UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛИТИКА НБУ И НУЖДЫ ЭКОНОМИКИ

Желание руководства Национального банка Украины досрочно возвратить ранее полученные кредиты МВФ — в сумме 1,8 млрд...

Автор: Владимир Лановой

Желание руководства Национального банка Украины досрочно возвратить ранее полученные кредиты МВФ — в сумме 1,8 млрд. долл., которые можно использовать еще почти шесть лет, — при детальном рассмотрении оказывается не технической операцией, а макроэкономическим и даже политическим явлением.

Имея существенный прирост национальных валютных резервов, НБУ внес в поле политических обсуждений предложение о досрочном погашении своего долга этой международной организации. Объяснение чисто коммерческое: проценты по ссудам МВФ ложатся «непосильной ношей» на государственные расходы (всего таких расходов в следующем году — около 48 млн. долл.).

Любому понятно, что для бюджета — это не сумма. Тем более что бюджет ежегодно инфляционно растет, а курс покупки доллара остается стабильным (то есть доллар с каждым годом для правительства «дешевеет», а значит, сумма платежей по процентам — все легче). Кроме того, прогрессирующее печатание гривни бурно повышает нацбанковскую прибыль (она возрастает еще больше в долларовом исчислении вследствие относительного удешевления доллара), и этими деньгами можно с лихвой покрыть дополнительные расходы бюджета.

Экономя 48 млн., центробанк Украины вынимает из страны 1,8 млрд. Где логика? Собственные интересы Нацбанка явно вступают в противоречие с его функциями обеспечивать улучшение денежно-кредитной и валютной ситуации в стране. Эти вопросы, наверное, требуют более конкретного рассмотрения.

Первое. Почему центробанк отказывается от иностранных займов? По-видимому, его переполняет уверенность в постоянном и долговременном притоке долларов в резервы из других источников. В Украине уже в течение двух лет наблюдается бум валютной наличности, который предопределен нарастающим превышением экспорта товаров и услуг над их импортом. Ясное дело, избыточный приток валюты на внутренний рынок неизбежно привел бы к удешевлению доллара до значений курса в 4,5 или 4,0 грн./долл., если бы не вмешательство Нацбанка. Он скупает избыточную долларовую наличность за гривни, которые достаются ему бесплатно — путем печатания на монетном дворе.

Однако, что хорошо известно, такое печатание денег дорого обходится всем реальным участникам экономической жизни: избыточно выпущенные гривни повышают цены на товары и услуги, понижая уровень доходов предприятий и граждан.

Понимая опасность беспредельной скупки излишка долларов за счет эмиссионных гривен, Национальный банк пытается изъять часть наличности из обращения для ее использования в интервенциях на валютном рынке. В частности, с этой целью в последние месяцы был изменен порядок формирования обязательных резервов коммерческих банков: теперь нельзя образовывать резервы за счет имеющейся иностранной валюты, что соответственно потребовало увеличить объем гривен, отвлекаемый на эти цели. Не исключено, что НБУ будет оттягивать гривни с банковских счетов путем продажи своих депозитных и долговых ценных бумаг (это нередко делалось в прошлом). Очевидно, в такой системе координат НБУ надеется уравновешивать гривнево-долларовый обмен, гарантируя рост своих валютных резервов и не допуская внутренней девальвации доллара.

Однако подобная тактика, по понятным причинам, несет в себе опасность воспроизведения известной напряженности на кредитно-денежном рынке страны. Неудивительно, что спустя несколько недель после решения о формировании обязательных резервов исключительно из гривневых средств процентные ставки на межбанковском кредитном рынке резко поднялись. Применяемая тактика съедает и тот реальный прирост кредитных ресурсов, который образуется из депозитов клиентов банков. А преобладание денежной эмиссии под выкуп избыточных долларов вытесняет такой ее вид, как рефинансирование ликвидности коммерческих банков — единственный вид эмиссии, который не ведет к инфляции, а поднимает монетизацию экономики.

Следовательно, чрезмерное превышение экспорта над импортом и беззаботное наращивание государственных валютных резервов неизбежно переходят черту, за которой благо превращается в ущерб для нации.

Второе. Должен ли Нацбанк Украины беспокоиться о валютном обеспечении экономики? Этот вопрос возникает не только в связи с желанием главного банка страны уменьшить валютные резервы. Как стало известно, в настоящее время НБУ готовит еще и проект кредитования за счет своих резервов еврооблигаций — фактически это финансирование дефицитов государственных бюджетов ряда развитых стран Европы и США (экономический уровень которых несравненно выше нашего). Речь идет о полумиллиардной сумме. Объяснение НБУ следующее: такое размещение резервов позволит повысить их доходность, которая сегодня составляет около 0,9% годовых (напомним, что средний процент по американским облигациям в настоящее время — 3% годовых).

Правомерно ли финансировать экономику других стран и досрочно возвращать долги, когда собственная экономика остро нуждается и в валюте, и в бюджетном финансировании?

Конечно, Нацбанк должен исключить из своего портфеля такое размещение резервов, которое может оказаться ненадежным или неликвидным в условиях обострения ситуации на внутреннем рынке. Поэтому, когда национальное хозяйство снижает свои обороты, то покупать за счет валютных резервов ценные бумаги правительства или коммерческих банков — слишком рискованно. Но в условиях начала экономического подъема, который происходит в Украине, при растущих доходах, депозитах и бюджете, а также при острой нехватке капитала и современных технологий такое направление размещения валюты — вполне надежно и оправданно. И дело не в том, что проценты будут выше. Это принципиальное структурное решение позволит вовремя увеличить инвестиционный капитал быстрорастущей и переживающей структурно-технологическое обновление экономики.

Безусловно, такие решительные изменения в управлении валютными резервами требуют тщательного отбора банков-покупателей, скрупулезной оценки состояния госбюджета, а также развертывания необходимой инфраструктуры валютно-облигационного рынка. Но создание последнего принесет не только конъюнктурные выгоды в среднесродной перспективе. Такой рынок нужен будет и в периоды нехватки валюты для поддержания курса гривни из-за падений экспорта, а также в условиях возможного истощения госвалютных резервов. Наши резервы сегодня еще не настолько велики, чтобы обезопасить нацию от возможных будущих внутренних кризисов или глобальных экономических потрясений. Национальный валютно-облигационный рынок поможет Нацбанку дополнительно мобилизовывать рыночные фонды для пополнения своих валютных резервов в периоды спадов производства и для экстренной поддержки импорта. Он сможет стать и местом вложения капиталов иностранных инвесторов, что позволит такому рынку стать мощным инструментом обеспечения валютно-гривневой сбалансированности глубоко интегрированной в международные связи украинской экономики.

Однако это возможно не только вследствие экономических преобразований и накоплений. Нужна и политическая независимость государства без замкнутых «единых пространств».

Можно резюмировать: Нацбанк не должен себя чувствовать бюрократическим заводоуправлением с собственными фондами. Пора повернуться лицом к нуждам Украины. Служение НБУ кредитно-денежной системе, рефинансирование лучших банковских учреждений, установление с ними доверительных валютных отношений, действительно рыночная работа банков — залог стабильности для всех нас в Украине.