожидается снижение роста ВВП и инфляции. На состояние платежного баланса окажет влияние более высокая стоимость кредитных услуг, тогда как сокращение потребности в импорте приведет к повышению торгового сальдо только начиная с 1996 года.
Страны Центральной
и Восточной Европы
Последние достижения
Предварительные оценки показывают, что рост производства в этих странах был даже более значительным, чем предполагало большинство наблюдателей. Польша и Словакия добились увеличения ВВП на 5%, несколько меньший рост был достигнут в Чехии, Венгрии и Румынии. Болгария, хотя и не достигла прироста производства в 1994 году, сейчас уже тоже стоит на пути оздоровления экономики. Из этой общей достаточно радужной картины выпадают страны СНГ, в которых речь пока идет лишь о снижении темпов спада производства.
За исключением Чехии, для всех центральноевропейских стран характерен высокий - выраженный двузначным числом - процент безработицы. Представленные данные показывают, что между наращиванием производства и уровнем безработицы нет какой-либо четкой закономерности. Это может свидетельствовать как о неустойчивости политико-экономических изменений за последние годы, так и о несовершенстве статистики.
Сохраняющаяся на высоком уровне безработица серьезно осложняет политическую ситуацию переходного периода; не случайно на выборах большим успехом пользовались те партии, которые обещали более медленный темп реформ и усиление социальной защиты.
Во всех странах этой группы значительно возрос объем импорта, что во многом способствовало насыщению внутреннего рынка. Тем не менее в Чехии, Венгрии и Польше ключевую роль играли внутреннее производство и инвестиции. Увеличение объема инвестиций может рассматриваться как положительный аспект, однако к этому показателю нужно подходить с осторожностью; в некоторых странах инвестиционная политика, похоже, является важным компонентом совокупного накопления. В других - рост капиталовложений точно отражает инфраструктуру инвестиций, поступающих из не имеющего четких границ общественного сектора. Остается неясным, отражает ли это этапы нормального производственного цикла или все еще является следствием отсутствия должной финансовой дисциплины правительства и предприятий, находящихся в государственной собственности.
Применительно к Российской Федерации, экспорт в страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, в 1994 году был на 20% выше, чем в 1993 году. Согласно российским источникам, рост экспорта был особенно ярко выражен в металлургии и нефтехимии. Эти данные хорошо соотносятся со статистическими показателями, свидетельствующими об относительно небольшом сокращении производства в названных отраслях народного хозяйства. Российский экспорт на традиционные рынки (республики бывшего Советского Союза, бывшие страны СЭВ, развивающиеся государства) продолжает падать.
В целом общее увеличение экспорта России и стран Центральной и Восточной Европы отражает их углубляющуюся интеграцию в мировую экономику. Ускорение экономического развития государств этого региона выразилось в возрастании потребностей в товарах и услугах, произведенном переходными экономиками. Можно ожидать, что эти связи окажутся более ощутимыми по мере сокращения торговых барьеров и более полного использования возможностей торговых соглашений.
Китай и быстро развивающиеся азиатские страны
Обзор китайской экономики
Начиная с 1995 года, Китай предпринял свою третью за последние два года попытку макроэкономической стабилизации. Две предыдущие попытки обеспечения «мягкой посадки», что для Китая означает сведение реального ВНП и роста инфляции к положительным однозначным числам, окончились неудачей. Как и раньше, нынешнее макроэкономическое «затягивание пояса» основано на избирательных кредитных ставках, рассчитанных в основном на сдерживание частного кредитования, и административных мерах контроля за ценами на пищевые продукты. В дополнение к этому в первой половине года были объявлены финансовые реформы, направленные на усиление независимости центрального банка и повышение эффективности коммерческих банков, что должно было способствовать развитию монетарного регулирования.
