Несмотря на многочисленные замечания, которые имели место при многократных слушаниях законопроекта 3760, его все же утвердили и передали на подпись президенту. Но серьезные недостатки, так и не исправлены авторами, могут вызвать массу проблем в случае его дальнейшего применения, что на самом деле повредит поступлению инвестиций, а не их привлечению.
Законопроект №3760 «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями» на первый взгляд привлекает тем, что благодаря ему в стране могут быстро потечь крупные иностранные капиталы. Это, возможно, и убедило парламентское большинство, которое очевидно надеется, что соответствующие инвесторы уже стоят в очереди и только и ждут предоставления различного рода льгот. Поэтому парламентарии в конце концов не приняли во внимание многочисленные требования ученых, практиков и своих же коллег-специалистов о необходимости серьезной доработки этого законопроекта.
Во-первых, принятие этого закона состоялось с грубыми нарушениями требований Регламента ВРУ. Ко второму или повторному второму чтению, заключение главного комитета и другие сопроводительные документы должны предоставляться депутатам не позднее чем за десять дней до дня рассмотрения законопроекта. А на самом деле, эти документы были предоставлены только за один день до рассмотрения.
Во-вторых, ряд замечаний и Главного научно-экспертного управления, и Главного юридического управления ВРУ, и других специалистов так и не были учтены при доработке законопроекта.
Прежде всего речь идет о преференциях по неуплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, что на самом деле является государственной помощью, которую необходимо согласовывать с Антимонопольным комитетом в соответствии с законом «О государственной помощи субъектам хозяйствования». Он, в частности, определяет и принципы предоставления государственной поддержки новых инвестиций в предприятия Украины. Однако в законопроекте нет ни одной ссылки на требования этого закона.
Более того, в ст.2 закона вдруг волевым порядком указано, что «на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной поддержки инвестиционным проектам со значительными инвестициями, заключением, исполнением и прекращением действия специальных инвестиционных договоров, не распространяется действие законов Украины« О государственной помощи субъектам хозяйствования »и« Об инвестиционной деятельности »(в части предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам, проведения их государственной экспертизы, а также включение в Государственный реестр инвестиционных проектов)». И такое нововведение ничем не обосновывалось в пояснительной записке.
При этом в заключительных и переходных положениях, где предлагается внести соответствующие изменения в ряд законодательных актов, в этом контексте таки упоминается закон «Об инвестиционной деятельности». А по закону «О государственной помощи субъектам хозяйствования» такой ссылки нет. Таким образом закладывается коллизия между требованиями законопроекта и требованиями закона о государственной помощи. И эта коллизия со временем может стать серьезным препятствием в применении положений вновь принятого закона.
Ссылка авторами закона на мировой опыт не является корректной. Авторы пишут, что в европейских странах государственная поддержка инвестиционных проектов является существенным конкурентным преимуществом. Но в Европе, согласно ст.107 Договора ЕС, осуществляется жесткий контроль предоставления отдельными странами государственной помощи своим отечественным предприятиям. Такую помощь необходимо согласовывать с Генеральным директоратом по вопросам конкуренции Европейской комиссии. Эта довольно строгая политика применяется для защиты конкуренции и справедливых условий торговли между государствами-членами сообщества.
Уместно также напомнить, что именно по требованию и за незаурядной интеллектуальной и материальной поддержки европейских партнеров, в Украине, несмотря на существенные длительные сопротивления заинтересованных влиятельных лиц, закон о государственной помощи предпринимателям был таки принят 1.07.2014 г.. Инвесторы настаивали на необходимости принятия этого закона для обеспечения равных условий в конкуренции, поскольку преимущества отдельным предприятиям в нашей стране были очевидными и могли стать существенными препятствиями иностранных инвестиций. Поэтому ослабление ныне политики контроля этих вопросов может стать не стимулом для инвестиций, а скорее всего вызовет недовольство потенциальных инвесторов.
К тому же законопроект рассматривает не только налоговые льготы, но и допускает и другие формы поддержки. В частности речь идет о предоставлении преимуществ и привилегий в получении инвестором земельного участка в пользование и в собственность, и тому подобное. Здесь следует учитывать, что согласно статье ст.24. Конституции Украины, граждане имеют равные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по любым признакам. А согласно ст. 42 государство должно обеспечивать защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. А неправомерные ограничения конкуренции не допускаются.
В то же время, согласно ст. 25 Хозяйственного кодекса Украины, органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или другим способом нарушают правила конкуренции. А согласно ст. 31 предоставления отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение и установление запретов или ограничений в отношении отдельных предпринимателей квалифицируется как дискриминация субъектов хозяйствования, не является не допустимым. Статья 26. опять же, подчеркивает, что правовые основы осуществления контроля за допустимостью такой помощи для конкуренции устанавливаются законодательством о государственной помощи субъектам хозяйствования.
Кроме невыполнения указанных требований, касающихся вопросов разного рода льгот и поддержки избранных, авторами не был учтен и целый ряд других важных замечаний рецензентов. Это свидетельствует, что законопроект таки должен быть возвращен на доработку.
К сожалению руководство ВРУ не последовало логическим путем, который бы обеспечил учет замечаний специалистов, а поспешно отреагировало на этот проект постановления об отмене утвержденного закона. На пленарном заседании Совета важный, но неудобный вопрос об этом Постановлении быстро рассмотрели по сокращенной процедуре уже 26.1.2021р. Стенограмма обсуждения просто поражает.
Практически все выступающие выразили поддержку позиции авторов постановления об отмене только принятого закона и необходимости устранения существенных его недостатков. Но в ходе голосования Постановление было отклонено и в этот же день направлено на подпись Президенту.
Здесь может быть два объяснения - или большинство депутатов не поняли за что они голосуют, или это лоббистские закон правдами и неправдами сознательно протащили в интересах своих же олигархов. Это свидетельствует, что власть олигархических структур в стране все еще остается сильной.
Остается слабая надежда, что Президент не подпишет этот закон, потому что он не соответствует конституционным требованиям по обеспечению равных прав в предпринимательской деятельности, правилам защиты добросовестной конкуренции и будет способствовать продолжению разрушения экономики. Но для этого предпринимательская общественность, и прежде всего профессиональные объединения предпринимателей, которые вынуждены стучать во все провластные двери, чтобы защитить интересы отечественного бизнеса.
Если он его таки подпишет, это не столько будет способствовать поступлению иностранных инвестиций в нашу коррумпированную страну, сколько спровоцирует уход с рынка конкурентов, которые не будут иметь таких же льготных условий, которые устанавливаются только для избранных. То есть будет способствовать продолжению разрушения экономического потенциала страны.
Опыт показывает, что инвесторов на самом деле интересуют не льготы, а равные и справедливые конкурентные условия ведения бизнеса.