Еще в начале года Украина, как и многие страны мира, планировала на осень свое участие в Еxpo 2020 в Объединенных Арабских Эмиратах. Но ситуация с COVID-19 повлияла и на это событие, — мероприятие перенесли на октябрь 2021 года. Expo считается самой престижной платформой для демонстрации инновационных разработок и достижений, местом международной конкуренции и поиска инвесторов. Это шанс для нашей страны заявить о себе и заметно увеличить экспорт в страну проведения Всемирной выставки. Для этого надо учесть недостатки мероприятий предыдущих World Expo и четко понимать модель выхода на рынок ОАЭ. Итак, у Украины есть возможность лучше подготовиться к Expo 2021. Как именно это можно сделать, советует Центр аналитики внешней торговли Trade+ при Киевской школе экономики.
Аргумент 1. Открытые возможности
Несмотря на то, что экономика ОАЭ очень открыта, а сама страна — активный игрок в мире международной торговли, украинский импорт составляет всего 0,08% общего импорта ОАЭ, на наш рынок приходится лишь 0,02% экспорта из этой страны. Для Украины ОАЭ также пока не самый крупный партнер. 0,12% наших поставок идут в ОАЭ, только 0,89% импорта — оттуда (данные за 2018 год). Общий объем торговли товарами и услугами между странами составлял почти 960 млн долл. США в 2018 году и 1065 млн — в 2019-м, увеличившись на 11% по сравнению с 2018-м.
И именно выставки могут быть проводниками украинского экспорта на рынки ОАЭ. Например, выставка Gulfood в ОАЭ принимает компании из почти 200 стран мира. Количество украинских компаний на ней увеличилось с 34 в 2018 году до более 60 — в прошлом. Другой пример — специализированная выставка UMEX, в которой в 2018 году принимала участие государственная компания «Спецтехноэкспорт», представляя беспилотные летательные аппараты.
Одним из главных нововведений во внешней экономической политике ОАЭ стало появление нового международного торгового портала Dubai Trade. Более 50 тысяч его разнообразных пользователей (среди которых — государственные органы, частные компании, трейдерские организации и т.п.) имеют возможность проводить экономические операции в онлайн-режиме, что значительно облегчает организацию логистики и упрощает деятельность иностранных компаний, осуществляющих международную торговлю в ОАЭ.
С развитием торговли товарами будет расти и торговля сопутствующими услугами, такими как страхование, деловые услуги, ремонт и техническое обслуживание и др. Например, если ОАЭ будет покупать украинские самолеты, то и ремонт самолетов может стать перспективным направлением сотрудничества.
Аргумент 2. ОАЭ — окно в арабский мир и не только
Государство поддерживает льготами стартапы и обычный бизнес. По индексу легкости ведения бизнеса Doing Business, ОАЭ входили в первую тридцатку рейтинга стран в 2018 году, а в 2020-м поднялись на 16-е место. На Среднем Востоке и в Северной Африке количество новообразованных сервисов, предлагающих финансовые услуги, выросло с 46 до 105 всего за три года. По прогнозам, уже в 2020 году количество финтех-стартапов достигнет 250, а на сегодняшний день три из четырех стартапов региона работают именно в ОАЭ. Наибольшим спросом пользуются электронные платежи и денежные переводы, растет спрос и на онлайн-кредиты, онлайн-страхование, мобильные решения, различные услуги интернет-банкинга, в том числе не только для физлиц, но и для корпораций. Некоторые стартапы и компании могут получить лицензию на льготные условия деятельности в самой престижной зоне свободной торговли — DMCC, входящей в число лидеров, по данным Global Free Zones of the Year 2018, наряду с такими зонами, как Tanger Med Zones в Марокко, Innovation Technology Park SEZ в Казахстане, Katowice Special Economic Zone в Польше, Zona Francade Bogotá в Колумбии и Jebel Ali Free Zone тоже в ОАЭ. Для открытия компании в одной из свободных экономических зон в ОАЭ не требуется сотрудничество с местным партнером или агентом. Но вести предпринимательскую деятельность можно преимущественно на территории СЭЗ или за пределами ОАЭ на определенных условиях регистрации компании в зависимости от эмирата.
Надо учитывать, что деловая культура ОАЭ имеет ряд особенностей и для украинского бизнеса может быть непривычной. Личные отношения являются основой делового стиля ОАЭ, они часто имеют приоритет над коммерческими связями. Кроме того, на таможенной территории ОАЭ условия ведения бизнеса отличаются от свободных зон. Так, для получения права на торговлю заявитель должен быть гражданином ОАЭ или компанией, основанной в ОАЭ, 51% которой принадлежит гражданам ОАЭ.
Значительную часть экспорта ОАЭ составляет реэкспорт, то есть товар, не подвергавшийся какой-либо обработке на территории Эмиратов. Такой товар могут даже не завозить на таможенную территорию ОАЭ, а сразу из порта отправлять в страны конечного потребителя, в основном через специальный режим свободных экономических зон.
Чистый экспорт (общий экспорт минус реэкспорт) из ОАЭ — это в основном нефть и нефтепродукты (54%), жемчуг, драгоценные металлы и камни и изделия из них (15%). А вот на реэкспорт идут, например, самые дешевые мобильные телефоны в развивающиеся страны. Реэкспорт ОАЭ составлял 57% общего экспорта 2018 года, по данным UN Comtrade.
