UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правовой институционализм — золотой ключик к устойчивому развитию

Правовой институционализм широко практикуется в странах ЕС с середины ХХ века.

Автор: Светлана Грудницкая

В условиях евроинтеграции возник вопрос о широком формировании соответствующих процессов и в Украине. Для правового поля нашей страны традиционно применение юридического позитивизма в регулировании общественных отношений. Это означает, что они регулируются нормами права, начиная с законодательных и заканчивая разнообразными локальными правовыми нормами. Подобная традиция континентального права имеет свою ценность. Но все хорошо в меру. Под чрезмерным традиционализмом общественные отношения костенеют, накапливаются противоречия, что приводит к формированию асоциальных практик, социальных взрывов и т.п. Поэтому нормативизм должен уравновешиваться динамичным "живым правом", шагающим в ногу с развитием общественных отношений, своевременно корректируя недостатки правовых норм и направляя развитие нормативной базы в необходимое русло. Формирование такого права обеспечивается правовым институционализмом.

О преимуществах межотраслевого знания сейчас говорят повсеместно, и это не случайно, поскольку настало время "больших синтезов". Мы долго шли по пути дифференциации в регулировании общественных отношений, в эпоху постмодерна "распад" достиг критической отметки, и регуляторы двинулись в обратную сторону.

В процессе этого движения формируется унифицированное межотраслевое знание, что находит отражение в новых отраслях права. К таким отраслям относится и хозяйственное право, развивающееся на стыке экономики и права, при этом на стыке разных отраслей права. Правовой институционализм в хозяйственном праве открывает новую страницу. Это новый, современный период в его развитии.

Выход за пределы традиционного юридического позитивизма и перевод исследований в плоскость правового институционализма позволяют выявлять в реальных сообществах институты правового типа, другие социальные институты приводить в соответствие с правом, обеспечивая практическую реализацию верховенства права и построение социального правового государства. То есть решать злободневные вопросы современности.

В общих чертах отечественная правовая институционная теория предусматривает восхождение от юридического позитивизма к правовому институционализму, ставит в центр права не закон, а предусмотренные Конституцией Украины и международными документами права и свободы человека и гражданина, которые по сути в их сбалансированном виде и составляют право. Этого права должно придерживаться государство и все остальные субъекты правовых отношений. Закон является лишь одним из источников права, равно как и государство является только одним из институтов гражданского общества.

Каждый из носителей интересов имеет волю для реализации своего интереса - имеет право, с которым государство должно считаться. Закон имеет подчиненное положение перед правом, равно как государство перед гражданским обществом - Украинским народом. Сбалансирование конституционных прав и свобод в Украине - главная обязанность государства. Для этого оно применяет такие рычаги, как законотворчество и правосудие, и должно обеспечить общественный контроль над их осуществлением прежде всего в виде общественных судов по правам человека.

Налаживание действенной системы общественных судов - дело гражданского общества. Это дело могла бы взять под свой контроль Совещательная группа по вопросам устойчивого развития украинской стороны, которая должна быть создана в Украине согласно статье 299 Соглашения об ассоциации с ЕС. Государственные органы не вправе вмешиваться в этот процесс больше, чем содействовать его продвижению на основе теории услуг. Это должно противодействовать переливанию государственной коррупции в общественный сектор и сращению этих ветвей власти в Украине, которые должны сохранять независимость друг от друга, чтобы обеспечивался баланс.

Наконец, каждый ключевой участник общественных отношений рассматривается как правовой институт. Он олицетворяет совокупность прав всех участников отношений с ним, принимающих участие в его функционировании. С правом каждого из них следует считаться при принятии решений. Это контролируется как гарантированным участием в принятии решений, так и общественными судами путем их влияния на правотворчество. Органы государственной власти обязаны обобщать практику общественных судов и учитывать ее в законотворчестве и правосудии.

Широкое внедрение правового институционального подхода позволит поднять правовое развитие общественных отношений в Украине на новый уровень, будет содействовать преодолению коррупции, становлению независимой судебной власти, решению других проблем правового институционального характера. Прежде всего благодаря тому, что он предусматривает участие разных носителей интересов в правотворчестве как на уровне предприятий, так и на уровне городов, регионов, кластеров, других институтов самых разнообразных их видов.

С его применением можно рассматривать также правовое регулирование международных отношений, что особенно актуализируется в условиях стремительной глобализации. Целесообразно его применение при осуществлении имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, формировании и развитии институтов гражданского общества, что важно для организации выявления, согласования и реализации общественных интересов украинской стороны, согласования их с европейской стороной и т.п.

На Совещательную группу по вопросам устойчивого развития с точки зрения обеспечения внедрения правового институционного подхода в юридическую практику Украины возлагаются особые надежды. Сейчас она находится на стадии формирования, ее создание предусмотрено статьей 299 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС с целью предоставления рекомендаций по имплементации главы 13 "Торговля и устойчивое развитие" этого Соглашения. При этом важным является создание и развитие Совещательной группы именно как независимого института. Отстоять независимость Совещательной группы - это наша обязанность перед европейской стороной и наш шанс на переведение отношений с государством в конструктивное русло.

