UA / RU
Поддержать ZN.ua

Платежный баланс Украины: кардинальные сдвиги во время войны

Темпы инфляции в Украине пока заметно выше, чем в США и ЕС

Автор: Татьяна Богдан

За январь—ноябрь 2022 года баланс текущего счета платежного баланса был положительным и достиг 8,5 млрд долл. США, в то время как за аналогичный период 2021-го имел место отрицательный баланс размером 2,8 млрд долл. Формирование профицита текущего счета было связано с увеличением текущих трансфертов за счет грантовой поддержки и гуманитарной помощи международных партнеров, а также с сокращением выплат дивидендов и процентов по кредитам. С другой стороны, дефицит торгового баланса увеличился с 1,8 млрд долл. до 20 млрд при драматическом сокращении как экспорта, так и импорта. При этом дефицит торговли товарами вырос более чем вдвое — до 12,1 млрд долл., а профицит торговли услугами сменился его дефицитом, достигнув 8 млрд долл. Основной причиной этого изменения стали траты украинских беженцев за границей в сумме 13,8 млрд долл. (которые отображались в составе импорта услуг).

Профицит текущего счета в сумме 8,5 млрд долл. означает, что Украина получила больше доходов, чем осуществила выплат по текущим операциям с нерезидентами (см. табл.). На эту же сумму увеличилась нетто-позиция Украины по внешним активам.

За 11 месяцев 2022 года стоимостные объемы экспорта товаров из Украины уменьшились на 33,7%, а импорта — на 20%. Самыми весомыми позициями сокращения экспорта стали черные и цветные металлы (падение на 60,5%), минеральные продукты (на 47,3%), продукция химической промышленности (на 44,2%), промышленные изделия (на 39,2%), машины, оборудование и транспортные изделия (на 38,6%). Основные причины подобной ситуации: разрушение производственных мощностей и энергетическо-транспортной инфраструктуры, нарушение логистики внешней торговли, прекращение экономических связей с агрессором, частичная потеря рабочей силы вследствие эмиграции и мобилизации.

В составе товарного импорта Украины больше всего упал импорт черных и цветных металлов и изделий из них (темпы падения достигли 40,3% относительно января—ноября 2021 года). Заметно сократились и объемы импорта древесины и изделий из нее, продукции машиностроения и химической промышленности.

В условиях вооруженной агрессии России вполне ожидаемо уменьшалась доля стран СНГ в экспорте и импорте товаров в Украину, тогда как доля стран ЕС стремительно увеличивалась. Так, в географической структуре экспорта товаров доля ЕС выросла с 32,9% в ноябре 2021 года до 67,1% в ноябре 2022-го. А доля стран СНГ в украинском импорте за этот же период сократилась с 24,3 до 2,7%.

Экспорт услуг из Украины уменьшился за указанный период на 11,5%, при том что импорт услуг увеличился в 1,7 раза. Наибольший роста импорта зафиксирован по статье «личные путешествия» — с 2,3 млрд до 13,8 млрд долл., что объясняется увеличением расходов украинских мигрантов за рубежом. Количество наших мигрантов в ЕС, покинувших Украину после 23 февраля, уже приближается к 8 миллионам человек.

Поступления от оплаты труда украинцев за рубежом существенно не изменились по сравнению с предыдущим годом: 12,4 млрд против 12,3 млрд долл. То есть украинцы продолжали активно работать за рубежом и поддерживать свои семьи и платежный баланс страны денежными переводами.

При этом втрое уменьшился отток валюты по статье «доходы от инвестиций» — с 11,8 млрд до 3,8 млрд долл. (без учета реинвестированных доходов). Это объяснялось официальной остановкой платежей по обслуживанию внешнего государственного долга, уменьшением доходности иностранных инвестиций в военной экономике и введением мер валютного контроля после 24 февраля.

В 2022 году одной из наиболее весомых статей поддержки платежного баланса стало поступление иностранных грантов и гуманитарной помощи (или текущих трансфертов) — 22,6 млрд долл. Эта величина в 3,5 раза превысила аналогичный показатель прошлого года. Почти 60% текущих трансфертов были направлены в сектор общего государственного управления.

Профицит текущего счета объемом примерно 7,1% ВВП сочетался с масштабным дефицитом бюджета, достигшим 19,2% ВВП. Это стало свидетельством нарушения хорошо известного в теории феномена twin deficit (двойного дефицита), когда дефицит бюджета подпитывает дефицит текущего счета путем наращивания импорта и совокупного спроса. Основными факторами возникновения аномальной ситуации в Украине (огромного дефицита бюджета и профицита текущего счета) стали значительные объемы частных сбережений, в том числе и зарубежных, при минимальных объемах частных инвестиций в экономике Украины.