Предварительные результаты позволяют предположить, что экономическая активность в Китае начала снижаться, поскольку темпы роста объема промышленного производства в первой половине 1995 года составили 20% против 25% во второй половине 1994 года, а рост розничных цен за тот же период снизился с 35% до 30%. Однако экспорт продукции растет крайне медленно, инфляция остается высокой. Бюджетные проблемы осложняются существованием убыточных государственных предприятий, которые остаются основной структурной причиной инфляции, так как требуют постоянного расширения финансовой поддержки, все равно не приводящей к желаемому результату. Попытки компенсировать убыточность таких предприятий лишь усугубляют дефицит бюджета. Консолидированный бюджет центрального правительства и местных администраций составлен в расчете на 2,5% дефицита (согласно требованиям МВФ). Однако более всесторонний расчет, включающий финансирование центральным банком дефицита государственных предприятий («скрытый дефицит»), позволяет предположить, что в действительности эта цифра намного больше.
Внешняя задолженность Китая возросла за прошлый год с $84 млрд. до $100 млрд.
Обуздание инфляции является первостепенной задачей китайской экономики. С этой целью в 1995 году был разработан ряд мер финансового регулирования, хотя вряд ли это может оказать существенную помощь, поскольку для сдерживания инфляции необходима макроэкономическая стабилизация, а она невозможна без коренной перестройки общественного сектора. Хотя, в отличие от двух предыдущих попыток, новый план гораздо больше ударяет по интересам государственных предприятий, которые, похоже, намерены попытаться оказать давление на правительство с тем, чтобы оно ослабило ограничения на кредиты.
Неуверенность в стабильности политических преобразований серьезно ограничивает приток зарубежного капитала для прямого инвестирования в китайскую промышленность, что также препятствует ускорению экономического развития.
Характеристика экономики быстро развивающихся азиатских стран
Еще до мексиканского кризиса некоторые азиатские рынки утратили свою непотопляемость, столкнувшись с политической нестабильностью в Китае. В дни, последовавшие за девальвацией мексиканского песо, последовал отток капитала из азиатских стран и ощутимое падение биржевых цен - от 6% в Сингапуре до 15% в Корее. Тем не менее, азиатские государства, похоже, справились с последствиями мексиканского кризиса лучше, чем латиноамериканские. Большие запасы внутреннего и иностранного капитала существенно повысили жизнеспособность азиатской экономики, особенно на начальном этапе кризиса, когда отток средств извне привел к резким колебаниям курса валют. Кроме того, приток зарубежного капитала большей частью шел по пути прямого инвестирования, так что за последние годы он не только не иссяк, но, наоборот, даже несколько увеличился.
В любом случае быстро развивающиеся азиатские страны все еще в состоянии выбросить деньги на международный кредитный рынок, хотя обесценивание иены и создало определенные проблемы в их кредитной системе. В Таиланде и Малайзии более 35% внешнего долга выражено в иенах, поэтому колебания ее курса ощутимо влияют на долговые обязательства этих стран.
С начала 1993 года и до конца 1994-го обменные курсы национальных валют азиатских государств по отношению к американскому доллару были относительно стабильными, но постоянно обесценивались по отношению к иене. Благодаря повышению конкурентоспособности по сравнению с Японией, что особенно характерно для Кореи и Тайваня, перекрестное влияние соотношения иена - доллар стало важным фактором регулирования объема экспорта. Новые преимущества перед Японией быстро развивающиеся азиатские страны получили в 1995 году, и даже повышение курса иены не смогло уменьшить их конкурентоспособность. В результате перераздел рынка сконцентрировался в основном в Азии и доля внутрирегиональной торговли в общем торговом обороте все увеличивается.
Возрастающий объем экспорта и ускорение притока капитала привели к еще большим масштабам инвестиций, а повышение курса иены наряду с либерализацией рынка капитала, похоже, превращают эти азиатские страны в наиболее привлекательную зону для японских предпринимателей: за последний финансовый год объем прямых японских инвестиций в азиатские страны увеличился с $6,6 млрд. до $9,7 млрд. Наряду с ростом потребности в высококвалифицированной рабочей силе происходит насыщение рынка труда, особенно в Малайзии и Таиланде. При этом растет покупательная способность коренного населения, что стимулирует развитие импорта в этот регион, от 20 до 30% которого приходится на долю Японии.
