UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

«Почем стоит похоронить?.. А без покойника?» М.Жванецкий > Правительство сразу сказало, что в одиночку отвечать за это дело, то есть за «Реформы ради благосостояния», оно не намерено...

Автор: Светлана Рябошапка
«Почем стоит похоронить?.. А без покойника?»
М.Жванецкий

> Правительство сразу сказало, что в одиночку отвечать за это дело, то есть за «Реформы ради благосостояния», оно не намерено. Чем и открыло сезон постатейных и персональных торгов — не столько с политическими партиями в парламенте, сколько с группами по интересам. Не сказала бы, что торги по Программе будут посильнее, чем торги по бюджету, но тоже занятная вещь. Так уж случилось, что политика у нас — эвфемизм чисто конкретно денег и дивидендов. Они же, деньги то есть, могут произойти из Программы и мер по ее исполнению в двух случаях: во- первых, их могут принести желательные для участников торгов локальные изменения правил экономической игры, а во-вторых, кадровые изменения в самом правительстве (за которыми опять- таки должна последовать коррекция правил). Так что название Программы и мер, о которых здесь пойдет речь, после политического редактирования парламентом и прочими заинтересованными лицами со спокойной совестью можно сократить до «Ради благосостояния», а уж чьего именно благосостояния — торги покажут. В общем, ни Программа, ни меры сами по себе не хороши и не плохи — таковыми они могут стать только в процессе их использования властью. Единственный выигрыш правительства состоит в том, что оно выступает в опасной, но приятной роли подателя и «отнимателя» благ. Под патронатом Президента Украины, естественно.

«Меры» как они есть

К текстовой и весьма стратегической части Программы правительства прилагаются, как известно, «Меры по исполнению Программы деятельности Кабинета министров Украины» (на данный момент — рабочий проект). Предполагалось, что именно в этой части любознательные олигархи, парламентарии, чиновники и прочие участники торгов смогут познакомиться с детальным перечнем реформаторских лотов. Но сначала о структуре этого рассчитанного, судя по всему, на четыре года документа. Значится, так: во первых строках называется некая проблема, для решения которой разрабатывались меры, потом следует собственно мера и предполагаемый способ ее реализации (нормативно-правовые, законодательные акты). Затем следует перечень министерств и прочих фирм, которые в случае чего будут рассказывать — почему то или иное начинание не увенчалось видимым успехом. Эта графа называется «Исполнители». Ну а заканчивается все, ясное дело, сроком (сроком разработки и реализации задуманного). Все логично, но чего-то не хватает. Как всегда, не хватает денег. Не хватает хотя бы приблизительного расчета — во сколько та или иная мера обойдется, скажем, в весьма условных единицах национальной валюты. Отсутствие графы «Итого», впрочем, легко объяснимо: кто же до окончания честных (но наглухо закрытых) торгов может предсказать результат?..

Теперь о предметах переговоров, то есть о разделах предлагаемых мер. Первое, что нам всем необходимо, — это «Политическая стабильность и усиление дееспособности правительства». Предполагается, что тут наступит солидарная ответственность правительства и ВР «за проведение экономических реформ», поскольку за НЕпроведение указанных реформ никто, по-видимому, отвечать не собирается. К этому же разделу пристроена админреформа и принятие Закона о Кабмине: ни первого, ни второго в натуре никто не видел, но ясно, что предмет для переговоров имеется. Тем более что админреформа у нас идет по плану: после непродуманного, устроенного сгоряча, сокращения штатов министерств наступило хорошо продуманное их увеличение.

Следующий раздел — сущий Клондайк, причем уже хорошо разведанный. «Новые условия развития регионов» называется. Конечно же, тут представлен весь регионально-бюджетный набор: децентрализация, внесение изменений в законы «О местном самоуправлении» и «О местных гос- администрациях», законопроекты «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», «О распределении бюджетных полномочий между органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления», «О формировании местных бюджетов», «О финансовом выравнивании», «О местных займах». И все это за три года станет явью. Или былью.

