UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политика выздоровления

Процесс выхода из карантина для экономики даже более рискованный, чем сам карантин.

Автор: Ярослав Жалило

Коронавирус SARS-CоV-2 войдет в историю не только из-за системности и непредсказуемости влияния на организм человека и стремительного распространения в глобальном измерении. Это первый опыт, когда сугубо биологический фактор вызвал практически обособленную жизнь в социальной плоскости и проявил сверхмощную действенность во влиянии на политико-правовую, социально-экономическую сферы, межгосударственные отношения и уклады жизни, получившую в экспертной среде название «коронакризис».

Значительные отличия в развитии и протекании заболеваемости COVID-19 между странами, имеющими подобные природно-климатические и социальные условия и применяющими как похожие, так и разные модели противоэпидемических мер, лишний раз подтверждают слабую предсказуемость влияния SARS-CoV-2 на человеческую популяцию. Вследствие продолжающегося почти полгода постоянного наращивания активных случаев заболевания в глобальных масштабах сохраняются общие неутешительные ожидания о вероятности следующих волн пандемии. Даже затухание пандемии на территории Европы не снимает с повестки дня проблему высоких эпидемических рисков, продолжающих негативно влиять на потребительское и предпринимательское поведение. А глобальный прогресс пандемии будет препятствовать восстановлению глобальной мобильности, что резко ослабит положительный эффект интегральности мировых рынков при полномасштабном сохранении рисков глобальной взаимозависимости.

Глобальное развитие коронакризиса свидетельствует об интегральности этого феномена, в котором произошло объединение биологических, общественно-политических и экономических измерений, в каждом из которых «пандемия» развивается по собственным, присущим этим сферам, законам.

В общественном сознании коронавирус получил самостоятельное существование, диктуя поведение национальных сообществ, в котором императивы здоровья и жизни явно преобладают над незыблемыми ранее ценностями, на которых строились демократические процедуры и институциональные модели рыночной экономики. Ограниченные масштабы развития пандемии позволили предотвратить закрепление таких ценностных изменений. Но коронакризис уже вызвал значительные институциональные сдвиги, которые, учитывая неопределенность развития биологического измерения коронакризиса, продолжительное время будут влиять на ряд ключевых элементов политической и экономической жизни: проведение демократических процедур, организацию общественных коммуникаций, приоритеты и формы межгосударственных отношений, поведение и вкусы потребителей, способы привлечения и использования человеческого капитала, организацию медицинского и противоэпидемического обеспечения и т.п. Поскольку такие изменения нередко проходили по линиям разломов, очерчивающих отжившие неэффективные модели взаимодействия, многие новые институциональные формы имеют все основания превратиться в составляющие «новой нормальности» даже после того, как пандемия COVID-19 станет достоянием истории. Это, впрочем, не касается сформированных в период коронакризиса моделей авторитарного контроля и национальной изоляции, которые по мере исполнения ими «иммуностимулирующей» роли для национальных сообществ будут уступать место укрепленному коронакризисом «иммунитету» сетевого социального капитала, становление которого в межнациональных масштабах происходит в рамках Глобализации 3.0.

Ручной режим карантинной остановки экономик привел к резкому обвалу экономических показателей. Но так же вручную запустить экономики после простоя в несколько месяцев окажется невозможно. Продолжительность посткризисной депрессии в значительной мере будет обусловлена потребностью адаптации экономических игроков к новым возможностям и ограничениям на рынках товаров, инвестиций, труда, нематериального капитала, построения адекватных стратегий. Финансовые вливания сами по себе будут иметь ограниченную действенность из-за неприспособленности к институциональным моделям, сформированным в процессе коронакризиса. Антикризисные политики государств должны выходить далеко за пределы финансовой поддержки экономики, содействовать адаптивности бизнеса к посткризисным институциональным реалиям, восстановлению взаимного доверия экономических субъектов на основе способности сохранять устойчивость и экономическую активность даже в случае повторения пандемических либо других генерированных за пределами экономики кризисов. Поэтому одним из ключевых направлений антикризисных стратегий является развитие противоэпидемической устойчивости экономик и сообществ, которая должна обезопасить от распространения инфекционных заболеваний при производственной деятельности, социальном взаимодействии, в повседневной жизни.

Непосредственная цена коронакризиса для экономики Украины оказалась мягче, чем прогнозировалось в начале карантина. Ценовая и валютно-курсовая стабильность гривни, которая опирается на довольно успешную адаптацию к новым рискам банковской системы, способствует стабилизации деловых и потребительских ожиданий. Постепенный выход из карантинных ограничений с мая 2020 года с определенной календарной последовательностью ослаблений открывает для бизнеса потенциальные возможности наверстывать упущенное за карантинный период.

Между тем процесс выхода из карантина для экономики может содержать намного большие риски, чем сам карантинный период. Активизация экономических процессов, особенно в условиях исчерпания «подушек безопасности» в виде личных сбережений и страховых резервов бизнеса, может сопровождаться обострением рисков неплатежеспособности по кредитам, осложнением бюджетной ситуации из-за лагов в налоговых платежах и влияния предоставленных в период коронакризиса налоговых преференций, восстановлением девальвационных трендов вследствие активизации потребности в импорте, усилением инфляционных рисков из-за слабой реакции внутреннего предложения на растущий спрос, снижением занятости из-за структурного несовершенства рынка труда. Наличие ряда унаследованных «депрессивных ловушек», которые могут тратить впустую потенциал экономического роста, блокирует принятие проактивных шагов государственной политики. Посткоронавирусные институциональные изменения создают дополнительные требования к структурной адекватности субъектов хозяйствования и дополнительные потребности в инвестировании в структурные изменения. Вместе с тем инвестиционная деятельность неожиданно резко упала уже по итогам первого квартала, и это позволяет предположить, что причины инвестиционного кризиса значительно глубже, и коронакризис только усугубил возникшую раньше проблему.

