UA / RU
Поддержать ZN.ua

Повышение минимальной зарплаты: откуда деньги?

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман на последнем заседании правительства (26 октября) анонсировал рост минимальной заработной платы до 3200 грн, что вдвое превышает прожиточный минимум. Такое решение правительства имеет как свои плюсы, так и минусы. Однозначно можно сказать лишь то, что для государственного бюджета это вызов.

Автор: Марианна Онуфрик

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман на последнем заседании правительства (26 октября) анонсировал рост минимальной заработной платы до 3200 грн, что вдвое превышает прожиточный минимум. Немного раньше, несколько месяцев назад, министр социальной политики Андрей Рева также заявлял о резком повышении МЗП, правда, тогда речь шла об увеличении в 1,5 раза, то есть до 2400 грн.

Такое решение правительства имеет как свои плюсы, так и минусы. Однозначно можно сказать лишь то, что для государственного бюджета это вызов.

С одной стороны, реализация этой идеи потребует очень значительных расходов на выплату заработных плат работникам бюджетной сферы. С другой - частично это будет компенсировано за счет поступлений от налога на доходы физических лиц (в основном, конечно, в местные бюджеты, что также можно считать позитивом) и отчислений в Пенсионный фонд от ЕСВ, что должно было бы повлиять на рост пенсий и/или сокращение бюджетного финансирования пенсионного обеспечения.

Решение о резком повышении минимальной заработной платы также положительно скажется на расходах государства на субсидии, потому что после такого повышения получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг станет в несколько раз меньше (оформление субсидий зависит от дохода).

Что касается минусов для государственного бюджета, то они проявятся позже. Это рост инфляции и углубление тенизации заработных плат, поскольку не все работодатели будут готовы к такому резкому повышению зарплат в частном секторе.

Кроме того, отвязка минимальной заработной платы от прожиточного минимума будет означать, что доходы вырастут у работающих лиц, а вот социальные выплаты, зависящие от прожиточного минимума, останутся неизменными или будут повышаться согласно заложенным в госбюджете показателям.

Если говорить о результатах для украинцев, то из плюсов стоит отметить все-таки рост доходов для работающих граждан, в частности работников бюджетной сферы, а среди минусов - неопределенность в вопросе социальной защиты.

Еще одним важным аспектом увеличения минимальной заработной платы является привязка к принятым недавно изменениям в так называемой потребительской корзине. Владимир Гройсман сообщил, что согласно этим решениям в 2017 г. стоимость корзины составит 3200 грн, и именно поэтому была определена такая сумма. "Таким образом, впервые за 25 лет независимости минимальная заработная плата граждан равна реальному, фактическому и юридическому прожиточному минимуму", - отметил он.

Во-первых, самого постановления о стоимости потребительской корзины нет в свободном доступе, поэтому невозможно пока оценить содержание, качество и соответствие потребностям граждан принятых решений по наборам продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Во-вторых, в соответствии с Законом Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях", прожиточный минимум - это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Согласно Закону "Об оплате труда", размер МЗП "определяется с учетом потребностей работников и их семей, стоимостной величины достаточного для обеспечения нормального функционирования организма трудоспособного человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности, а также общего уровня средней заработной платы, производительности труда и уровня занятости".

То есть, если бы у нас решения принимались не исходя из потребностей бюджета, а в соответствии с заложенными в законодательстве нормами, то на самом деле именно прожиточный минимум должен равняться 3200 грн, а стоимость корзины - на несколько десятков процентов превышать эту сумму.

Поражает также непоследовательность политики Кабмина, поскольку чуть больше месяца назад был внесен законопроект о государственном бюджете, а сегодня принимаются решения, влияющие буквально на все бюджетные программы, ведь оплата труда заложена в каждой из них.

В целом такое решение Кабмина можно охарактеризовать как неоднозначное и недостаточно продуманное, поэтому прежде всего стоит увидеть реальные расчеты, а не декларации.