Между прочим, регионы у нас и без того не слабые, а главное — находчивые. Нашли же региональные боссы в уже подписанном Президентом бюджете-00 дополнительные доходы, внесли необходимые изменения и получили за это возможность расходовать еще 900 млн. гривен сверх запланированного. Так что за регионы я лично спокойна.

Специально для ублажения сердобольных депутатов есть в Программе меры в области социалки, экологии, науки и даже культуры (в частности, политически грамотное обещание хорошо финансировать государственное ТВ). Конечно, есть традиционные заклинания о погашении всех государственных долгов перед населением, которые выглядят солидно, весят что-то около 10 млрд. грн. и ни к чему никого не обязывают. Потому как задолженность по бюджетным зарплатам еще не знает о намерениях правительства и продолжает себе преспокойно расти. Кстати, раз уж счет пошел на миллиарды, пора бы и нам обратиться к глобальным проблемам.

Экономический рост: что, опять?!

С первых же строк, описывающих меры, призванные заставить экономику прирастать, возрадовалось либеральное сердце автора: «Усовершенствование управления бюджетными средствами. Существенное уменьшение всех видов поддержки убыточных предприятий и концентрация ассигнований на социальной защите и социальной сфере» — во как. В переводе с правительственного это должно бы означать, что государство неожиданно оставит в покое ту экономику, которая еще шевелится. Но не тут-то было, господа. Достигнуть указанной цели предполагается с помощью «упразднения льгот по оплате услуг НАСЕЛЕНИЮ». Может, все-таки сначала дать этому населению возможность заработать?

Оставим в стороне уже успевшие окаменеть от древности намерения: установить реальную подотчетность распорядителей бюджетных средств, свернуть государственные и отраслевые программы, которые не обеспечены финансированием, создать единый казначейский счет. Все эти меры хороши, и их можно свести к простой житейской мудрости: если не слишком много воровать из бюджета, то деньги в бюджете будут. Впрочем, мудрость эта разбивается о не менее житейский вопрос: а откуда тогда воровать?..

А вот и оно, «Улучшение финансового положения предприятий». Больше всего автору приглянулась такая мера, как «Объявить проведение тендеров для отбора финансовых советников ЭТИХ ПРЕДПРИЯТИЙ». Такая постановка вопроса дает немереные возможности для торгов: сначала в процессе отбора «этих предприятий», потом — «этих советников» или наоборот.

Снова назрела необходимость «разблокировать счета предприятий» (отменить картотеку), обустроить закон «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетными и государственными целевыми фондами», то есть все как и три-четыре года назад. Да, еще для «усиления прозрачности использования бюджетных расходов» распределять сии расходы на конкурсной (?!) основе через Украинский банк реконструкции и развития. Интересно, а на какой еще основе может распределять ресурсы банк? Кстати, более чем прозрачное использование части бюджетных ресурсов нам обеспечено, поскольку власти вознамерились назвать АКБ «Украина» Земельным банком, добавить ему ресурсов и предоставить полную возможность продолжать выдавать безвозвратные деньги агропромышленному нашему, извините, комплексу. Ну, а где АПК, там и ТЭК недалеко. Тем более что опять посевная, опять бартер, авансирование «под урожай» с последующим исчезновением и авансов, и урожая. Так что Земельный банк нужен, как же без него, осталось договориться о цене.