Влияние растущего курса иены на цены импортных товаров и прямые зарубежные инвестиции несколько ослабляют инфляционное давление, которое все еще остается высоким из-за увеличивающихся потребностей внутреннего рынка и некоторых специфических факторов, таких, как высокий уровень ликвидности денежного рынка (Гонконг и Малайзия) и рост объема инвестиций в общественный сектор народного хозяйства (Таиланд). В Корее падение темпов инфляции пока еще не ожидается из-за снижения уровня безработицы и повышения заработной платы.
Тем не менее, обобщенные прогнозы относительно экономики этих стран на ближайшие годы остаются благоприятными. Исключение составляет разве что нестабильность политического курса Китая, влияние которого на политику и экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, впрочем, не будет уже таким сильным, как в прошлые годы.
Южная
и Центральная Америка
Макроэкономическая политика
Приток частного капитала в Южную и Центральную Америку за годы, предшествовавшие мексиканскому кризису, держался на стабильно высоком уровне. Это привело к росту спроса на внутреннем рынке, повышению курса многих валют. Для обуздания инфляционных процессов правительства большинства стран (за исключением разве что Венесуэлы) приступили к политике макроэкономического сдерживания, нацеленной в основном на сбалансирование бюджета и ужесточение монетарной политики. В разных странах проведение этой общей для всего региона политики характеризовалось своими специфическими особенностями, поэтому последствия сокращений притока или даже оттока капитала, произошедших в декабре 1994 года, оказались различными.
Наиболее уязвимой с этой точки зрения оказалась Аргентина, монетарная политика которой до 1994 года практически полностью зависела от иностранного капитала. Сильно подскочили процентные ставки, что привело к банкротству многих предприятий и банков, создав кризис доверия ко всей банковской системе. Для оздоровления экономики страны в марте 1995 года была получена мощная финансовая поддержка со стороны Международного валютного фонда, Всемирного банка и некоторых других международных кредитных организаций. Эти меры, наряду с ограничением бюджетных расходов, увеличением налогов, ускорением приватизации и повышением некоторых тарифов на импорт, принесли ощутимые результаты, и уже к середине апреля процентные ставки по банковским кредитам удалось снизить до однозначных цифр, тогда как в разгар кризиса они поднялись до 70%.
Зависимость Бразилии от притока иностранного капитала также была достаточно высокой. Однако еще в июле 1994 года правительство разработало программу стабилизации экономики, которая и помогла смягчить последствия мексиканского кризиса. Введение новой бразильской валюты благоприятно сказалось на экономическом положении не только этой страны, но отчасти и всех стран региона. Правда, для успешной реализации программы стабилизации необходимо ускоренное проведение институциональных реформ и стимулирование приватизации.
Осуществление экономических реформ в 1994 году в Чили было достаточно успешным, что привело к сокращению бюджетного дефицита с 5% в 1993 году до 1,5% в 1994-м. Этому способствовало сокращение внешнего дефицита путем ограничительных макроэкономических мер, создания резервного фонда и прорыва на внешний рынок. В то же время осуществлялась широкомасштабная политика социальной защиты населения, на которую отчислялось до 25% ВВП, что существенно снижало зависимость уровня жизни населения от притока иностранного капитала.
Колумбия и Перу в течение нескольких последних лет также преуспели в создании в своих странах гибкой системы обменных курсов и накоплении резервных фондов, особенно в 1994 году. К тому же в Перу проводилась широкомасштабная приватизация. Так что для этих стран последствия мексиканского кризиса не были такими уж значительными.
Еще меньше этот кризис затронул Венесуэлу, так как в этой стране был наименее благоприятный для иностранного инвестирования режим.
*Сокращенный перевод с английского. Оригинал предоставлен ММЦ Интерньюз.