ОАЭ — удобный логистический хаб: здесь выгодная геолокация и низкая пошлина. В случае сертификации продукции в ОАЭ торговля с рынками Ближнего Востока и Африки будет значительно проще.
Также ОАЭ — надежный партнер в торговле и ведении бизнеса, понятная стратегически страна, ведь ее средне- и долгосрочные планы четко зафиксированы в официальных документах. Сейчас страна реализует план «Видение ОАЭ 2021», лидер страны Эмират Абу-Даби работает с программой «Экономическое видение Абу-Даби 2030», Эмират Дубай реализует планы «Промышленная стратегия Дубая 2030» и видение «Дубай 2021».
Аргумент 3. Диверсификация экспорта
Исследователи Trade+ оценили, какова потенциально неиспользованная емкость рынка ОАЭ для украинских товаров (недоторгованность). В исследовании речь идет о 135 товарных группах (на уровне HS4), которые аналитики Киевской школы экономики считают самыми перспективными для наращивания экспорта на рынок ОАЭ. По этим товарам украинские экспортеры могли бы дополнительно получить 73 млн долл. к фактическому экспорту 2017 года (385 млн долл.).
Около 70% из этих товаров Украина вообще не поставляла в ОАЭ в 2017 году. К девяти товарным группам из этого перечня применяются нулевые ставки ввозной пошлины.
Наибольшая недоторгованность зафиксирована для товаров машиностроения и электрического оборудования — почти 15 млн долл. Это такие товарные позиции, как изолированный провод, кабель и другие электрические проводники, электрические водонагреватели, сушилки для рук, утюги, реактивные, гидравлические, пневматические двигатели и моторы, оборудование для сортировки и просеивания и т.п.
На втором месте идут сельскохозяйственные товары и пищевые продукты — 13 млн долл. Соя, подсолнечник, ячмень, рапсовое масло, мясо крупного рогатого скота, экстракт солода, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, мед, консервированные овощи, мороженое и т.п. Эти данные подтверждаются и практикой. ОАЭ заинтересованы в украинских пищевых продуктах, и все больше украинских компаний выходят на рынок ОАЭ. Данные анализа позволяют диверсифицировать экспорт и производство продукции и обезопасить себя во время разворачивания нового мирового кризиса.
Аргумент 4. Требования ОАЭ к импорту
ОАЭ применяют ряд санитарных и фитосанитарных регуляторных мер, большинство из которых основаны на требованиях Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива.
Чтобы осуществлять экспорт в ОАЭ, производители должны обеспечить соответствие продукции требованиям безопасности ОАЭ и получить надлежащие сертификаты в зависимости от товара (фитосанитарный или международный ветеринарный сертификат). Также пищевые продукты обычно дополнительно нуждаются в получении сертификата Халяль по месту производства.
Все грузы с продуктами питания должны отвечать требованиям маркировки ОАЭ, проверяются по прибытии в порт, отдельные образцы на основе оценки риска берутся для лабораторных тестов на соответствие требованиям ОАЭ.
Украина получила разрешения и согласовала международные ветеринарные сертификаты на экспорт в ОАЭ:
— охлажденной/замороженной говядины;
— мяса птицы;
— мяса овец и продуктов из него;
— живых овец и коз;
— живой птицы и суточного молодняка домашней птицы;
— яиц птицы;
— молочных продуктов;
— меда;
— рыбных продуктов;
— мяса и мясных продуктов.
Для импорта технологической продукции, такой как изолированный провод, наибольшее количество нетарифных мер касается технического регулирования. Стандарты разрабатывает и принимает специальный орган ОАЭ ESMA, также применяются стандарты Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива.
Для каждого перспективного товара необходимо отдельно проводить детальный анализ по требованиям и барьерам для выхода на рынок ОАЭ.
Аргумент 5. Тенденции потребительского поведения позволяют найти свою нишу
Потребители товаров в ОАЭ становятся менее лояльными к брендам и более требовательными — ожидают удобств, ориентированных на здоровье вариантов и продуктов местного производства (в противоположность крупным компаниям). Свыше 50% потребителей в опросе Mckinsey&Company отметили, что для них «всегда» или «обычно» важно, что упакованные продукты изготовлены из натуральных ингредиентов.
В целом арабский мир сдержано относится к электронной коммерции, но этот канал сбыта становится все более популярным в ОАЭ, особенно принимая во внимание пандемию COVID-19. Опрошенные респонденты за последний год увеличили свои онлайн-расходы на 31%, а 62% из них назвали удобство главным фактором для перехода на покупку товаров онлайн. Это шанс для украинского IT-сектора. У покупателей в ОАЭ большие ожидания, заслужить их лояльность может быть трудно. 65% клиентов ожидают персонального обслуживания, что на 9% больше, чем в среднем в мире. Управление отношениями с клиентами должно быть эффективным и высоко персонализированным.
Приведенные аргументы помогут Украине подготовиться ко Всемирной выставке Expo 2021 в ОАЭ и правильно подобрать проекты, учитывая положительные тенденции для развития экономических отношений с этой страной. Вместе с тем следует заметить, что трудности, возникающие у украинских компаний при выходе на рынок ОАЭ, являются незначительными и решаются четким настраиванием экспортной стратегии и логистики, наличием качественной продукции и инновационных разработок, профессиональным подходом к ведению договорных отношений и т.п. Детальнее об особенностях торговли с ОАЭ читайте в исследовании Центра аналитики внешней торговли Trade+ при Киевской школе экономики здесь.
Все статьи Ирины Титарчук читайте здесь.