А значит, выздоровление от коронакризиса предусматривает в Украине не только преодоление вирусных угроз, но и восстановление динамичной и адаптивной к новым рискам экономики, которая способна обеспечить необходимое качество экономического роста. Как малая открытая экономика, Украина вынуждена бороться на два фронта — с последствиями коронакризиса и влиянием глобальной экономической депрессии. А это требует усиления внимания к эндогенности факторов экономического развития, которая будет следовать из инклюзивности обновленной социально-экономической модели и полноты реализации локальных потенциалов развития. Восстановление чувствительности экономики к эндогенным факторам потребует усовершенствования ее секторальной структуры путем адаптации к структуре внутреннего спроса и оптимизации интеграции в глобальное разделение труда. Это должно предполагать расширение возможностей технологического обновления промышленности, развитие промышленной инфраструктуры и логистики, расширение емкости рынков на основе усиления межсекторального, межрегионального и международного сотрудничества, внедрение «разумной» специализации регионов. В свою очередь, значительная аграрная ориентация украинской экономики может рассматриваться как некоторый дополнительный стабилизатор, принимая во внимание лучшие перспективы сохранения спроса на аграрную продукцию даже в условиях глобального кризиса. Стратегическими задачами являются содействие повышению капитализации и инвестиционной привлекательности агропредприятий, диверсификация на этой основе развития аграрного производства ради полноты реализации природно-ресурсного и человеческого потенциала этой сферы.

Отдельного внимания с точки зрения обеспечения инклюзивности и локализованности модели развития заслуживают восстановление и развитие туристической отрасли Украины. Учет особенностей посткоронавирусных ограничений и изменений во вкусах потребителей потребует комплементарных усилий центральной власти, регионов и громад, межсекторального взаимодействия и интегрированности с системами общественного здоровья, социальной защиты и гуманитарного развития.

Важная роль в усилении инклюзивности модели развития принадлежит реинтеграции малого бизнеса в различные сектора экономики, в частности путем развития промышленного предпринимательства на основе кластерного взаимодействия, распространения фермерства, сельскохозяйственной и агрологистической кооперации, а также развития социального предпринимательства и привлечения малого и микробизнеса к публично-частному партнерству на уровне громад.

Гибкости и адаптивности рынка труда к значительным структурным изменениям поможет использование опыта нестандартных форм занятости, приобретенного в карантинный период. Предотвращение формирования новых структурных диспропорций требует усовершенствования организации и динамического развития профессионального образования. Важную роль в создании условий для занятости играют местные громады, расширение функций которых усиливает емкость местных рынков труда, позволяет эффективнее планировать профессиональную подготовку работников.

Целенаправленная реализация политики выздоровления должна предусматривать восстановление функциональности основных экономических механизмов денежно-кредитной и бюджетной политики с целью достижения их действенности в реализации мер по стимулированию экономического роста и регулированию структурных сдвигов. Это потребует усовершенствования институционального обеспечения этих политик, а также налаживания координации с целью ослабления институциональных рисков для макроэкономической стабильности.

Создание условий для более полной реализации потенциала развития регионов на основе консолидации их ресурсов вокруг реализации целей структурной модернизации и ускорения экономического роста, «разумной» специализации каждой территории для повышения ее экономической и финансовой состоятельности, синергии межрегионального сотрудничества является одним из ключевых направлений построения альтернативных двигателей экономического развития в условиях глобальной экономической депрессии. Государственная политика регионального развития, а также региональные стратегии развития должны учитывать необходимость формирования условий для противоэпидемической устойчивости и предлагать реальные всеохватывающие меры по минимизации рисков. Местный, региональный и национальный уровни могут и должны стать стратегическими партнерами в стремлении действовать быстро в преодолении эпидемических рисков и способствовать социально-экономическому восстановлению в регионах. Важно безотлагательно определить роль публичной власти на уровне региона, района и громады, средства интеграции и координации между разными уровнями и закрепить их на законодательном уровне, что станет логическим итогом реформы децентрализации.

Для обеспечения противоэпидемической устойчивости общества необходимо провести реальную медицинскую реформу с эффективным и своевременным реагированием на современные вызовы. При этом до наступления вероятной осенней второй волны заболеваемости общий дискурс политики должен быть перенесен на развитие отечественной системы защиты общественного здоровья, стратегической целью которой являются укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости. Снижение рисков для здоровья должно проходить путем соответствующего обустройства пространств жизни и процедур экономической деятельности, улучшения экологической ситуации, широкого освоения современных инструментов, управленческих и технологических решений, введения действенного санитарно-эпидемического контроля. В значительной мере вес практического выполнения этой задачи лежит на громадах, что потребует усиления их организационной состоятельности.

Указанный системный характер коронакризиса побуждает к системной политике выздоровления, которая позволит достичь солидарного ответа на общие для всех вызовы коронакризиса ключевых социальных групп — власти, бизнеса, граждан и организаций гражданского общества.

Все статьи Ярослава Жалила читайте здесь.