UA / RU
Поддержать ZN.ua

Позиционируйся или умри

Украинский феномен экономической зависимости сложный и многоуровневый. Прежде всего, это реакция на общемировые тренды экономического развития и сложившегося международного разделения труда. Вместе с тем это и результат собственного исторического опыта - смеси из элементов формирования политических элит и особенностей осуществления социальной политики. Как следствие, сырьевая, ресурсная и технологическая зависимости, с одной стороны, стали причиной структурного несовершенства украинской экономики, а с другой - продолжают его обострять.

Авторы: Владимир Панченко, Наталия Резникова

Украинский феномен экономической зависимости сложный и многоуровневый. Прежде всего, это реакция на общемировые тренды экономического развития и сложившегося международного разделения труда. Вместе с тем это и результат собственного исторического опыта - смеси из элементов формирования политических элит и особенностей осуществления социальной политики. Как следствие, сырьевая, ресурсная и технологическая зависимости, с одной стороны, стали причиной структурного несовершенства украинской экономики, а с другой - продолжают его обострять.

Украина на нынешнем этапе глобализации оказалась как под давлением процессов транснационализации и принудительной либерализации, так и под влиянием интеграционных объединений, которые и становятся новым инструментом экономической силы. Подобное сочетание вызовов экономическому суверенитету государства является чертой неозависимости. Она выдвигает в повестку дня поиск не универсальных рецептов процветания наподобие Вашингтонского консенсуса, а национально детерминированной модели развития. Хотя доморощенные реформаторы не прекращают бесконечных попыток догнать кого-то, копируя рецепты успехов то ли Грузии, то ли Литвы, то ли Польши, следует осознать, что подобная идея ошибочна в самой своей основе.

Реформы, проводимые по унифицированным образцам, содержат опасность воплощения модели, не соответствующей потребностям национальных условий. Конечно, модель перехода требует слома старой системы и утверждения новой. Учитывая то, что путь от одного типа экономических отношений к другому не проходит автоматически, надо быть готовыми к противоборству национальных и глобальных интересов.

Догнать может только тот, кто способен, осознав мировые тенденции, перейти от "траектории преследования" к "движению на опережение". Слепое копирование чужого пройденного пути без коррекции с учетом новых исторических вызовов и трансформационных процессов, происходящих в отношениях между государствами, обречено на провал. На пути самоидентификации надо учитывать опыт других стран:

1. Строгое применение принципов либерализма менее развитыми странами подвергало большинство из них опасности так никогда и не перейти к следующему этапу экономического развития.

2. Для каждой национальной экономики существует уровень так называемого умеренного протекционизма - оптимального количества ограничений в торговле согласно общепринятому уровню. Он может выступать исходным пунктом в поисках эффективной внешнеторговой политики.

3. В ситуации потери традиционных рынков сбыта украинских товаров умеренный протекционизм способен выступить инструментом антикризисной политики. Запрет вывоза необработанного сырья мог бы стать инструментом стимулирования промышленного производства, способного способствовать, среди прочего, анонсированным структурным преобразованиям в государстве. Поэтому следует использовать потенциал двусторонних переговоров в попытке урегулировать торговые отношения со странами-партнерами для поиска компромиссов.

4. Ориентированная на цепочки создания стоимости модель экономического роста Украины создала бы широкие возможность для стимулирования социально-экономического развития. Потоки инвестиций, товаров, услуг и знаний, являющиеся неотъемлемой частью цепочек стоимости, открыли бы путь к промышленному переоснащению страны. Цепочки добавленной стоимости являются носителями глобальных стандартов ведения бизнеса, поэтому обеспечивают лучший доступ к информации, усвоению новых технологических знаний и навыков. Это содействовало бы получению местными украинскими компаниями, благодаря доступу к иностранным промежуточным товарам, шанса на создание новых отраслей производства, которые будут определять международную специализацию страны.

5. Фрагментация производства в глобальных цепях создания стоимости значительно интенсивнее в отраслях промышленности, где технические характеристики товара позволяют разделить процесс производства на отдельные стадии. Поэтому нам крайне необходима активная промышленная политика страны. Сегодня она растворяется в псевдолиберальных убеждениях апологетов идеи поиска конкурентных преимуществ нашего государства в альтернативных секторах экономики (в частности, в сфере услуг). Но именно модульность продукта, особенно в таких отраслях, как машиностроение электрических приборов и аппаратов, транспортных средств, позволила бы максимально воспользоваться преимуществами международного разделения труда и дислоцировать отдельные стадии производственного процесса в Украине.

Это также касается высокотехнологичного сектора химической промышленности и в несколько меньшей степени таких традиционных отраслей промышленности, как горнодобывающая промышленность и производство сырьевых товаров (нефтепереработка, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство резины и пластика). Сами по себе отрасли первичного сектора не нуждаются в высоком уровне импортного содержимого в экспорте, за исключением отдельных видов услуг. Но они служат, как правило, начальным звеном цепей стоимости, то есть создают производственный ресурс для других отраслей.

6. Проблема уменьшения бюджетного дефицита ложится тяжким бременем на украинцев, ощущающих на себе последствия проведения рестрикционной макроэкономической политики. Так, рост фискальной нагрузки на население сосуществует с сокращением социальных расходов бюджета, негативные эффекты от уменьшения экономической активности и потребительского спроса усиливаются свертыванием инвестиционной функции государства, осложнением доступа к кредитным ресурсам и девальвацией гривни. Такое сочетание становится реальной угрозой экономической безопасности государства.

7. Украина вынуждена продавать национальные активы, ведь это - одна из ключевых рекомендаций МВФ, что оправдывается необходимостью ликвидировать дефицит государственного бюджета. Проданные в подобных условиях предприятия не принесут продолжительной экономической выгоды. Вместе с тем увеличится их зависимость от внешних кредитов и капиталовложений. Получается некий парадокс в рекомендациях международных институтов: приватизация вместо того, чтобы служить основанием для подъема экономики, чаще всего лишает страну активов. Более того, поспешность в приватизации, которую пропагандируют МВФ и отдельные институты Всемирного банка, показывает фокусирование этих организаций на интересах основных игроков мировой системы.

Следует признать, что украинская модель самопозиционирования в глобальной экономике впервые с момента ее независимости получила шанс превратиться из сугубо инерционной в способную трансформировать существующий заколдованный круг зависимостей под влиянием политических рычагов давления. Впрочем, следует подчеркнуть, что речь идет исключительно об изменении веса каждой из составляющих экономической зависимости в украинской специфике - сырьевой, ресурсной, торговой, технологической, финансовой, долговой, валютной, инвестиционной, миграционной.

Неозависимость в украинской специфике - вызов национальной безопасности государства. Ведь сочетание названных причин ее уязвимости свидетельствует о необходимости маневрировать в плоскости глобальных вызовов. Координаты украинской неозависимости определяют акторы международных отношений, которые давят на экономический суверенитет Украины. Поэтому искать панацею в унифицированных и стандартизированных реакциях на мировые процессы - путь к пропасти. Задача номер один - не простая политическая, а именно экономическая дипломатия для продвижения национальной идеи экономического восстановления.