Топливно-энергетический комплекс, как показывает практика, у нас вообще не лечится. Вот давеча Президент жаловался на то, что «эти частные облэнерго» ничего не платят да и вообще ситуация в энергетике катастрофическая. То есть стандартная. А между тем в мерах правительства вопросы реформирования ТЭК отнесены к разделу «Конкурентоспособность национальной экономики». На каждую предложенную меру тут уже найдена контрмера (участниками энергорынка из числа предполагаемых к «ущемлению»). Поскольку исход борьбы еще не ясен, никто не может сказать, как именно будут выглядеть срочные (первый-второй кварталы текущего года) меры: «реформирование оптового рынка электроэнергии, исправление диспропорций в ценообразовании, порядок направления выручки от реализации энергоресурсов на аукционах для расчетов с бюджетом», etc. Ясно только то, что «энерго-вице-премьером» Юлией Тимошенко недовольны весьма многие участники программных торгов. В конце концов, недаром же Президент доверительно сообщил народу, что если Виктор Ющенко «подаст на ротацию своего Кабинета», он, Президент, возражать не будет. Это может означать, что с приходом новых лиц в правительство в Программе появятся другие меры и процесс рискует стать бесконечным, как поправки к бюджету, поскольку кадры — они такие, они решают все. При условии, что ответственность солидарная, а дележ дивидендов согласован «наверху».

Госдолг и другие

В свете недавних украино-американских событий и ситуации в МВФ трогательно выглядит намерение и цель правительства: «для эффективного управления государственным долгом — продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями». Но, слава Богу, не только это — есть намерение запретить использование внешних займов (если таковые случатся) для финансирования текущих расходов бюджета, определиться относительно порядка погашения ОВГЗ у НБУ. А для уменьшения государственного долга — «усовершенствовать процедуру предоставления государственных гарантий по иностранным экспортным кредитам». Пока же указанная процедура несовершенна, правительство подумывает «О мерах по компенсации убытков бюджета, возникших в результате выполнения гарантийных обязательств государства по иностранным кредитам» — в ожидании очередных убытков, сделанных по более совершенной схеме? Между прочим, государственных гарантий требуют не только иностранные кредиторы. Например, отечественные банки заявили о том, что есть у них миллионов 218 гривен, которые можно бросить «на село» под гарантии правительства. А селу, между прочим, все равно, какие, или чьи, деньги не возвращать…

Не может не радовать предложение правительства принять, наконец, законы «О государственном долге Украины», «О валютном регулировании», «О фонде гарантирования вкладов физических лиц». Это будут ровно три лишних повода убедиться в способностях наших лоббистов изменять законопроекты до полной неузнаваемости.

Есть в перечне мер и такая законодательная глыба, как закон «О собственности» (срок разработки и принятия не указан). А пока суд да дело, привлекательным лотом в этой области является очередная коррекция закона «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», особенно при том, что правительство заявило о намерении сей перечень сократить. Так что ставки растут. Вообще «Меры» кое в чем выстроены со вкусом: сначала объявляется некое глобальное мероприятие, глобальное изменение правил, а потом, когда заинтересованные лица осознают, чем им это грозит, к глобалистике подверстывается ценная конкретика. Пример: «Развитие внутреннего рынка». Предлагается Комплексная программа стимулирования этого дела (2000 —2004 гг.). А потом оказывается, что для развития означенного рынка будут хорошо стимулироваться самолетостроение и сельхозмашиностроение. Присоединяйтесь, господа.

А пока господа присоединяются, два слова о бюджете, инфляции и ВВП. Недоимка по платежам в бюджет выглядит как 12 млрд. грн. Темпы инфляции, даже по официальным данным, «превышают запланированные». Дефицит бездефицитного госбюджета увеличился только благодаря свежим парламентским поправкам более чем на 400 млн. ВВП, говорят нам, вырос, причем почти на 10%. Правда, при этом нам не сообщают, что в таком росте основная заслуга двух факторов: девальвации гривни и очень низкого показателя ВВП в феврале-марте 1999 года, с которым и сравнивают показатель нынешний. Так что, судя по состоянию на сегодня, в Программе и мерах по ее исполнению записано или слишком много, или слишком мало. Слишком много для того, чтобы после политических торгов Программа оказалась цельным документом. И слишком мало для того, чтобы осуществить реформы. Даже ради благополучия.