В целом по платежному балансу основными статьями поступления иностранной валюты в Украину стали (см. рис.):

Вместе с тем наблюдался значительный отток иностранной валюты по следующим статьям платежного баланса:

С начала войны наблюдается колоссальный рост суммы торговых кредитов, предоставленных резидентами Украины нерезидентам, — с 1 млрд долл. за 11 месяцев 2021 года до 10,5 млрд долл. за 11 месяцев 2022-го. Такая ситуация указывает на нежелание украинских экспортеров возвращать валютную выручку в Украину во время войны. Но подобное поведение выступает одним из факторов удержания дефицита платежного баланса. Логичной реакцией правительства и НБУ в этой ситуации должно было бы стать усиление мер валютного регулирования, чего, к сожалению, не происходит.

Финансовый счет платежного баланса имел дефицит в сумме 11,9 млрд долл. даже при масштабном кредитовании из-за рубежа государственного сектора. Для сравнения: профицит этого счета равнялся 2,9 млрд долл. за 11 месяцев 2021 года. Основными факторами дефицита в 2022-м стали масштабный отток иностранного капитала из частного сектора и накопление внешних активов резидентами Украины. Так, отток иностранной валюты по статьям портфельных инвестиций и других инвестиций частного сектора составил 2,4 млрд долл. А прирост иностранной валюты во внебанковском обращении Украины достиг 10,2 млрд долл.

Нетто-реципиентом средств в рамках операций финансового счета стал государственный сектор экономики, в который поступило 11,6 млрд долл. (нетто) против 0,8 млрд долл. за январь—ноябрь 2021-го. При этом чистое привлечение кредитных ресурсов в государственный сектор в 2022 году составило 13,1 млрд долл. А всего с 1 января по 27 декабря валовое кредитование и грантовая поддержка бюджета иностранными донорами достигли 30,8 млрд долл.

Наиболее весомую финансовую помощь правительству предоставила администрация США, выделившая почти 12 млрд долл. в форме грантов. Финансовая поддержка от ЕС (8 млрд долл.) поступала в основном в кредитной форме. В 2023 году ЕС обязался выделить Украине 18 млрд евро, но опять же путем предоставления кредитов. Похоже, что руководящие органы ЕС старательно оберегают свой бюджет от «непроизводительных», на их взгляд, трат в пользу Украины.

Другими кредиторами и донорами Украины стали МВФ (2,7 млрд долл.), Канада (1,9 млрд), Германия (1,6 млрд), Всемирный банк (1,1 млрд), Великобритания (1,1 млрд), Европейский инвестиционный банк (0,7 млрд долл.) и другие. Доля грантовых средств в суммарной финансовой поддержке правительства Украины составила 45%.

Военное вторжение России и драматическое повышение рисков страны закрыли доступ субъектов национальной экономики к ресурсам международного рынка капиталов. Вследствие этого частный сектор столкнулся с оттоком средств по финансовому счету в сумме 23,5 млрд долл. Такой показатель сигнализирует о высокой уязвимости платежного баланса Украины по финансовым операциям и его существенной зависимости от привлечения внешнего официального финансирования.

Положительное сальдо текущего счета платежного баланса Украины в сумме 8,5 млрд долл. и значительное негативное сальдо финансового счета в сумме 11,9 млрд долл. сформировали отрицательное сальдо сводного баланса — 3,4 млрд долл. Это сальдо покрывалось чистыми кредитами МВФ (0,8 млрд долл.) и валютными интервенциями из международных резервов Украины (2,6 млрд долл.). При этом снижение международных резервов не носило критического характера: по состоянию на 1 декабря объем резервов составлял 28 млрд долл. Такой размер обеспечивает финансирование импорта товаров и услуг в течение 3,5 месяца, но является недостаточным согласно композитному критерию адекватности резервов МВФ.

В 2023 году стабилизация платежного баланса Украины и уменьшение внешней уязвимости экономики потребуют от государства и частного сектора консолидации усилий для восстановления экономической деятельности и способности к экспорту, уменьшения оттока ресурсов на приобретение наличной валюты резидентами и предоставление торговых кредитов нерезидентам, а также продолжения работы с международными партнерами по вопросам финансовой помощи.

Фиксированный валютный курс с начала войны играл конструктивную роль в удержании макрофинансовой стабильности и недопущении раскручивания девальвационно-инфляционной спирали. В 2023 году целесообразно сохранить фиксированный режим с возможностью единоразового пересмотра параметров фиксации обменного курса гривни. Предотвращение потерь ценовой конкурентоспособности украинских производителей и поставщиков требует учета того факта, что темпы инфляции в Украине пока заметно выше, чем в США и ЕС.