В этой части сотрудничества с ЕС евроинтеграционная политика Украины проводится медленно и с отставанием. Ведь первое заседание совместного форума диалога гражданского общества планировалось провести в Киеве еще в ноябре 2016 года. В целом предполагаются ежегодные совместные встречи в Брюсселе или Украине. Кроме того, для полного использования этого механизма нужны определенные межсессионные работы. Первую Совещательную группу в Украине основали весной прошлого года, а 29–30 мая 2017-го Совещательная группа уже презентовала себя европейскому сообществу, приняв участие в Первом Форуме гражданского общества в Брюсселе. Вместе с тем со стороны государственных органов эта инициатива гражданского общества была проигнорирована, что вызвало непонимание и обеспокоенность.

По инициативе государственных органов в этом году начато формирование другой совещательной группы, с этой целью было предусмотрено образование консультативно-совещательного органа для обеспечения согласованных действий органов государственной власти и гражданского общества. Но согласованных действий органов государственной власти и гражданского общества в деле создания и развития Совещательной группы, наоборот, нужно избегать. Это является прямым нарушением пункта 2 статьи 299 Соглашения о независимом от государства и его органов составе Совещательной группы.

По данным Группы развития Организации Объединенных Наций (UNDG, 2013), гражданское общество оказывает большое влияние на развитие Целей устойчивого развития. Гражданское общество должно играть решающую роль в посредничестве в разработке политики определении приоритетов развития, предлагая практические решения и политические возможности, критикуя непрактичную или проблемную политику (UNDP, 2014). Роль Комиссии ЕС состоит в обеспечении того, чтобы состав группы соответствовал положениям Соглашения и группа имела управляемый размер.

В Евросоюзе Совещательная группа создается для диалога с правительством в порядке самоорганизации. Поэтому она должна быть независимой, критерии формирования группы эксперты определяют самостоятельно. Достаточно даже интереса для того, чтобы начать процесс мобилизации опытных экспертов для обеспечения устойчивого развития.

Поэтому отсутствуют основания для игнорирования созданной в 2017 году Совещательной группы. Она формировалась с учетом критериев, примененных при формировании Совещательной группы европейской стороны EU Civil Society Advisory Group on the EU-Ukraine trade agreement, открыта к диалогу и вступлению новых членов. Неубедительны ссылки на отсутствие надлежащей правовой основы для ее создания, ведь в создание Платформы гражданского общества украинской стороны правительство не вмешивалось.

Развертывание широкого фронта формирования правовых институтов под контролем Совещательной группы, которая организационно направлена на обеспечение устойчивого развития Украины, имеет большое и даже ключевое значение. Инициация и сопровождение процесса создания Совещательной группы со стороны государственных органов вызывают определенные сомнения. Поэтому было бы нелишним продолжить развитие начатой в 2017 году в порядке самоорганизации гражданского общества первой Совещательной группы как альтернативного проекта. А европейской стороне - подходить к выстраиванию отношений с ними на конкурентной основе, ведь принцип конкуренции в современном мире еще не утратил свой смысл.

Особенно следует подчеркнуть ту едва ли не важнейшую роль, которая отводится научным исследованиям в деле формирования правовых институтов с тем, чтобы было обеспечено их соответствие традиционным нравственным основам общества и требованиям устойчивого общественного развития. Это должно стать одним из первоочередных направлений организационной деятельности Совещательной группы.

Моральные основы общества - ключевое направление научных исследований на перспективу, необходимая вещь в деле развития правового институционализма в Украине. Их учет в правоприменении предусмотрен Гражданским кодексом Украины и другими законодательными актами. Но эта категория требует формализации, чтобы свести к одному знаменателю разнообразные представления о справедливости, добросовестности, разумности и т.п.

Человек человеку рознь. Конечно, чувство справедливости есть у каждого из нас, но оно бывает адекватным только в призме таких чувств, как честь и достоинство, коррелирующих с совестью. Они же не всегда видны сквозь толщу коррупционных наслоений да и в целом обычных человеческих слабостей. Именно поэтому у каждого своя правда и свое представление о справедливости. Тогда как истинная правда одна. Чтобы услышать ее, важно мнение достойных людей, аккумулированное в рамках работы специальных органов - не только государства, но и гражданского общества. Необходимо формирование в срочном порядке не только общественных судов по правам человека, но и советов добропорядочности при участии уважаемых представителей религиозных громад разных конфессий и т.п.

Именно на принципах моральных основ общества возможны наработка и придание правового значения таким понятиям, как защита более слабой стороны для обеспечения равенства, начиная с коренного населения Украины, которое угнеталось в течение веков, только что обрело государственную независимость и еще должно преодолеть путь к духовной свободе, в том числе от гнета иностранных культур, к ментальным глубинам, определяющим национальную идентичность.

Совместная работа всех институтов гражданского общества над моральными основами общества способна вернуть нашему народу реальное ощущение украинской национальной идеи - "земля и свобода" как сочетания материального и духовного начал в украинском менталитете.

Можно выразить сожаление по поводу того, что в правовых исследованиях практически не уделяется внимание исследованию проблем проявления милосердия в праве. Здесь можно вести речь о защите более слабой стороны в правоотношениях, дифференцированном подходе в зависимости от потребности в защите, праве на справедливую равную свободу и на компенсацию ее недостатка, о других правовых формах проявления милосердия в праве, а также правовых средств его поощрения.

Хочется надеяться, что в международных программах научных исследований, направленных на поддержку инновационных разработок, к числу которых относятся проекты, связанные с исследованием вопросов устойчивого развития, найдется место для подобных проектов.